Дело № 2-2510/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 год г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Бурлакова И.И., с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А., с участием в деле: истца - Симдянкина Ивана Васильевича, его представителя - Фадеевой Надежды Николаевны, действующей на основании ордера № 707 от 20 октября 2011 года, ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя - Шахоткина Юрия Владимировича, действующего на основании доверенности от 06 июня 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симдянкина Ивана Васильевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, у с т а н о в и л : Симдянкин И.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. В обоснование иска указал, что ему, как ветерану боевых действий, Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия отказано в признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Он состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.12.2004, что подтверждается справкой Жилищного управления Администрации городского округа Саранск. С этой же даты он был зарегистрирован в республиканском реестре (списке) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов РФ», который в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.04.2006 № 155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" составляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия. Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 24 августа 2011 года № 10/7743 ему было отказано в предоставлении жилищной субсидии, в качестве отказа указано, что социальная выплата предоставляется путем выдачи свидетельства, на основании которого гражданин открывает в уполномоченном банке, отобранном на конкурсной основе, именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Средства социальной выплаты зачисляются на указанный счет гражданина после предоставления им в уполномоченный банк прошедшего государственную регистрацию договора купли-продажи (строительства) жилого помещения, а затем указанные средства банк перечисляет продавцу или застройщику в соответствии с вариантом приобретения жилья. Также указано, что на дату обращения он не нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку в 2010 г. через ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» приобрел квартируквартиру общей площадью 67,1 кв.м., в которой проживает с женой и сыном. Кроме того, перечисление уполномоченным банком средств социальной выплаты на расчетный счет кредитного учреждения не предусмотрено. Считает, что в данном письме ответчик исказил буквальный смысл положений Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.04.2006 № 155. В июне 2010 г. он приобрел у ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» по договору купли-продажи квартиру общей площадью 67,1 кв.м. На покупку квартиры ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» предоставила ему заем в размере 1 035 000 рублей. Приобретенная им квартира в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и договором займа № 60/10-3 от 11 июня 2010 года находится в залоге у ОАО «Мордовская ипотечная корпорация». На сегодняшний день остаток основного долга составляет - 1 014 469 рублей. В случае если он в силу каких- либо причин не в состоянии будет оплачивать кредит, кредитор имеет полное право обратить взыскание на заложенную квартиру. Довод ответчика в отказе в предоставлении социальной выплаты о том, что предоставленную субсидию в соответствии с пунктом 18 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, банк перечисляет непосредственно продавцу жилья или застройщику в соответствии с вариантом приобретения жилья тоже не верен, так как его кредитором является продавец жилья - ОАО «Мордовская ипотечная корпорация». Считает, что он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на статьи 16 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах», просит обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать ему свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья как ветерану боевых действий. В судебном заседании истец Симдянкин И.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. В судебном заседании представитель истца Фадеева Н.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Симдянкин И.В. с 20.04.1987 по 15.02.1989 при войсковая часть пп 2022 проходил службу в Республике Афганистан и имеет право на льготы, установленные Федеральным Законом «О ветеранах», ст. 16, п. 1, что подтверждается справкой, выданной Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России), военный комиссариат г. Саранска Республики Мордовия № 2633 от 25.07.2008. Также 18.02.1989 Симдянкину И.В. выдано свидетельство №, согласно которому он имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983. 02.12.2010 комиссией был составлен акт обследования помещения по адресу: <адрес>, где в настоящее время и проживает Симдянкин И.В. Согласно данному акту квартира находится в собственности у Симдянкина И.В., состоит из двух комнат, жилой площадью 39,5 кв.м., комнаты изолированные, дом кирпичный, комнаты: сухие, светлые. В квартире проживают: Симдянкин И.В., ФИО7, ФИО8. Дано заключение комиссии: семья ветерана боевых действий проживает в ипотечной квартире. 11.06.2010 между ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» и Симдянкиным И.В. заключен договор купли-продажи квартиры № 52/10-КП, согласно данному договору Симдянкин И.В. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Установлена продажная цена квартиры в сумме 2 035 000 рублей ( п. 1.6. кредитного договора). Также 11.06.2010 заключен договор займа № 60/10-3, согласно которому ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» предоставила Симдянкину И.В. и ФИО9 заем в размере 1 035 000 рублей на срок 240 месяцев. По состоянию на 21.06.2011 остаток основного долга Симдянкина И.В. составляет 1 018 937 рублей, что подтверждается справкой ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» № 3034 от 23.06.2011. Согласно справке жилищного управления Администрации городского округа Саранск № 1937 ОА/ЖУ от 15.12.2010 Симдянкин И.В. с составом семьи один человек на дату заключения договора купли-продажи квартиры № 52/10-КП-16.06.2010 состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Октябрьскому району с 24.12.2004. Письмом № 10/7743 от 24.08.2011 за подписью заместителя Министра социальной защиты населения Республики Мордовия ФИО6 Симдянкину И.В. было сообщено, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Правительством Республики Мордовия было принято постановление от 24.04.2006 № 155, в соответствии с которым формой обеспечения жильем указанных категорий граждан является предоставление им социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Симдянкин И.В. является ветераном боевых действий. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он состоял с 24.12.2004 и с указанной даты был зарегистрирован в республиканском реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Социальная выплата предоставляется путем выдачи свидетельства, на основании которого гражданин открывает в уполномоченном банке, отобранном на конкурсной основе, именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Средства социальной выплаты зачисляются на указанный счет гражданина после предоставления им в уполномоченный банк прошедшего государственную регистрацию договора купли-продажи (строительства) жилого помещения, а затем указанные средства банк перечисляет продавцу или застройщику в соответствии с вариантом приобретения жилья. В июне 2010 г. через ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» Симдянкин И.В. приобрел квартируквартиру общей площадью 67,1 кв.м., в которой проживает с женой и сыном. Кроме того, перечисление уполномоченным банком средств социальной выплаты на расчетный счет кредитного учреждения не предусмотрено. Суд считает, что указанное решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия является незаконным по следующим основаниям. Согласно пп.3 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. В соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 г., граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Как следует из пояснений сторон, представленных доказательств, Симдянкин И.В. не был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как на момент приобретения жилого помещения, так и на момент обращения в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, что подтверждается справкой жилищного управления Администрации городского округа Саранск № 1937 от 15.12.2010, а также выпиской из республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Ссылка ответчика о том, что на дату обращения в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия Симдянкин И.В. не нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку в июне 2010 года через ОАО «Мордовская ипотечная корпорация» приобрел квартиру, является несостоятельной. В силу п. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» данный порядок устанавливает правила обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Правом на получение социальных выплат обладают ветераны боевых действий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (п. 4 Правил). Размер социальной выплаты определятся, исходя из общей площади жилья 18 кв.м. строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства ветеранам боевых действий (п.10) Владелец свидетельства обязан представить в банк договор купли-продажи (строительства) жилого помещения или первичные документы, подтверждающие факт приобретения строительных материалов, при самостоятельной застройке жилья, а также другие документы, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты (договор долевого строительства, договор подряда, договор ипотечного кредитования) (п. 16). При необходимости дополнительных средств (сверх предоставленной социальной выплаты) для оплаты приобретаемого жилого помещения, владельцем свидетельства используются на эти цели собственные или заемные средства ( п. 17). Приобретение гражданином жилья на кредитные (заемные) средства не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем суд считает необходимым признать право Симдянкина И.В. на получение субсидии. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Симдянкина Ивана Васильевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья удовлетворить. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Симдянкину Ивану Васильевичу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков