Дело № 2-2241/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 ноября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Кечкиной Н.В., с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В., с участием в деле: истца – Кручинкина М.И., его представителей - Кручинкиной Г.М. и Соломатина А.А., представивших доверенность 13 АА 0172507 от 23 июня 2011 года № 3-2331, ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя - Стансковой Е.В., ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 08 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кручинкина Матвея Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей, установил: Кручинкин М.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непризнания непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, недачи ответа по форме, установленной пунктами 46 и 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении Администрации городского округа Саранск включить жилое помещение, в число непригодных для его проживания по форме согласно приложению № 1 к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, понуждении принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей. В обоснование своих требований указал, что 21 апреля 2011 года он -участник Великой Отечественной войны, инвалид <данные изъяты> группы и его дочь Кручинкина Г.М. обратились в администрацию городского округа Саранск с совместным заявлением, в котором указали, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В соответствии с пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами - колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. Просили признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для его проживания как участника Великой Отечественной войны, инвалида <данные изъяты> группы, так как индивидуальной программой реабилитации ему показано пользование креслом-коляской, однако данное жилое помещение не соответствует требованиям раздела 4 «Особые требования к среде жизнедеятельности маломобильных групп населения», указанных СНиП 35-01-2001. Просили также принять его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях по всем основаниям. Просили также необходимые документы и материалы по всем поставленным в настоящем заявлении вопросам собрать силами администрации городского округа Саранск. Нарушение его прав заключается в том, что поставленные им с согласия дочери, собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Кручинкиной Г.М. вопросы о признании жилого помещения непригодным для проживания и принятии его, как участника Великой Отечественной войны, инвалида <данные изъяты> группы, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение установленных законом сроков до сих пор не рассмотрены по существу. В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, причинённого незаконными действиями и (или) бездействием органа местного самоуправления при рассмотрении обращения, по решению суда. На основании изложенного просил суд признать незаконными действия Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непризнания непригодным для его проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, недаче ему ответа по форме, установленной пунктами 46 и 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, непостановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика включить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в число непригодных для его проживания как участника Великой Отечественной войны и инвалида <данные изъяты> группы по форме согласно приложению № 1 к Положению о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, обязать Администрацию городского округа Саранск принять его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскать с Администрации городского округа Саранск в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 700 000 рублей, расходы на составление искового заявления в сумме 3 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины, нотариусу за оформление доверенности на представителя и другие расходы. Определением от 03 ноября 2011 года производство в части исковых требований Кручинкина М.И. о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении Администрации городского округа Саранск включить жилое помещение в число непригодных для его проживания по форме согласно приложению № 1 к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 прекращено в связи с отказом от части исковых требований, вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска. В судебное заседание истец Кручинкин М.И. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, при этом в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Соломатина А.А. В судебном заседании представители истца Кручинкина Г.М. и Соломатин А.А. исковые требования поддержали по указанным основаниям, просили суд их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно исковых требований возразила, просила суд оставить их без удовлетворения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему. В судебном заседании установлено, что истец Кручинкин М.И. Дата рождения является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой №. Согласно представленному удостоверению № от 21 апреля 2000 года Кручинкин М.И. является участником Великой Отечественной войны и имеет все права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Кручинкин М.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является его дочь Кручинкина Г.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 14 февраля 2001 года. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Гражданин Российской Федерации имеет право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации). Все эти требования установлены Конституцией Российской Федерации для того, чтобы не было неоправданных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны государственных властей и должностных лиц. Законодатель, соблюдая конституционны требования, должен исходить их принципа целесообразности, отыскивая оптимальную модель ограничения прав и свобод человека и гражданин. Они не должны быть чрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечением основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Как это следует из материалов дела, 21 апреля 2011 года истец Кручинкин М.И. и его дочь Кручинкина Г.М. обратились в Администрацию городского округа Саранск с совместным заявлением, в котором просили суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания для инвалида <данные изъяты> группы, участника Великой Отечественной войны Кручинкина М.И., так как индивидуальной программой реабилитации ему показано пользование креслом-коляской, однако данное жилое помещение не соответствует требованиям раздела 4 «Особые требования к среде жизнедеятельности маломобильных групп населения», указанных СНиП 35-01-2001. При этом просили принять Кручинкина М.И. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях по всем основаниям действующего законодательства. Необходимые документы и материалы по всем поставленным в настоящем заявлении вопросам просили собрать силами Администрации городского округа Саранск. Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В соответствии с пунктом 46 Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1 (пункт 48 Положения). Как это следует из положений статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Вышеназванное заявление Кручинкина М.И. и Кручинкиной Г.М. зарегистрировано канцелярией Администрации городского округа Саранск 25 апреля 2011 года за входящим номером № 7598/1-07. Кроме того, на заявлении проставлен штамп с датой исполнения - до 24 мая 2011 года. Однако в нарушение указанных норм Закона ответ на обращение Кручинкина М.И. и Кручинкиной Г.М. на день вынесения решения судом Администрацией городского округа Саранск зявителями не получен. Как это следует из материалов дела, обращение истца и его дочери рассмотрено Администрацией Ленинского района городского округа Саранск 26 мая 2011 года (что уже нарушает установленный законом месячный срок рассмотрения обращений граждан). Кручинкиным дан ответ за подписью Главы администрации Ленинского района городского округа Саранск ФИО9, согласно которому решением комиссии по жилищным вопросам от 29 марта 2010 года в принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилья отказано согласно подпункту 2 пункта 10, подпункта 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335 (обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м.). По вопросу признания квартиры пригодной (непригодной) для проживания инвалида <данные изъяты> группы, участника Великой Отечественной войны, направлено письмо в ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» для обследования. О результатах будет сообщено дополнительно. Из пояснений представителей истца следует, что дополнительной информации истцу не поступало. Администрация городского округа Саранск является единственным уполномоченным органом по рассмотрению данного обращения в установленном законом порядке. Таким образом, исковые требования Кручинкина М.И. о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени Администрацией городского округа Саранск не дан ответ на обращение истца. Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Кроме того, как это следует из акта экспертного исследования ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Центр некоммерческих судебных строительно – технических экспертиз № 180/01-11 от 23 сентября 2011 года, в результате проведенного обследования установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям действующих стандартов в разделе обеспечения доступности инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания, ширине прихожей, размерам совмещенного санузла, площади кухни, ширине дверных проемов. Физический износ квартиры равен 38 %. В соответствии с законодательством Российской Федерации и пунктом 8.13. Устава ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» вправе осуществлять по договорам с юридическими и физическими лицами экспертную деятельность. Проведение экспертных исследований поручается работникам соответствующего структурного подразделения университета, обладающим необходимыми профессиональными знаниями (экспертам); основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, эксперт оформляет и подписывает Акт экспертного исследования согласно принятым нормативным требованиям. Результат проведенного экспертного обследования, который в данном случае оформлен в виде Акта экспертного исследования, сдается заказчику по Акту сдачи-приемки выполненных по договору работ (оказанных услуг), который подписывается от имени университета должностным лицом, заключившим договор. Согласно заключению Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р (с изменениями от 2007 -2011 годов) № 122 от 28 октября 2011 года, основанному на вышеуказанном акте экспертного заключения № 180/01-11 от 23 сентября 2011 года, техническом паспорте квартиры, установлено, что согласно техническому паспорту годом постройки здания считается 1961 год. Здание располагается на местности со спокойным рельефом в центральной части города. Грунты - суглинки. Здание представляет собой четырехэтажное строение с кирпичными стенами, фундамент ленточный бетонный, междуэтажное и чердачное перекрытия железобетонные, крыша чердачная с деревянными стропилами, кровля из листов металлопрофиля, отопление центральное. Здание оборудовано холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электроосвещением и газоснабжением. Общая площадь квартиры № - 40,71 кв.м., жилая площадь - 23,48 кв.м. Квартира № принадлежит Кручинкиной Г.М. Наблюдается ввыщелачивание раствора фундамента; следы увлажнения цоколя, ввыветривание швов кирпичной кладки на глубину до 1 см. Имеются сколы досок местами, щели между досками, стирание досок в ходовых местах. Перекрытия находятся в удовлетворительном состоянии, имеются мелкие трещины, неровности. Следы протечек, относительная влажность утеплителя более 20 %, ослабление крепления отдельных листов к обрешетке. Коробки местами повреждены, расшатывание дверных полотен. Местные единичные повреждения окрасочного слоя, волосные трещины в рустах, в местах сопряжения потолков и стен, отставание и повреждение кромок местами. Потеря эластичности изоляции проводов. Физический износ составляет 38 %. Вход в подъезд жилого дома осуществляется через дверной проем шириной 1,25 м, в дверном проеме установлена металлическая дверь; уровень асфальтобетонного покрытия совпадает с отметкой входа; исследуемая квартира расположена на втором этаже дома; подъем на этажи жилого дома осуществляется по железобетонному лестничному маршу шириной 0,98 м, на котором отсутствуют пандусы или колейные аппарели для доступности инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания; в состав исследуемой квартиры № входят следующие помещения: прихожая, кухня, две жилые комнаты, кладовая, совмещенный санузел; размеры помещений по результатам натурных обмеров составляют: коридор - 2,48 x 1,17 м; жилая комната (зал) - 5,50 x 2,70 м; жилая комната (спальня) - 3,0 x 2,30 м; кладовая - 2,28 x 2,30 м; кухня - 2,50 x 2,10 м; совмещенный санузел - 1,85 x 1,60 м; средняя высота помещений - 2,4 м санузла не соответствуют требования действующих стандартов; площадь помещений исследуемой квартиры составляет: жилой комнаты (зала) - 16,88 м; жилой комнаты (спальни) - 6,9 м; кладовой - 5,24 м; кухни - 5,25 м; совмещенного санузла - 2,96 м, и по площади кухни не соответствует требованиям действующих стандартов; ширина дверных проемов в исследуемой квартире составляет: входной двери - 0,9 м; коридора - 0,72 м; совмещенного санузла - 0,6 м; кухни - 0,67 м; жилой комнаты - 0,7 м; кладовой - 0,55 м и не соответствует требованиям действующих стандартов. Экспертом состояние жилого помещения характеризуется как не отвечающее требованиям действующих стандартов в разделе обеспечения доступности инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания, ширине прихожей, размерам совмещенного санузла, площади кухни, ширине дверных проемов. Межведомственная комиссия приняла решение о несоответствии помещения по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, п. 1.1, п. 4.1, п. 3.23, п. 4.8, п. 4.5, п. 4.6, п. 3.68 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», п. 4.3, п. 4.17, п. 5.19 СНиП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам». В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Согласно пункту 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами - колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. Из статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств, опровергающих эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что занимаемое истцом жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям действующих стандартов в части обеспечения доступности инвалида на кресле-коляске к нему и в нем и фактически непригодно для проживания в нем маломобильных групп населения. Согласно пункту 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335,, лица, нуждающиеся в жилых помещениях - граждане, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на предоставление жилья по договорам социального найма. В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденные постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковое требование Кручинкина Матвея Ивановича к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органа местного самоуправления при рассмотрении обращения, по решению суда. Согласно статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Согласно статье 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Суд признает обоснованным доводы истца о том, что в связи с нарушением его конституционного права на рассмотрение обращения, он понес нравственные переживания, которые усугубились его индивидуальными особенностями, а именно инвалидностью <данные изъяты> группы. Действительно, истец является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно, он нетрудоспособен, нуждается в постоянном, постороннем уходе, кроме того, является участников Великой отечественной войны, его конституционные права были нарушены органом местного самоуправления, призванным соблюдать нормы действующего законодательства и Конституции Российской Федерации. Обращение Кручинкина М.И. не рассмотрено до настоящего времени, хотя Администрация городского округа Саранск является единственным уполномоченным органом по рассмотрению данного обращения в установленном законом порядке и от решения поставленных в данном обращении вопросов напрямую зависело соблюдение установленных действующим законодательством о ветеранах его прав и законных интересов. Вместе с тем с учетом требований разумности и справедливости а, также принимая во внимание степень вины ответчика, фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Администрации городского округа Саранск в пользу истца, в сумме 5000 рублей. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно части первой статьи 88 и статье 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Истцом заявлено письменное ходатайство о возмещении ему расходов в связи с проведением экспертного исследования ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Центр некоммерческих судебных строительно – технических экспертиз № 180/01-11 от 23 сентября 2011 года в размере 11 110 рублей, которое подлежит удовлетворению по следующим мотивам. Как это следует из материалов дела, между ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» и Кручинкиным М.И. был заключен договор № 447-180/01-11 от 20 сентября 2011 года на проведение экспертного обследования по определению пригодности жилого помещения, в котором проживает истец, за проведение экспертного исследования ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Центр некоммерческих судебных строительно – технических экспертиз № 180/01-11 оплачено 11 000 рублей и сбор 110 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате. Распределяя между сторонами по делу расходы за производство экспертизы, суд исходит из того, что при рассмотрении дела учитывалось данное заключение в качестве доказательства в подтверждение исковых требований Кручинкина М.И., кроме того, оно учитывалось Межведомственной комиссией при решении вопроса о пригодности жилого помещения для проживания истца. Суд признает указанные расходы необходимыми, связанными с рассмотрением дела. В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела участвовал Соломатин А.А. в качестве представителя истца Кручинкина М.И. на основании доверенности. В своем заявлении истец просит возместить ему расходы на оплату услуг представителя согласно представленным квитанциям на сумму 16 000 рублей. Суд признает указанные расходы необходимыми, связанными с рассмотрением дела, однако, учитывая требования разумности и справедливости, а также характер спора и продолжительность рассмотрения судом данного дела, суд считает возможным взыскать в пользу истца расходы в сумме 10 000 рублей. Кроме того, Кручинкиным М.И. заявлено ходатайство о взыскании расходов за оформление доверенности на представителей. Согласно представленной нотариальной доверенности №3-2331 от 23 июня 2011 года взыскано по тарифу 300 рублей (л.д.7-8), данные расходы суд также признает необходимыми, связанными с рассмотрением дела. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Кручинкина Матвея Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении его заявления от 21 апреля 2011 года в части непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей удовлетворить частично. Признать незаконными действия Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в нерассмотрении заявления Кручинкина Матвея Ивановича от 21 апреля 2011 года в части непостановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию городского округа Саранск принять участника Великой Отечественной войны инвалида <данные изъяты> группы Кручинкина Матвея Ивановича на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Кручинкина Матвея Ивановича компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей (пяти тысяч рублей). Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Кручинкина Матвея Ивановича расходы, связанные с проведением экспертизы, в размере 11 110 рублей (одиннадцати тысяч ста десяти рублей), расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей (десяти тысяч рублей) и расходы, связанные с оформлением нотариальной доверенности, в сумме 300 рублей (триста рублей). На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина