Дело № 2-2702/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
заявителя (должника) – Администрации городского округа Саранск», его представителя - Токарева Сергея Андреевича, действующего по доверенности № 118-д от 26 октября 2011 года,
взыскателя - Казакова Владимира Ивановича,
судебного пристава-исполнителя – судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Илякова Вячеслава Сергеевича,
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, его представителя - Скрябиной Вероники Викторовны, действующей по доверенности от 30 декабря 2010 года № 53,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации городского округа Саранск об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Илякова Вячеслава Сергеевича о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Илякова Вячеслава Сергеевича о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявления указала, что судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство о понуждении Администрации городского округа Саранск выдать Казакову В.И. разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства – встроенного нежилого помещения для размещения объекта торговли (магазина), расположенного по адресу: <адрес>. За неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением от 20 октября 2011 года с Администрации городского округа Саранск взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Считает указанное постановление незаконным, поскольку срок 25 октября 2011 года, установленный для добровольного исполнения, на момент проверки исполнения требований исполнительного документа еще не наступил. Акт совершения исполнительных действий должнику не представлен.
По данным основаниям просила суд признать постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 20 октября 2011 года незаконными и отменить.
В судебном заседании представитель заявителя (должника) Администрации городского округа Саранск Токарев С.А. заявление поддержал по тем же основаниям, просил удовлетворить.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Иляков В.С., представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Скрябина В.В. относительно заявления возразили, просили суд отказать в удовлетворении заявления по основаниям, указанным в возражениях.
Взыскатель - Казаков В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований, заявленных Администрацией городского округа Саранск, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июня 2011 года заявленные требования Казакова В.И. удовлетворены.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность выдать Казакову Владимиру Ивановичу разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства - встроенного нежилого помещения для размещения объекта торговли (магазина), расположенного по адресу: <адрес>.
27 июля 2011 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Иляковым В.С. на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июля 2011 года в отношении должника Администрации городского округа Саранск возбуждено исполнительное производство № 28427/11/15/13.
В резолютивной части указанного постановления содержится предупреждение о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения (5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства), судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей.
06 октября 2011 года в адрес Отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия поступило сообщение Администрации городского округа Саранск от 3 октября 2011 года, в котором указано, что разрешение на реконструкцию объекта Казакову В.И. выдать не представляется возможным, в связи с тем, что планируемое размещение выходит за границы земельного участка и не соответствует Градостроительному кодексу российской Федерации.
12 октября 2011 года должнику - Администрации городского округа Саранск вручено извещение о назначении на 17 октября 2011 года в 11:00 проверки исполнения требований исполнительного документа.
17 октября 2011 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Иляковым В.С. составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому к моменту проверки должником не представлено документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа. Требования не исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 октября 2011 года с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, должник указывает на то, что «25 октября 2011 года» - срок, установленный для добровольного исполнения, на момент проверки исполнения требований исполнительного документа еще не наступил. По мнению заявителя, постановление судебного пристава-исполнителя может быть вынесено лишь по истечении установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа.
Указанные доводы заявителя суд считает незаконными и необоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Учитывая, что обстоятельства, указанные должником в качестве причин неисполнения в срок требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно то, что планируемое размещение выходит за границы земельного участка и не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации (письмо Администрации городского округа Саранск от 3 октября 2011 года), к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, их наличие не могло послужить основанием для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора.
Взыскание исполнительного сбора с должника, не исполнившего требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению, является правомерным.
При этом довод заявителя о том, что срок (25 октября 2011 года), установленный для добровольного исполнения, на момент вынесения оспариваемого постановления еще не наступил, суд считает несостоятельным, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства, а именно в пункте 2 четко указано, что должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня его получения настоящего постановления - 5 дней.
То обстоятельство, что в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 20 октября 2011 года указана дата истечения срока для исполнения требований «25 октября 2011 года», которая еще не наступила, не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого постановления. Судебный пристав-исполнитель Иляков В.С. в судебном заседании пояснил, что при вынесении 20 октября 2011 года постановления о взыскании исполнительского сбора им допущена описка в указании этой даты.
Более того, в судебном заседании установлено, что исполнительный документ Администрацией городского округа Саранск в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Не исполнен он и на момент вынесения оспариваемого должником постановления о взыскании исполнительского сбора и на момент рассмотрения в суде настоящего заявления.
Указание Администрации городского округа Саранск на то, что постановление судебного пристав-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 20 октября 2011 года не утверждено начальником отдела - старшим судебным приставом, что является нарушением Приказа ФССП Российской Федерации от 31 октября 2011 года № 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения исполнительного документа» и Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", является неправильным. Оспариваемое должником постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 20 октября 2011 года утвержденно и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ФИО8, что вовсе не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отмены указанного постановления.
Ссылка заявителя на то, что акт совершения исполнительных действий, в котором зафиксирован факт неисполнения исполнительного документа, должнику не представлен, необоснованна. О проведении проверки исполнения требований исполнительного документа должник – Администрация городского округа Саранск извещена своевременно письмом судебного пристава-исполнителя от 12 октября 2011 года, на проведение проверки должник не явился, своим правом на ознакомление с материалами исполнительного производства он также не воспользовался.
Таким образом, изучив в полном объеме доводы должника - Администрации городского округа Саранск для признания незаконным и отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора от 20 октября 2011 года, проверив их обоснованность и законность, суд приходит к выводу, что они не могут быть признаны судом состоятельными и заслуживающими внимания суда, следовательно, не влекут отмену по существу правильного и законного постановления.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора.
Размер исполнительского сбора соответствует требованиям статьи 112 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, предусмотренных частью 5 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в вынесении постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, являются законными, а заявление Администрации городского округа Саранск является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 441, 249, 255, 256, 258 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления Администрации городского округа Саранск об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Илякова Вячеслава Сергеевича о взыскании исполнительского сбора.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова