Дело № 2-1713/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,
с участием в деле:
истца – Администрации городского округа Саранск, его представителя - главного специалиста отдела правовой экспертизы Юридического управления Тараскова И.Ю., представившего доверенность № 106-д от 07 сентября 2011 года,
представителя - Девятаевой Е.Н.,
представителя ответчицы Горюновой М.Г. - Полежайкиной В.И.,
ответчицы - Полежайкиной К.С.,
ответчицы - Горюновой М.Г.,
представителя ответчицы Полежайкиной В.И. – Великановой В.Н., действующей на основании ордера № 44 от 15.09.2011,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Девятаевой Екатерине Николаевне, Полежайкиной Валентине Ивановне, Полежайкиной Ксении Сергеевне, Горюновой Марии Григорьевне о прекращении права собственности, понуждении заключить договоры о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Девятаевой Екатерине Николаевне, Полежайкиной Валентине Ивановне, Полежайкиной Ксении Сергеевне, Горюновой Марии Григорьевне о прекращении права собственности, понуждении заключить договоры о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества.
В обоснование своих требований Администрация городского округа Саранск указала, что согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения. Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1459 «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», опубликованного в газете «Вечерний Саранск» от 11.07.2009 № 26, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1418 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной дороги. Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией. 30.07.2009 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1459, регистрация № 13-13-01/182/2009-337.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия земельный участок общей площадью 1418 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Девятаевой Е.Н.-1/4 доли в праве, Полежайкиной В.И.-1/4 доли в праве, Полежайкиной К.С.-1/4 доли в праве, Горюновой М.Г. -1/4 доли в праве. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 57,6 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности Девятаевой Е.Н.-1/4 доли в праве, Полежайкиной В.И.-1/4 доли в праве, Полежайкиной К.С.-1/4 доли в праве, Горюновой М.Г. -1/4 доли в праве.
13.08.2009 Девятаевой Е.Н., Полежайкиной В.И., Полежайкиной К.С., Горюновой М.Г. были направлены уведомления об изъятии принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома. Данные уведомления ответчики получили 17.08.2009.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-10/07-30-(6)-н рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения, составила 3 308 000 руб. Таким образом, была определена выкупная цена принадлежащего ответчикам спорного недвижимого имущества в размере 827 000 рублей (каждому).
На основании изложенного, ссылаясь на статьи 235,239, 279-282 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд прекратить право собственности Девятаевой Е.Н. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 827 000 рублей; прекратить право собственности Полежайкиной В.И. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 827 000 рублей; прекратить право собственности Полежайкиной К.С. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 827 000 рублей; прекратить право собственности Горюновой М.Г. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 827 000 рублей; обязать ответчиков заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. указал, что в суд поступило повторное заключение экспертов № 1760/06-02 от 17.11.2011, согласно которому выкупная цена спорного недвижимого имущества, включая имеющиеся плодово-ягодные насаждения и упущенную выгоду, составила 5 407 000 рублей. В этой связи просит после уплаты выкупной цены в размере 1 351 750 рублей прекратить право собственности Девятаевой Е.Н. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск. После уплаты выкупной цены в размере 1 351 750 рублей прекратить право собственности Полежайкиной В.И. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, и 1/4 доли вправе общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск. После уплаты выкупной цены в размере 1 351 750 рублей прекратить право собственности Полежайкиной К.С. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск. После уплаты выкупной цены в размере 1 351 750 рублей прекратить право собственности Горюновой М.Г. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск. Обязать Девятаеву Е.Н., Полежайкину В.И., Полежайкину К.С. и Горюнову М.Г. заключить с Администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении указанного выше спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
В судебное заседание ответчица Девятаева Е.Н. не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании ответчица, представитель ответчицы Горюновой М.Г. - Полежайкина В.И. исковые требования не признала, просила иск оставить без удовлетворения.
В судебное заседание ответчица Полежайкина К.С. не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещалась своевременно надлежащим образом.
В судебное заседание ответчица Горюнова М.Г. не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчицы Полежайкиной В.И. – Великанова В.Н. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Указывая, что выкупная цена земельного участка и жилого дома ответчиков занижена и не является действительной на сегодняшний момент. При этом в выкупную цену не вошли убытки ответчиков связанные с поиском нового жилья, переездом и иные затраты, которые могут быть в связи с изъятием у них земельного участка. Считает, что отчет, представленный в деле ( т.1 л.д.85-173) и изготовленный ФИО11, а также экспертное заключение от 29.08.2011 (т.2 л.д.3–44), изготовленное ФИО12, наиболее приближены по своей оценке к реальной стоимости домовладения ответчиков.
В судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно, о причинах неявки суд не известил, при этом специалист-эксперт отдела правового обеспечения ФИО13 представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя и вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что уточненные исковые требования Администрации городского округа Саранск от 29.11.2011 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1459 «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска» земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1418 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной дороги.
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается следующей градостроительной документацией и документацией по планировке территории: так, согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», а также разработанной на основании Генерального плана документации по планировке территории, ограниченной ул. Советской, Ботевградской, Красноармейской и р. Саранкой г. Саранска, включающей проект межевания названной территории, утвержденной постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 12.07.2010 № 1709 на земельных участках по ул. Кавказской предполагается размещение объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской».
На основании Генерального плана, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 04.06.2010 № 1405 «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской». Данным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков.
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
В судебном заседании установлено, что проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, включая проект межевания» прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение № 13-1-4-0101-10, утвержденное 04.06.2010 (л.д.11-17).
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
В судебном заседании также установлено, что 30.07.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1459, регистрация № 13-13-01/182/2009-337. Также 30.07.2009 была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1460, регистрация № 13-13-01/182/2009-362.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
На основании вышеуказанной нормы закона было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2009 № 1460 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска»», согласно которому подлежит изъятию путем выкупа жилой дом <адрес> для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской (от ул. Красноармейской до ул. Ботевградской) г. Саранска (л.д. 21-23) (опубликовано в газете «Вечерний Саранск» от 01 июля 2009 г.) (л.д. 10)
Согласно выписке Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 25.05.2010 № 01/251/2010-440 земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1418 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Девятаевой Е.Н. – 1/4 доли в праве, Полежайкиной В.И. – 1/4 доли в праве, Полежайкиной К.С. – 1/4 доли в праве, Горюновой М.Г. – 1/4 доли в праве.
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 25.05.2010 № 01/251/2010-441 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 57,6 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности: Девятаевой Е.Н. – 1/4 доли в праве, Полежайкиной В.И. – 1/4 доли в праве, Полежайкиной К.С. – 1/4 доли в праве, Горюновой М.Г. – 1/4 доли в праве.
В судебном заседании установлено, что 13.08.2009 Девятаевой Е.Н., Полежайкиной В.И., Полежайкиной К.С., Горюновой М.Г. были направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данные уведомления ответчики получили 17.08.2009. Также ответчикам 13.08.2009 направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Данные уведомления ответчиками получены – 17.08.2009.
Администрацией городского округа Саранск в подтверждение цены жилого дома и земельного участка представлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-10/07-30- (6)-н. Согласно данному отчету рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения, составила 3 308 000 рублей
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2011 года по ходатайству представителя истца по данному гражданскому делу была назначена судебная товароведческая экспертиза для разрешения вопроса об определении рыночной стоимости земельного участка и жилого дома с хозяйственными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.
Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» № 41с-2011 от 29.08.2011 рыночная стоимость земельного участка площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на момент производства экспертизы составляет 5 952 764 рубля. Рыночная стоимость строений, расположенных по адресу: <адрес>, на момент производства экспертизы составляет 1 798 100 рублей, в том числе: жилого дома общей площадью 57,6 кв.м. - 1 305 684 рубля, хозяйственных построек – 492 416 рублей. Рыночная стоимость плодово-ягодных насаждений составляет 224 081 рубль, всего выкупная стоимость составляет 7 974 945 рублей.
По ходатайству представителя истца Администрации городского округа Саранск, не согласившегося с оценкой ООО «Экспертно-оценочное бюро», определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 сентября 2011 назначена повторная экспертиза.
Согласно заключению экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1760/06-02 от 17.11.2011 рыночная стоимость земельного участка со всеми улучшениями, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общая площадь 1418 кв.м. составляет 4 444 000 рублей. Рыночная стоимость жилого дома с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, (НДС не облагается) составляет 691 000 рублей. Рыночная стоимость плодовых деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, составляет 151 000 рублей. Размер упущенной выгоды от недополученного урожая овощных культур, деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, составляет 121 000 рублей, общая выкупная цена - 5 407 000 рублей.
При сравнительном анализе и изучении вышеуказанного заключения эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» № 41с-2011 от 29.08.2011 и заключения ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1760/06-02 от 17.11.2011 суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора заключение ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1760/06-02 от 17.11.2011.
Данный вывод суд делает, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК РФ. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").
Экспертное заключение ООО «Экспертно-оценочное бюро» № 41с-2011 от 29.08.2011 не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно в экспертном заключении отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности. Отсутствует балансовая стоимость объекта оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете суду не представляется возможность определить характеристики взятых аналогов для сравнения, отсутствует фототаблица. Стоимость жилого дома бралась экспертом у риэлторов (Том 2 л.д. 11,14), следовательно, данная стоимость взята с учетом услуг риэлторов, и следовательно, не может быть объективной и соответствующей действительности. В экспертном заключении площади жилых домов при сравнительном анализе составляют от 120 до 500 кв.м., что в три раза больше площади дома, расположенного по адресу: <адрес> (57,6 кв.м.), это не может не влиять на увеличение стоимости спорного домовладения. Кроме того, при сравнительном анализе указано, что все дома новые, тем самым процент износа минимален, что также влияет на стоимость исследуемых домов и дома <адрес> 1931 года постройки ( Том 1 л.д.58).
Суд считает, что заключение эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» № 41с-2011 от 29.08.2011 необоснованным, недостаточным и не заслуживающим внимания суда, поскольку оно представлено суду не в полном виде, что не позволяет суду в полной мере оценить представленное доказательство и не может служить доказательством при вынесении решения.
Вместе с тем в экспертном заключении ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1760/06-02 от 17.11.2011 дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома, пристроев к жилому дому, гаража, уборной с указанием конструктивных элементов и их состояния) с приложением обширного и подробного фотоматериала, имеется ряд таблиц. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения), метод переноса, кроме того, дана полная характеристика аналогов.
В экспертом заключении содержится вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При сравнительном методе площадь домов (для сравнения) бралась такая же, как площадь спорного домовладения. Стоимость домов и земельных участков при сравнительном методе бралась непосредственно у собственников имущества.
Заключение составлено экспертами, имеющими право на проведение такого рода экспертизы, эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ.
По мнению суда, заключение ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1760/06-02 от 17.11.2011 соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Также допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО14, проводивший экспертизу № 1760/06-02 от 17.11.2011, суду пояснил, что данная экспертиза проведена им, с привлечением эксперта АНО «Лаборатория судебных экспертиз» ФИО15. Он определял рыночную стоимость земельного участка и расположенного на нем дома. Также пояснил, что при проведении оценки объектов использован сравнительный метод исследования.
Допрошенная в судебном заседании сотрудник АНО «Лаборатория судебных экспертиз» эксперт ФИО15 пояснила, что она по поручению суда и руководителя ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, проводила экспертизу в отношении земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, пояснила, что при проведении оценки объектов использован сравнительный метод исследования. Также пояснила, что классический затратный подход не применяют для оценивания земельных участков, поскольку отсутствует информационная база для применения методик затратного подхода, оценка земельного участка затратным подходом при проведении экспертизы не проводилась. Для доходного подхода также отсутствует информационная база.
Исходя из рыночной стоимости объектов оценки, указанной в заключении экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, выкупная цена принадлежащего ответчику изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества (жилого дома, хозяйственных построек и земельного участка, включая многолетние насаждения) составляет 5 135 000 рублей.
Как следует из показаний экспертов, подготовивших экспертное заключение № 1760/06-02 от 17.11.2011, при сравнительном методе стоимость домов они брали у их владельцев, при этом собственники жилых домов снижали цену на домовладения непосредственно в период разговора о стоимости. В связи с чем суд считает, что данные цены являются достоверными.
Стороной ответчика в суд представлен Отчет об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства и земельного участка, проведенный ИП ФИО11. Согласно данному Отчету рыночная стоимость объектов индивидуального жилищного строительства - земельного участка площадью 1418 кв.м. и упущенная выгода от неполученного урожая с деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 29.04.2011 составляет (с учетом НДС и округления) 8 534 658 рублей. Рыночная стоимость земельного участка площадью 1418 кв.м. составляет (с учетом НДС и округления) 6 743 809 рублей. Рыночная стоимость упущенной выгоды от неполученного урожая с деревьев и кустарников составляет (с учетом НДС и округления) 244 134 рубля.
Данный Отчет суд не может принять во внимание, так как в нем имеется указание, что данный Отчет делается по дому, расположенному по адресу: <адрес> (Том 1 л.д. 87-122), что свидетельствует о неверности данного Отчета.
Таким образом, суд признает заключении экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации объективным и обоснованным, и считает необходимым принять его в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, определив стоимость принадлежащего ответчикам изымаемого имущества (земельного участка, жилого дома с хозяйственными постройками, а также плодовых деревьев и кустарников и размера, с учетом упущенной выгоды от недополученного урожая) - 5 407 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК Российской Федерации);
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
По проекту планировки территории, ограниченной ул. Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, прошедшему государственную экспертизу и получившему положительное заключение, имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчикам и отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с чем суд считает, что право собственности Девятаевой Е.Н., Полежайкиной В.И., Полежайкиной К.С., Горюновой М.Г. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты органом местного самоуправления им выкупной цены данного имущества.
Довод стороны ответчика о том, что при определении выкупной цены необходимо учитывать затраты на переезд, на поиск нового жилья, суд считает необоснованным. Данные расходы не могут быть включены в выкупную цену, так как расходы не произошли и носят вероятностный характер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи с размещением автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на земельный участок и расположенный на нем жилой дом с постройками в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа Администрацией городского округа Саранск соблюден.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Администрации городского округа Саранск к ответчикам о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Девятаевой Екатерине Николаевне, Полежайкиной Валентине Ивановне, Полежайкиной Ксении Сергеевне, Горюновой Марии Григорьевне о прекращении права собственности, понуждении заключить договоры о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества удовлетворить.
Прекратить право собственности Девятаевой Екатерины Николаевны на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск по выкупной цене равной 1 351 750 (один миллион триста пятьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) рублей.
Прекратить право собственности Полежайкиной Валентины Ивановны на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск по выкупной цене равной 1 351 750 (один миллион триста пятьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) рублей.
Прекратить право собственности Полежайкиной Ксении Сергеевны на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск по выкупной цене равной 1 351 750 (один миллион триста пятьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) рублей.
Прекратить право собственности Горюновой Марии Григорьевны на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 57,6 кв.м. и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1418 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск по выкупной цене равной 1 351 750 (один миллион триста пятьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) рублей.
Обязать Девятаеву Екатерину Николаевну, Полежайкину Валентину Ивановну, Полежайкину Ксению Сергеевну, Горюновой Марию Григорьевну заключить с Администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков).
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков