О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка



Дело № 2-2632/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д.,

с участием в деле:

истицы – Лавской Елены Анатольевны, ее представителя Окунева Вячеслава Васильевича, действующего по доверенности от 24 октября 2011 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавской Елены Анатольевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка под кадастровым номером площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи в адрес истицы для подписания,

установил:

Лавская Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка под кадастровым номером 13:23:0901192:54 площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи в адрес истицы для подписания.

В обоснование иска указала, что ей на праве собственности принадлежит бокс гаража площадью 22,4 кв.метра, расположенный по адресу: <адрес>, инв. , построенный на основании разрешения на строительство, выданного отделом архитектуры и градостроительства Администрации Ленинского района г.Саранска от 24 декабря 2002 года № 292.

Согласно распоряжению от 14 ноября 2002 года № 3086 ей предоставлен земельный участок площадью 29 кв.метров по адресу: <адрес>, для строительства кирпичного гаража.

24 июля 2003 года между истицей и городской администрацией заключен договор аренды земельного участка № 7150 сроком на три года.

22 августа 2011 года представитель истицы Окунев В.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен принадлежащий истице бокс гаража, в ее собственность за плату.

Однако городская администрация отказала Лавской Е.А. в предоставлении земельного участка в собственность по причине расположения земельного участка на территориальной зоне ИТ 4 (основные городское автомагистрали и инженерные коммуникации).

Истица считает отказ городской администрации является незаконным, просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении ей в собственность земельного участка под кадастровым номером площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, и возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи в адрес истицы для подписания.

В судебное заседание истица Лавская Е.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известила.

В судебном заседании представитель истицы Окунев В.В. иск поддержал по тем же основаниям, просил суд его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Станскова Е.В. иск Лавской Е.А. не признала, просила суд отказать в его удовлетворении. Суду объяснила, что решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 утверждены Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск. Данными Правилами установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты. Испрашиваемый истицей земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ 4 (основные городские автомагистрали и инженерные коммуникации) и поэтому не может быть предоставлен истице в собственность.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Лавской Е.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, истица Лавская Е.А. является собственницей бокса гаража, литера А, площадью 22,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия 29 июня 2004 года (л.д. 5).

Бокс гаража, принадлежащий истице Лавской Е.А. на праве собственности, расположен на земельном участке, площадью 29 кв.м., с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, кадастровый номер , что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, выданной БУ «Кадастровая палата» по Республике Мордовия.

Согласно техническому паспорту на бокс гаража, расположенного по адресу: <адрес>, указанный гараж имеет площадь 22,4 кв.м.

Распоряжением заместителя Главы г.Саранска – Директора Департамента недвижимости и перспективного развития города – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Саранска Казакова В.И. от 14 ноября 2002 года № 3086 Лавской Е.А. предоставлены в аренду сроком на 3 года земельные участки для строительства кирпичных гаражей по <адрес>.

На основании указанного распоряжения 21 июля 2003 года между Администрацией г.Саранска и Лавской Е.А. заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 29 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

22 августа 2011 года представитель истицы Окунев В.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении Лавской Е.А. земельного участка площадью 29 кв.метров под кадастровым номером в собственность за плату для размещения бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес>, приложив в заявлению соответствующие документы.

Решением заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития Цыганова В.В., изложенным в письме от 20 сентября 2011 года № Пр-6235, истице отказано в предоставлении земельного участка в собственность для размещения бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 утверждены Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск. Данными Правилами установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты. Испрашиваемый истицей земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ 4 (основные городские автомагистрали и инженерные коммуникации).

Суд считает, что решение заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития В.В. Цыганова, изложенное в письме от 20 сентября 2011 года № Пр-6235, об отказе Лавской Е.А. в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно пункту 2 статьи 15, статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках.

Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.

Таким образом, право на приобретение в собственность (бесплатно или за плату) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Как установлено судом, на земельном участке, площадью 29 кв.м., с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, кадастровый номер , расположен бокс гаража, принадлежащий истице Лавской Е.А. на праве собственности.

Исходя из этого, истица вправе приобрести в собственность находящийся в ее правомерном фактическом пользовании земельный участок в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а иное ущемляет ее право иметь имущество в собственности, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.

При этом довод городской администрации о том, что решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 утверждены Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск; данными Правилами установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты. Испрашиваемый истицей земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ 4 (основные городские автомагистрали и инженерные коммуникации) и поэтому не может быть предоставлен истице в собственность, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств в подтверждение указанному обстоятельству ответчиком не представлено.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вышеуказанной нормой закона закреплено право граждан при отсутствии в федеральном законе ограничений приобрести в собственность земельный участок, в том числе под расположенными на нем строениями.

Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от действий и усмотрения органа местного самоуправления или органа государственной власти, в чьей собственности находится земельный участок.

Суд считает, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований, установленных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении истице в собственность земельного участка.

Спорный земельный участок сформирован, определены его границы, местоположение, он поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.

В кадастровой выписке о спорном земельном участке указана категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства кирпичных гаражей. Таким образом, из указанной кадастровой выписки не следует, что категория и вид разрешенного использования земельного участка были изменены.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, условий, препятствующих Администрации городского округа Саранск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером площадью 29+/- 1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Лавской Е.А. для подписания, не имеется.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российская Федерация предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного кодекса.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, действующему на день рассмотрения дела судом, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.

Таким образом, обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером площадью 29+/- 1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Лавской Е.А. для подписания должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск.

При таких обстоятельствах исковые требования Лавской Е.А. о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка под кадастровым номером площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи в адрес истицы для подписания являются законными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено истицей Лавской Е.А. государственной пошлиной в сумме 200 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи истице Лавской Е.А. подлежат возмещению понесенные ею расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лавской Елены Анатольевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка под кадастровым номером площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи в адрес истицы для подписания удовлетворить.

Признать незаконным изложенное в письме от 20 сентября 2011 года № Пр-6235 решение заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития В.В. Цыганова об отказе Лавской Елене Анатольевне в предоставлении ей в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером площадью 29 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей.

Обязать Администрацию городского округа Саранск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером площадью 29+ /- 1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства кирпичных гаражей, подлежащего передаче Лавской Елене Анатольевне в собственность за плату, и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Лавской Елены Анатольевны для подписания.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Лавской Елены Анатольевны 200 (двести) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей на уплату государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва