О возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-2458/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 года г.Саранск

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,

с участием в судебном заседании:

представителя истца Шамова С.Г. – Тулуповой О.Е., действующей по доверенности от 22 марта 2011 г.,

представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности № 261-д от 8 декабря 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамова Степана Гавриловича к Администрации городского округа Саранск о признании решения Межведомственной комиссии незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

Шамов С.Г. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании решения Межведомственной комиссии незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований Шамов С.Г. указал, что с 1983 года он зарегистрирован с проживает в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с супругой ФИО5 и внуком ФИО6.

Указанная квартира принадлежит на основании договора дарения от 23 июня 2009 г. внучке Тулуповой О.Е.

27 апреля 2010 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с просьбой проверить его жилищные условия и, в случае признания его ветхим, поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

20 августа 2010 г. Межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания приняла решение об отказе ему в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и дала заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями и после их завершения - продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

Считает указанное решение и отказ незаконным.

Просил суд признать решение Межведомственной комиссии и отказ Администрации городского округа Саранск в постановке на учет ветерана Великой Отечественной войны Шамова Степана Гавриловича как нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ветерана Великой Отечественной войны Шамова Степана Гавриловича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Возместить затраты, связанные с проведением независимой судебной экспертизы, в размере 4861 руб. 60 коп.

25 октября 2011 г. от представителя истца Шамова С.Г. – Тулуповой О.Е. поступило заявление об уточнении ранее заявленных исковых требований, в котором просит суд признать решение Межведомственной комиссии и отказ Администрации городского округа Саранск в постановке на учет ветерана Великой Отечественной войны Шамова Степана Гавриловича как нуждающегося в улучшении жилищных условий № 2913-и от 30 августа 2010 г. незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ветерана Великой Отечественной войны Шамова Степана Гавриловича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Возместить затраты, связанные с проведением независимой судебной экспертизы, в размере 4861 руб. 60 коп.

10 ноября 2011 г. от представителя истца Шамова С.Г. – Тулуповой О.Е. поступило заявление об уточнении ранее заявленных исковых требований, в котором просит суд признать решение Межведомственной комиссии, содержащееся в заключении «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» № 99 от 20 августа 2010 г., незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ветерана Великой Отечественной войны Шамова Степана Гавриловича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Взыскать с Администрации городского округа Саранск затраты, связанные с проведением независимой судебной экспертизы, в размере 4861 руб. 60 коп.

Истец Шамов С.Г. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представить истца Шамова С.Г. – Тулупова О.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Шамова С.Г. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.

Из материалов дела следует, что Шамов Степан Гаврилович является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением , выданным 04 апреля 2003 г. (л.д. 32).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Шамов С.Г. проживает совместно со своей супругой ФИО5 и внучкой Тулуповой О.Е. по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Тулуповой О.Е. (л.д. 26).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

28 декабря 2009 г. Шамов С.Г. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его и супруги ФИО5 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2009 г. № 3160 утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2009 г. № 19, которым Шамову С.Г. отказано в постановке на учет, так как не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению (подпункт 3 пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335).

Письмом Администрации городского округа Саранск № Пр-8799 от 31 декабря 2009 г. Шамову С.Г. сообщено о том, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 31 декабря 2009 г. (постановление Главы Администрации городского округа Саранск № 3160 от 31 декабря 2009 г.) в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему отказано по вышеуказанным основаниям.

20 августа 2010 г. межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 г. № 2031р, вынесено заключение № 99, согласно которому в жилом доме по адресу: <адрес>, необходимо и возможно проведение капитального ремонта, реконструкции жилого помещения с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

Указанное заключение межведомственной комиссии № 99 от 20 августа 2010 г. является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 4, 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.

Из Акта проверки жилищных условий от 24 декабря 2009 г. следует, что Шамов С.Г. проживает в квартире дома <адрес>, состоящей из одной комнаты общей площадью 27,4 кв.м. Дом деревянный, комнаты темные. В доме имеется водопровод, вода, печное отопление, телефон. Согласно заключению комиссии, проводившей проверку жилищных условий истца, он нуждается в улучшении жилищных условий.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Согласно пунктам 7 и 8 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Как следует из пунктов 42, 43 и 48 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Пунктами 10, 12, 15, 16, 33 Положения установлены следующие требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно Акту экспертного исследования технического состояния квартиры жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленному экспертами Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», проведенным экспертным осмотром и выполненными расчетами установлено следующее: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения имеют дефекты, вызванные несоответствием их несущей способности действующим эксплуатационным нагрузкам, обусловленные несоответствием требованиям действующих строительных норм и правил; фактическое отношение площади световых проемов всех жилых помещений и кухни к площади пола этих помещения составляет 1/8,0, что не соответствует допускаемому СНиП; стены не удовлетворяют требованиям СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», так как фактическое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций жилого помещения ниже требуемых значений. Таким образом, техническое состояние строительных конструкций исследуемой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, - оценивается как недопустимое, физический износ составляет 68 %, объемно-планировочное и конструктивное решение квартиры не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм.

На основании проведенного исследования эксперт пришел к заключению, что квартира , принадлежащая Тулуповой О.Е. и расположенная по адресу: <адрес>, имеет общий износ, равный 68 %, и относится к ветхим.

Правильность выводов, содержащихся в вышеуказанном Акте экспертного исследования, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате осмотра и обмеров объекта исследования, изучения технической документации и работы с нормативной документацией.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате значительного физического износа имеет недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, вследствие чего подлежит признанию непригодным для проживания.

Кроме того, допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО10 - главный специалист отдела разработки и реализации муниципальных программ по сносу аварийного жилья и капитальному ремонту многоквартирных домов Управления по вопросам городского хозяйства Администрации городского округа Саранск - показала, что представители межведомственной комиссии при даче заключения на место не выезжают, основываются на техническом паспорте и представленных документах о состоянии жилого помещения, дома.

Следовательно, члены межведомственной комиссии принимают решение по представленным документам без визуального осмотра жилого помещения, что лишает их возможности всесторонне и полно исследовать и оценить его техническое состояние.

Из обжалуемого истцом заключения межведомственной комиссии следует, что при принятии решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по <адрес>, комиссия руководствовалась техническим паспортом на квартиру и заключением Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов ГОУВПО МГУ им. Н.П.Огарева.

Между тем заключение Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов, содержащееся в акте обследования технического состояния квартиры <адрес> от 2010 года свидетельствует об обратном. Согласно выводам данного заключения обследуемая квартира для проживания непригодна вследствие того, что многие несущие и ограждающие конструкции и инженерные коммуникации находятся в недопустимом состоянии и не обеспечивают безопасность эксплуатации, а реконструкция и капитальный ремонт нецелесообразны.

Таким образом, заключение межведомственной комиссии № 99 от 20 августа 2010 г. о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>, является незаконным и необоснованным.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, довод Администрации городского округа Саранск о возможности проведения капитального ремонта жилого помещения является несостоятельным.

В связи с чем оснований для отказа в принятии истца Шамова С.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335, не имеется.

В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Шамова Степана Гавриловича к Администрации городского округа Саранск о признании решения Межведомственной комиссии незаконным, о возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

По составлению акта экспертного исследования для определения процента износа квартиры осмотра Шамов С.Г. понес расходы в размере 4861 руб. 60 коп., подтвержденные извещением (квитанцией) от 28 июня 2011 г.

Данные расходы суд признает необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Шамова Степана Гавриловича удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск № 99 от 20 августа 2010 г. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Шамова Степана Гавриловича на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Шамова Степана Гавриловича в возмещение понесенных им судебных расходов 4861 (четыре тысячи восемьсот шестьдесят) руб. 60 коп.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина