Дело № 2-2468/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю., при секретаре судебного заседания – ФИО6, с участием в судебном заседании: истицы - Зубанковой Н.А., её представителя - Попковой Н.Н., представившей доверенность от 11.10.2011 № 4-4696, представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубанковой Натальи Алексеевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в предоставлении жилищной субсидии, понуждении предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 1 065 300 руб., установил: Зубанкова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в предоставлении жилищной субсидии, понуждении предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 1 065 300 руб. В обоснование своих требований указала, что имеет стаж муниципальной службы 11 лет 3 месяца, что подтверждается справкой от 30.03.2009 № 2, выданной Администрацией Пролетарского района городского округа Саранск. Уволена с муниципальной службы 31 марта 2009 г. в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск на основании распоряжения № 63 от 30.03.2009 в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), что подтверждается записями в трудовой книжке. На момент включения в списки очереди на улучшение жилищных условий и на момент предъявления настоящего иска её семья состоит из трех человек: она, её дочь ФИО3 и сын ФИО4. Все они проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, в которой также проживают её родители ФИО7 и ФИО8. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ФИО3 принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 47,2 кв. м. Жилого помещения на праве собственности у неё не имеется. 28 октября 2008 года Совет депутатов городского округа Саранск принял решение № 184 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья». 30 марта 2009 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выделении ей и её семье безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как муниципальному служащему, имеющему стаж муниципальной службы 11 лет 3 месяца. Письмом Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 3 апреля 2009 г. № 143-ЖУ ей было сообщено о том, что её просьба о предоставлении безвозмездной субсидии в соответствии с Положением о предоставлении субсидий муниципальным служащим на строительство или приобретение жилья поставлена на контроль Управления. Письмом начальника жилищного управления Администрации г. о. Саранск ФИО9 от 03 июня 2010 г. № 637-ЖУ ей было сообщено, что в связи с изменениями, внесенными в Положение о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. № 530, она не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии. Считает отказ в предоставлении безвозмездной субсидии незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Её семья, состоящая из трёх человек, состоит на учёте с 02.06.2008 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В качестве основания для отказа ей в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Администрацией городского округа Саранск указано, что она не имеет права на субсидию в связи с изменениями, внесёнными в Положение о предоставлении субсидий муниципальным служащим решением от 28.04.2010 № 530 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 184». Так, пунктом 23 данного Положения в редакции, действовавшей до его изменения решением от 28.04.2010, было предусмотрено, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; неправомерных действий муниципальных служащих при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; умышленного ухудшения жилищных условий; увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 530 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184» в абзаце 5 пункта 23 Положения слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию» были исключены. Однако её заявление поступило к ответчику 30 марта 2009 г., в связи с чем принятое решение от 28 апреля 2010 г. не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Пунктом 2 ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Нормативно-правовые акты, законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных законом. На 30 марта 2009 года, дату её обращения, законную силу имело Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184, в котором было указано, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. Таким образом, при рассмотрении её заявления о предоставлении безвозмездной субсидии как муниципальной служащей должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу по состоянию на 30 марта 2009 года, то есть на момент подачи указанного заявления. Более того, пунктом 21 Положения предусмотрено, что заявления и документы, указанные в п. 20 настоящего Положения, а также материалы проверки жилищных условий муниципальных служащих рассматриваются Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск в течение месяца. Однако в нарушение вышеуказанного положения вопрос о предоставлении ей и её семье безвозмездной субсидии на приобретение жилья находился на рассмотрении в Администрации городского округа Саранск более года и рассмотрен после внесения соответствующих изменений в Положение, что повлекло за собой отказ в удовлетворении её заявления. Таким образом, она, являясь муниципальной служащей, имея необходимый стаж, будучи уволенной с муниципальной службы в связи с сокращением численности работников и признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Пунктом 11 Положения в действующей на момент её обращения редакции предусмотрено, что размер субсидии на строительство или приобретение жилья для муниципальных служащих определяется в процентном отношении к средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья с учетом норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу Саранск в зависимости от соотношения месячного дохода на одного члена семьи к ставке в размере 4330 рублей лица, получающего субсидию, и стажа муниципальной службы согласно Приложению 2 к настоящему Положению. Учитывая, что у её дочери имеется на праве собственности 23,6 кв. м. жилья, а законодательством предусмотрено, что родители не имеют прав на имущество ребёнка, то ей и её сыну полагается по 18 кв. м. на человека. Просила признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 03.06.2010 № 637-ЖУ в предоставлении ей, Зубанковой Наталье Алексеевне, безвозмездной субсидии на приобретение жилья и обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 1 065 300 руб. Взыскать с Администрации городского округа Саранск расходы по оплате госпошлины на сумму 200 руб. В судебном заседании истица Зубанкова Н.А., её представитель Попкова Н.Н. исковые требования подержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к нижеследующему. Из материалов дела следует, что семья Зубанковой Н.А. состоит из трех человек: истица, её дочь ФИО3 и сын ФИО4. Все они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о составе семьи и выпиской из домовой книги, а также свидетельствами о рождении детей (л.д. 15, 16, 19, 20). При этом, кроме Зубанковой Н.А. и её детей, в квартире проживают её отец ФИО7 и мать ФИО8. 30 января 2006 г. за ФИО3 зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.21). Зубанкова Н.А. в период с 21.12.1998 по 31.03.2009 находилась на муниципальной службе, уволена в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается записями в трудовой книжки истицы (л.д. 10-14). Согласно справке № 2 от 30.03.2009 Администрации городского округа Саранск стаж муниципальной службы Зубанковой Н.А. составляет 11 лет и 3 месяца (л.д. 9). 30.03.2009 Зубанкова Н.А. обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья как муниципальному служащему Администрации городского округа Саранск. Согласно сообщению № 143-ЖУ начальника жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 03.04.2009 просьба Зубанковой Н.А. о предоставлении безвозмездной субсидии согласно Положению о предоставлении субсидий муниципальным служащим Администрации городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья поставлена на контроль управления. 03 июня 2010 г. письмом № 637-ЖУ начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск ФИО9 истице сообщено, что в связи с внесенными изменениями в Положение о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184 она не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии. С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184, муниципальные служащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение вновь построенного жилья на территории городского округа Саранск в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления. В случае отсутствия предложений на первичном рынке жилья муниципальному служащему по решению Главы Администрации городского округа Саранск может быть предоставлено право на приобретение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, на вторичном рынке жилья. На муниципальных служащих распространяется общий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учет и предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Помимо оснований, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия и правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Саранск для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются муниципальные служащие, имеющие обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи менее 14 квадратных метров. В ходе судебного разбирательства установлено, что семья Зубанкова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент обращения Зубанковой Н.А. в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии и в настоящее время ее семья, состоящая из трех человек, а также её родители ФИО7 и ФИО8 проживают в жилом помещении общей площадью 47,20 кв.м. На каждого члена семьи приходится 9,44 кв.м. Пункт 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 334 «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Мордовия» устанавливает в Республике Мордовия региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 кв.м. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Субсидии на строительство или приобретение жилья, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы не менее 10 лет. Решение о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья принимается Главой Администрации городского округа Саранск. Субсидия предоставляется по заявлениям муниципальных служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского округа Саранск. В качестве основания для отказа Зубанковой Н.А. в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Администрация городского округа Саранск указывает на то, что она не имеет права на ее предоставление в связи с внесенными изменениями в Положение, утвержденное Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184. Между тем согласно пункту 23 данного Положения муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; неправомерных действий муниципальных служащих при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; умышленного ухудшения жилищных условий; увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. увольнения с муниципальной службы. Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184» из абзаца 5 пункта 23 Положения слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию» исключены. Суд считает, что доводы истицы о том, что принятое Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184» не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, являются обоснованными. При этом суд исходит из следующего. Пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации содержит запрет на принятие нормативно-правовых актов, законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Нормативно-правовые акты, законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Истица Зубанкова Н.А. обратилась с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья 30 марта 2009 г. На тот момент законную силу имело Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184, в котором было указано, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. Поэтому при рассмотрении заявления истицы о предоставлении безвозмездной субсидии как муниципальной служащей должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу по состоянию на 30 марта 2009 года, то есть на момент подачи указанного заявления. В связи с чем суд приходит к выводу, что истица, имеющая необходимый стаж муниципальной службы, уволенная с муниципальной службы в связи сокращением численности работников и признанная в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья наравне с другими муниципальными служащими. Согласно предварительному расчету размера субсидий муниципальным служащим, подготовленному по запросу суда начальником Финансового управления Администрации городского округа Саранск, размер субсидии Зубанковой Н.А. на состав семьи из трёх человек составляет 961 420 рублей. Данный расчёт является обоснованным. В соответствии с п. 14 Положения о предоставлении для лиц, замещающих должности муниципальной службы, относящиеся к высшей группе должностей муниципальной службы - не менее 20 квадратных метров; для лиц, замещающих должности муниципальной службы, относящиеся к иным группам должностей муниципальной службы - не менее 15 квадратных метров. Таким образом, основная площадь жилого помещения, полагающаяся Зубанковой Н.А. на трёх членов её семьи, составит разницу между полагающейся её семье из трёх человек жилой пощади и площади жилья, уже имеющегося в собственности у членов семьи. Суд рассчитывает данную площадь следующим образом: 18 кв.м. х 3 чел. – 23,6 кв.м. (жильё в собственности) = 30,4 кв.м. Зубанкова Н.А. замещала должности муниципальной службы, относящиеся к иным группам должностей, то есть дополнительная жилая площадь, полагающаяся ей, составит 15 кв.м. В соответствии с п. 11 Положения размер субсидии на строительство или приобретение жилья для муниципальных служащих определяется в процентном отношении к средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья с учетом норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу Саранск в зависимости от соотношения месячного дохода на одного члена семьи к ставке в размере 4330 рублей лица, получающего субсидию, и стажа муниципальной службы согласно приложению 2 к настоящему Положению. Исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья, равной 26 500 руб. за 1 кв.м., и месячного дохода на одного члена семьи истицы, равного 3202 руб., при стаже работы в 11 лет размер полагающейся Зубанковой Н.А. субсидии составит: (30,4 кв.м. х 26 500 руб. х 70 %) + (15 кв.м. х 26500 руб.) = 961 420 руб. Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования Зубанковой Н.А. частично и возлагает на Администрацию городского округа Саранск обязанность по предоставлению Зубанковой Н.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в размере 961 420 рублей. В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Исковое заявление оплачено Зубанковой Н.А. государственной пошлиной в размере 200 рублей, что соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. В этой связи Зубанковой Н.А. подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования Зубанковой Натальи Алексеевны удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 03.06.2010 № 637-ЖУ в предоставлении Зубанковой Наталье Алексеевне безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке предоставить Зубанковой Наталье Алексеевне безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 961 420 (девятисот шестидесяти одной тысячи четырехсот двадцати) рублей. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Зубанковой Натальи Алексеевны расходы по оплате госпошлины на сумму 200 (двести) рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований Зубанковой Наталье Алексеевне отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий С.Ю. Надёжина
субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск
на строительство или приобретение жилья, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 184, субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется с учетом положений пункта 11 настоящего Положения для приобретения или строительства жилья, площадь которого не достигает до нормы предоставления площади жилья (18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек; 33 кв. метра общей площади на одного человека) и дополнительной жилой площади в размере: