Дело № 2-2455/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Пахомова А.В., при секретаре - Кузнецовой А.Н., с участием в деле: истицы – Ситкиной Л.В., ее представителя – Шукшиной И.А., полномочия которой определены в соответствии с частью шестой статьи 53 ГПК РФ, ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя - Шерстобитовой Ж.В., представившей доверенность № 192 от 16 февраля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситкиной Лидии Васильевны о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачете в специальный стаж периода работы с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 16 апреля 2010 года, установил: Ситкина Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачете в специальный стаж периода работы с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 16 апреля 2010 года. В обоснование своих требований Ситкина Л.В. указала, что 16 апреля 2010 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не засчитан период с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы, так как данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Считает указанное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. 19 июля 1986 года она была принята заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы. Администрацией больницы неправильно составлено штатное расписание и соответственно внесена запись в трудовую книжку о наименовании должности: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом» вместо «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер». Она фактически работала в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшером, оказывала доврачебную медицинскую помощь населению, вела больных на дому, вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачесть в специальный стаж период работы с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 16 апреля 2010 года. В судебном заседании истица Ситкина Л.В. и ее представитель Шукшина И.А. исковые требования поддержали по тем же самым основаниям, просили суд их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. относительно исковых требований Ситкиной Л.В. возразила, пояснив при этом, что в назначении досрочной пенсии ей было отказано законно. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему. Как следует из письменных доказательств, 16 апреля 2010 года Ситкина Л.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, поскольку имеется 27 лет 9 месяцев. При этом из специального стажа был исключен период с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы. Указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Саранске Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Материалами дела установлено, что 20 марта 1986 года Колесникова (Ситкина) Л.В. принята на должность акушерки в Низовский ФАП, 19 июля 1986 года Колесникова (Ситкина) Л.В. временно переведена на должность заведующей Н/В Чукальским ФАП, что подтверждается также записями в трудовой книжке. Согласно подпункту 20 пункта 1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Следовательно, досрочная пения по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности. В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра) и наименование учреждения «фельдшерско-акушерский пункт». Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Так, согласно Акту документальной проверки, проведенной специалистом ОПП ЗЛ УПФ РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ ФИО9 от 30 июня 2010 года, к проверке представлены книги приказов по Атяшевской ЦРБ с 1986 года по 1989 год и штатные расписания по Атяшевской ЦРБ с 1986 года по 1989 год. По книгам приказов на Колесникову (Ситкину) Л.В. значатся приказы: Приказ № 25 от 20 марта 1986 года, согласно которому Колесникова Л.В. принята на должность акушерки в Низовский ФАП с 20 марта 1986 года. Приказ № 46 от 19 июня 1986 года, согласно которого акушерка Низовского ФАП Колесникова Л.В. временно переведена на должность заведующего НВ Чукальским ФАП. Приказ № 103 от 2 ноября 1987 года, согласно которому в связи с производственной необходимостью временно заведующую НВ Чукальским ФАП Колесникову Л.В. направить на должность Чукалишенским ФП. Приказом № 28 от 23 марта 1989 года уволить с 24 марта 1986 года заведующую НВ Чукалинским ФАП в виду перемены места жительства. Кроме того, из справки, выданной Главой Вежне-Чукалинского сельского поселения ФИО11, следует, что действительно на территории Вежне-Чукалинского сельского совета Атяшевского района находился ФАП. В период с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года заведующей работала Колесникова Л.В. Она занималась лечебной деятельностью и оказывала всю неотложную медицинскую помощь сельскому населению (с.Чукалы-на-Вежне, д.Михайловка). Как следует из списка должностей за сентябрь 1986 года, август 1987 года, август 1988 года и объяснений истицы, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются одним из видов доказательств, следует, что она помимо обязанностей заведующей фельдшерскоакушерским пунктом выполняла обязанности акушерки. Из расчетно-платежных ведомостей следует, что помимо основанного оклада Колесникова (Ситкина) Л.В. получала 10 рублей за заведование. Кроме того, из пояснений истицы следует, что в период времени с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы она выполняла следующие должностные обязанности: оказывала доврачебную медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, вела больных на дому, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, подготавливала больных к приему врачом, участвовала в диспенсаризации населения, проводила профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитные мероприятия и т.д. Данные обязанности соответствует должностным обязанностям, предусмотренным должностной инструкцией, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшера, акушерки, медсестры). Доказательств, опровергающих данные обстоятельства в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено. Кроме того, номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ № 377«Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» от 15 октября 1999 года, в разделе средний медицинский персонал предусмотрена должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушерка, медицинская сестра). Согласно письму Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 года № 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года № 395. Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учётом периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также при оценке права на выплату таких пенсий, но не ранее даты их вступления в законную силу. Анализируя вышеприведённые доказательства, суд приходит к выводу, что истица в спорный период работы осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца. Таким образом, период работы с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года подлежит включению в специальный стаж истицы. В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Следовательно, с учетом того, что специальный стаж истицы на день обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истицы возникло 16 апреля 2010 года. При таких обстоятельствах заявленные истицей требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Исковое заявление оплачено Ситкиной Л.В. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. В этой связи истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Ситкиной Лидии Васильевны о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачете в специальный стаж периода работы с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 16 апреля 2010 года удовлетворить. Признать незаконным решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2010 года № 24479/170-594 об отказе Ситкиной Лидии Васильевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Ситкиной Лидии Васильевне в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период с 19 июля 1986 года по 24 мая 1989 года в должности заведующей Н/В Чукальским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевской центральной районной больницы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Ситкиной Лидии Васильевне с 16 апреля 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Ситкиной Лидии Васильевны 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов