О признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным



Дело № 2-2683/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе: председательствующего – судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.Н., с участием в деле: истицы – Вагановой Т.И., истицы - Буяновой П.С., ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя – Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вагановой Татьяны Ивановны и Буяновой Пелагеи Степановны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа Администрации городского округа Саранск в предоставлении им в долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, незаконным и обязании предоставить Вагановой Т.И. и Буяновой П.С. по 1/2 доли земельного участка общей площадью 746 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Вагановой Т.И. - бесплатно и Буяновой П.С. - за плату,

установил:

Ваганова Т.И. и Буянова П.С. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа Администрации городского округа Саранск в предоставлении им в долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, незаконным и обязании предоставить Вагановой Т.И. и Буяновой П.С. по 1/2 доли земельного участка общей площадью 746 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Вагановой Т.И. - бесплатно и Буяновой П.С. - за плату.

В обоснование своих требований истицы указали, что Ваганова Т.И. является собственницей 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 14 августа 1987 года. Буянова П.С. является собственницей 1/2 доли указанного дома на основании свидетельства о государственной регистрации права.

22 июля 2011 года они обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении им земельного участка площадью 746 кв.м. в общую долевую собственность, расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении данного заявления им было отказано по тем основаниям, что Вагановой Т.И. не представлен правоустанавливающий документ на самовольно возведенное строения под литерой А3. Просили суд признать отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении им в долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, незаконным и обязать ответчика предоставить им данный земельный участок в долевую собственность, Вагановой Т.И. - бесплатно, Буяновой П.С. - за плату.

В судебное заседание истицы Буянова П.С. и Ваганова Т.И. не явились, представители суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно иска Буяновой П.С. и Вагановой Т.И. возразила, просила оставить их без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Буяновой П.С. и Вагановой Т.И. подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Вагановой Т.И. на основании договора купли-продажи от 14 августа 1987 года принадлежит на праве собственности 1/2 доли дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11). Буяновой П.С. на основании свидетельства о регистрации права принадлежит также на праве собственности 1/2 доли дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8).

22 июля 2011 года Ваганова Т.И. и Абрашкин С.С. по доверенности за Буянову П.С. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении им земельного участка площадью 746 кв.м. в общую долевую собственность для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>.

Письмом от 05 августа 2011 года № Пр-3931 Администрация городского округа Саранск отказала истцам в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>, в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы на самовольно возведенное строение под литерой А3 (л.д. 9).

Согласно пункту 2 статьи 15, статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

-изъятия земельных участков из оборота;

-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием самовольных построек на данном земельном участке.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК РФ, пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК РФ установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.

Из содержания этих правовых норм следует, что условий, препятствующих заключению Администрацией городского округа Саранск с истицами договора купли-продажи спорного земельного участка, не имеется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, истица Ваганова Т.И. вправе приобрести в общую долевую собственность за плату земельный участок, на котором расположен находящийся в их общей долевой собственности жилой дом, а Буянова П.С. имеет право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность бесплатно в соответствии с правилами, установленными статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а обжалуемый отказ нарушает их конституционные права, предусмотренные статьей 35 Конституции РФ.

Поскольку рассмотрение заявления об оформлении прав на земельный участок для органа местного самоуправления является обязательным, то к правоотношениям по заключению договора купли-продажи земельного участка применяется пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, действующего на день рассмотрения спора судом, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.

При таких обстоятельствах обязанность заключить с истцами договор купли-продажи спорного земельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным истцами исковым требованиям.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено истицей Буяновой П.С. государственной пошлиной в размере 200 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей.

Истица Ваганова Т.И. в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, поскольку я является инвалидом <данные изъяты> группы.

В этой связи истице Буяновой П.С. подлежит возмещению понесенные ей расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям,

руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Вагановой Татьяны Ивановны и Буяновой Пелагеи Степановны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа Администрации городского округа Саранск в предоставлении им в долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, незаконным и обязании предоставить Вагановой Т.И. и Буяновой П.С. по 1/2 доли земельного участка общей площадью 746 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Вагановой Т.И. - бесплатно и Буяновой П.С. - за плату удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Вагановой Татьяне Ивановне 1/2 доли земельного участка общей площадью 746 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, бесплатно.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Буяновой Пелагее Степановне 1/2 доли земельного участка общей площадью 746 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, за плату.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Буяновой Пелагеи Степановны 200 (двести) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей на оплату государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов