О возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-2460/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2011 года г.Саранск

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,

с участием в судебном заседании:

представителя истицы Кручинкиной П.С. - адвоката Петрушиной Н.В., действующей по ордеру № 74 от 25 октября 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кручинкиной Пелагии Семеновны к Администрации городского округа Саранск о признании постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Кручинкина П.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований указала, что постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28 июля 2011 г. № 2025 ей отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок после намеренного ухудшения жилищных условий, о чем указано в ответе Администрации городского округа Саранск № 2084-исх-ОА/ЖУ от 1 августа 2011 г.

Полагает, что с ее стороны никакого намеренного ухудшения жилищных условий не было, поскольку переезд и ее регистрация по адресу: <адрес>, связаны с ее болезнью.

Другое жилье на средства, полученные от продажи своего дома в <адрес>, она купить не смогла.

В настоящее время она не является собственником и не признавалась в судебном порядке членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Она не имеет самостоятельное право пользования данным жилым помещением.

Согласно акту от 26 июля 2011 г. она нуждается в улучшении жилищных условий.

Просит суд признать постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 июля 2011 г. № 2025 об отказе Кручинкиной Пелагие Семеновне в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным. Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Кручинкину Пелагию Семеновну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Возместить с Администрации городского округа Саранск в ее пользу расходы на составление настоящего искового заявления в сумме 3000 рублей, расходы на оплату помощи представителя в судебных заседаниях и все остальные расходы согласно представленным документам по данному делу.

Истица Кручинкина П.С. и ее представитель Бабочкин Н.М. в судебное заседание не явились, представили суду заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представить истицы Кручинкиной П.С. – адвокат Петрушина Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Кручинкиной П.С. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.

Так, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" мерами социальной поддержки, установленными для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

    Из материалов дела следует, что Кручинкина Пелагия Семеновна является супругой умершего участника Великой Отечественной Войны (справка ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» № 39 от 11 мая 2011 г.).

Следовательно, истица Кручинкина П.С. в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.

    28 июля 2011 г. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № 2025 Кручинкиной П.С. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок совершения ею сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.

Между тем суд приходит к выводу, что данное постановление является незаконным и необоснованным.

При этом суд исходит из следующего.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными Постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 г. N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

    В силу пункта 10 указанных Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:

не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;

представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что 14 мая 2011 г. Кручинкина П.С. продала принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, за 100 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи от 14 мая 2011 г.

В настоящее время Кручинкина П.С. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО9, ФИО10 и ФИО11 (свидетельства о государственной регистрации права , и ).

Между тем ссылка ответчика на то, что пятилетний срок после совершения истицей Кручинкиной П.С. сделки, приведшей к намеренному ухудшению ее жилищных условий, не истек, является несостоятельной по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица Кручинкина П.С. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, одна.

22 января 2011 г. Кручинкина П.С. обращалась в травмпункт с диагнозом «<данные изъяты>». (л.д. 7).

В период с 29 марта 2011 г. по 20 апреля 2011 г. Кручинкина П.С. находилась на лечении в аллергологическом отделении ГУЗ «МРКБ» с диагнозом «<данные изъяты>» от 05 апреля 2011 г.». (л.д. 6).

Таким образом, продолжительный период времени истица Кручинкина П.С. Дата рождения нуждалась в постоянном уходе в силу состояния своего здоровья и нуждается в уходе в силу преклонного возраста.

В связи с чем вынужденно продала принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок в <адрес> и переехала жить в г. Саранск, где проживает у своего внука ФИО9.

Данные обстоятельства также подтверждаются тем, что ФИО12, также внук истицы, осуществляет за ней уход, как за нетрудоспособным членом семьи с 01 сентября 2011 г. по настоящее время. (справка Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия от 24 октября 2011 г.).

Кроме того, согласно акту обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в процессе эксплуатации, на протяжении 54 лет, конструктивные элементы дома получили повреждения той или иной степени тяжести, которые привели к совокупному физическому износу, оцениваемому в 65,35 %.

Согласно пункту 2.1. Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. №10 (далее Критерии) к непригодным для проживания относятся, в том числе ветхие жилые дома.

К ветхим жилым домам относятся, в том числе деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов (подпункт б пункт 2.5. критериев).

Для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.

Таким образом, поскольку износ дома, в котором проживала истица до его продажи, составлял 65,35 %, указанное жилое помещение являлось непригодным для его проживания. Кроме того, жилое помещение не оборудовано канализацией, водопроводом, горячим водоснабжением, что также делало невозможным дальнейшее пребывание истицы в доме, принадлежащем ей на праве собственности.

Следовательно, истица Кручинкина П.С. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий независимо от совершенной ею сделки по продаже указанного дома и, поскольку она является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны, поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Кручинкиной Пелагии Семеновны к Администрации городского округа Саранск о признании постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в полном объеме.

    В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Истица понесла расходы по оплате услуг представителя, подтвержденные квитанциями от 20 сентября 2011 г. и от 2 ноября 2011 г., в размере 5500 рублей, которые суд признает разумными, справедливыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истицы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кручинкиной Пелагии Семеновны удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 28 июля 2011 г. № 2025 об отказе Кручинкиной Пелагии Семеновне в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Кручинкину Пелагию Семеновну Дата рождения на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Кручинкиной Пелагии Семеновны в возмещение судебных расходов 5500 (пять тысяч пятьсот) рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина