Дело № 2-2598/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 ноября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Ремнёвой И.П., с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д., с участием в деле: истицы – Алукаевой Сании Ахметовны, ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя - Шахоткина Юрия Владимировича, действующего по доверенности от 6 июня 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алукаевой Сании Ахметовны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании за ней права на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдове ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, установил: Алукаева С.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики о признании за ней права на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдове ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». На основании протокола № 5 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 27 мая 2011 года Алукаева С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что она проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания. В связи с тем, что ГУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» своевременно не представило в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия сведения о необходимости выделения Алукаевой С.А. субсидии на приобретение жилья как вдове ветерана Великой Отечественной войны, дочь истицы ФИО10 была вынуждена обратиться с письмом к Президенту Российской Федерации. И только после этого из Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия 25 сентября 2011 года пришло письмо, из которого следовало, что Алукаева С.А. как супруга умершего участника Великой Отечественной войны из числа проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, попадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2008 года № 714 только в случае выселения из служебного жилого помещения. Истица с данным отказом Министерства социальной защиты по Республике Мордовия не согласна, поскольку она полагает, что данный отказ противоречит действующему законодательству, так как статьи 17 и 19 Федерального закона «О ветеранах» предусматривают предоставление субсидий на приобретение жилья вдовам ветеранов Великой Отечественной войны. По данным основаниям Алукаева С.А. просила суд признать за ней право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдове ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. В судебное заседание истица Алукаева С.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя адвоката Гафурова Э.Х. В судебное заседание представитель истицы Гафуров Э.Х. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известил. В судебном заседании представитель ответчика Шахоткин Ю.В. иск Алукаевой С.А. не признал, просил суд отказать в его удовлетворении. Суду объяснил, что истица не обращалась в установленном порядке в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальной выплаты на приобретение или строительство жилья отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет при Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. 22 августа 2011 года в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия через Правительство Республики Мордовия поступило обращение ФИО10, адресованное Президенту Российской Федерации, по жилищному вопросу ее матери Алукаевой С.А. Заявительнице даны письменные разъяснения. Решение об отказе истице в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия не принималось, так как Алукаева С.А. в установленном порядке с заявлением о выдаче такого свидетельства не обращалась. Вместе с тем даже при условии обращения истицы с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Алукаева С.А. не имеет права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, так как в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входящих в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Алукаевой С.А. не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, Алукаева С.А. является вдовой ФИО2, умершего Дата. Согласно справке № 2682 ГУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» от 30 апреля 2010 года Алукаева С.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Согласно справке начальника отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Ромодановскому и Лямбирскому муниципальным районам ФИО18 от 3 ноября 2011 года ФИО2 Дата рождения действительно являлся ветераном-участником ВОВ 1941-1945 г. согласно ФЗ «О ветеранах» статья 17 и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22.06.1941 – 03.09.1945 не менее шести месяцев или награжденных орденами и медалями в составе 378 зап. СП в период с 28 декабря 1944 года по 3 сентября 1945 года. Основание: учетная карточка к военному билету НП - 2346761. Постановлением Главы Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 9 июня 2011 года № 459 Алукаева С.А. с составом семьи из одного человека принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335. Согласно акту независимой экспертизы дом, где проживает истица, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. 25 июля 2011 года ФИО10 – дочь Алукаевой С.А. обратилась к Президенту Российской Федерации, указывая, что Алукаева С.А. является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны, ветераном тыла и инвалидом <данные изъяты> группы, а имеющееся у нее жилье относится к категории ветхих. Согласно статье 21 ФЗ «О ветеранах» она имеет право на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета. Алукаева С.А, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. ФИО10 полагает, что отдел социальной защиты населения умышленно затягивает время с тем, чтобы Алукаева С.А. не дождалась реализации своего права, и просит Президента Российской Федерации разобраться в сложившейся ситуации. 19 сентября 2011 года на указанное обращение ФИО10, проживающей по адресу: <адрес>, за подписью заместителя министра социальной защиты населения Республики Мордовия ФИО13 дан письменный ответ, из содержания которого следует, что, по мнению Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, Алукаева С.А. не имеет права на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входящих в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Алукаева С.А. как супруга умершего участника Великой Отечественной войны из числа проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадает под действие указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 только в случае выселения из служебного жилого помещения. Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Согласно пунктам 4, 10 и 11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155, правом на получение социальной выплаты обладают инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой отечественной войны. Размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства. Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Согласно пунктам 3, 5, 6, 8.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлении социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Организация работы по выпуску, выдаче и погашению свидетельств, расчету размера социальной выплаты обеспечивается Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты граждане представляют в Министерство заявление о предоставлении социальной выплаты; документы, удостоверяющие личность гражданина – получателя меры социальной поддержки, а также членов его семьи; копию свидетельства о пенсионном страховании; сведения из органов местного самоуправления, подтверждающие факт постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; акт проверки жилищных условий, подтверждающий нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий, составленный соответствующим органом местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина; справку из органов местного самоуправления о нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату обращения в Министерство; выписку из домовой книги; справку о составе семьи, сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности гражданина и членов его семьи жилого помещения; сведения отделений филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия о наличии или отсутствии в собственности гражданина и членов его семьи жилого помещения; копии документов, подтверждающих принадлежность претендента на получение социальной выплаты к категориям граждан (на дату первоначального установления льготного статуса и на настоящее время), указанным в пункте 4 настоящего Порядка. Министерство рассматривает документы и принимает обоснованное решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе в ее предоставлении не позднее 30 дней с момента подачи документов заявителем. Из объяснений представителя ответчика Шахоткина Ю.В. следует, что истица не обращалась в установленном порядке в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальной выплаты на приобретение или строительство жилья отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет при Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. 22 августа 2011 года в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия через Правительство Республики Мордовия поступило обращение ФИО10, адресованное Президенту Российской Федерации, по жилищному вопросу ее матери Алукаевой С.А. Заявительнице даны письменные разъяснения. Решение об отказе истице в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия не принималось, так как Алукаева С.А. в установленном порядке с заявлением о выдаче такого свидетельства не обращалась. Согласно сообщению директора ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому муниципальному району Республики Мордовия» ФИО15 от 2 ноября 2011 года в указанное учреждение заявление Алукаевой С.А. о предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья не поступало. Таким образом, поскольку истицей Алукаевой С.А. не был соблюден установленный постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» порядок подачи заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, решение об отказе истице в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия не принималось. Следовательно, ответчиком не нарушено право истицы на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдовы ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Разъяснение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, данное 19 сентября 2011 года на обращение ФИО10 к Президенту Российской Федерации, является законным по следующим мотивам. Указом Президента Российской от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статье 1 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц. Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 указанного Федерального закона, применительно к каждой категории ветеранов. Так подпунктом «з» подпункта 1 пункта статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Как следует из материалов дела, ФИО2 умерший Дата проходил воинскую службу в период с 28 декабря 1944 года по 3 сентября 1945 года в составе воинского подразделения 378 зап. СП, не входившего в состав действующей армии. Таким образом ФИО2, умерший Дата, относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах». Меры социальной поддержки данной категории ветеранов поименованы в статье 17 Федерального закона «О ветеранах», в том числе пунктом 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Таким образом, из смысла пункта 4 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона следует, что обязательным условием для обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, является выселение из занимаемых ими служебных жилых помещений. Однако из материалов дела следует, что ФИО2 и его супруга Алукаева С.А. из служебного жилого помещения не выселялись. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» приведен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, куда входит лишь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов - участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О). Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1. Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Из содержания приведенного выше Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 года № 89-О следует, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников Великой Отечественной войны. Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (часть 1, пункты "б", "ж") Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты. Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года. Еще до Великой Отечественной войны, постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года был введен «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей», дававший законодателю отправную точку для принятия конкретизирующих этот кодекс законов и постановлений. При этом некоторые льготы предоставлялись не только самим военнослужащим, но и членам их семей. Расширение круга лиц, пользовавшихся заслуженными в военное время льготами, вызвало необходимость различать ветеранов и инвалидов войны (то есть тех, чьи права были обусловлены непосредственным участием в боях), с одной стороны, и участников войны (то есть, по большей части, гражданских лиц на период ВОВ), с другой. Алукаева С.А. является вдовой умершего ФИО2 - участника ВОВ, проходившего военную службу в воинском подразделении, не входившим в состав действующей армии, в период с 28 декабря 1944 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, в связи с чем все социальные меры поддержки, которые может получить Алукаева С.А., производны от объема мер социальной поддержки умершего ФИО2. Судом не может быть не принят во внимание тот факт, что умерший ФИО2 не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945 г.). В связи с чем суд приходит к выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне. Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах". Следовательно, согласно системному толкованию норм Федерального закона «О ветеранах» Алукаева С.А. не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ ФИО2. При таких обстоятельствах иск Алукаевой С.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании за ней права на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдове ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, является необоснованным и не подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: отказать в удовлетворении иска Алукаевой Сание Ахметовне к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании за ней права на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как вдове ветерана, участника Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва