Дело № 2-1716/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2011 год г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истца – Администрации городского округа Саранск, его представителя - главного специалиста отдела правовой экспертизы Юридического управления Тараскова И.Ю., представившего доверенность № 106-д от 07 сентября 2011 года,
ответчицы – Красноглазовой Т.В., ее представителя - Костькина А.В., представившего доверенность № 5-5140 от 05 июля 2011 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Красноглазовой Татьяне Васильевне о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Красноглазовой Татьяне Васильевне о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены.
В обоснование своих требований Администрация городского округа Саранск указала, что согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения. В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 года № 1459 (с изменениями от 20 июля 2010 года № 1786) «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», опубликованного в газете «Вечерний Саранск» от 01 июля 2009 года № 26 (изменения опубликованы в газете «Известия Мордовии» от 23 июля 2010 года № 108), земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги. Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях реконструкции автодороги местного значения городского округа Саранск подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории: согласно Генерального плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», а также разработанной на основании Генерального плана документации по планировке территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и р. Саранкой г. Саранска, включающей проект межевания названной территории, утвержденной постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 12 июля 2010 года № 1709 на земельных участках по <адрес> предполагается размещение объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской». На основании Генерального плана, названной документации по планировке территории, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 04 июня 2010 года № 1405 «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской». Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, которой также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>, в целях размещения объекта капитального строительства - реконструкции автодороги по ул. Кавказской г. Саранска. Проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, включая проект межевания», прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы РМ и получила положительное заключение № 13-1-4-0101-10, утвержденное 04 июня 2010 года. Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории. Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 04 июня 2010 года № 1405 жилой дом общей площадью 86,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит сносу в целях реконструкции вышеназванного объекта. В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м. и жилой дом общей площадью 86,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Красноглазовой Татьяне Васильевне. 13 августа 2009 года Красноглазовой Т.В. было направлено уведомление об изъятии спорного недвижимого имущества. Данное уведомление Красноглазова Т.В. получила. 17 августа 2009 года Красноглазовой Т.В. было направлено повторное уведомление об изъятии спорного недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-10/07-3 0-(2)-н, подготовленному по состоянию на 30 июля 2010 года, рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения, составила 2 649 000 рублей. Учитывая вышеуказанные нормы, принимая во внимание изложенные обстоятельства, Администрация городского округа Саранск просит суд прекратить право собственности Красноглазовой Т.В. на жилой дом общей площадью 86,1 кв.м. и земельный участок общей площадью 481 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск по выкупной цене 2 649 000 рублей и обязать Красноглазову Татьяну Васильевну заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены.
28 ноября 2011 года Администрация городского округа Саранск уточнила исковые требования, в соответствии с которыми просила суд после уплаты выкупной цены ответчику в размере 5 248 0000 рублей прекратить право собственности Красноглазовой Татьяны Васильевны на жилой дом общей площадью 86,1 кв.м. и земельный участок общей площадью 481 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать Красноглазову Татьяну Васильевну заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании ответчица Красноглазова Т.В. и ее представитель Костькин А.В. относительно заявленных требований возразили, пояснив при этом суду, что выкупная цена очень занижена, просили суд оставить исковые требования без удовлетворения.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, при этом специалист – эксперт отдела правового обеспечения Управления ФИО9 представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Управления и вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, допросив эксперта, суд считает, что исковые требования Администрации городского округа Саранск подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 года № 1459 (с изменениями от 20 июля 2010 года № 1786) «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», опубликованным в газете «Вечерний Саранск» от 01 июля 2009 года № 26, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги (л.д.17,33,34).
Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях реконструкции автодороги местного значения городского округа Саранск подтверждается рядом градостроительной документацией и документацией по планировке территории, а именно согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», проекта межевания территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и др. г. Саранска, утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 12 июля 2010 года № 1709 (опубликовано в газете «Вечерний Саранск» от 15 июля 2010 года), на земельных участках по <адрес> предполагается размещение объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской» (л.д.32).
На основании Генерального плана, вышеуказанной документации по планировке территории, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 4 июня 2010 года № 1405 «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской». Названным постановлением утвержден акт о выборе земельного участка, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>, в целях размещения объекта капитального строительства – реконструкции автодороги по ул. Кавказской г. Саранска (л.д.38-39,40,41,42).
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
В судебном заседании установлено, что проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, включая проект межевания», прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение № 13-1-4-0101-10, утвержденное 04 июня 2010 года (л.д.22-28).
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
На основании вышеуказанной нормы закона было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 года № 1460 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», (с изменениями от 15 февраля 2011 года № 250), согласно которому подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 86,1 кв.м. для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения вышеназванного объекта – автодороги по ул. Кавказской г. Саранска (л.д.29-31).
31 июля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а 19 августа 2010 года на земельный участок по этому же адресу на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск № 1460 и № 1459 от 29 июня 2009 года (л.д.34-36,29-31,13,14).
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 27 августа 2010 года земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м. и жилой дом общей площадью 86,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Красноглазовой Татьяне Васильевне (л.д.13,14).
Кроме того, право собственности Красноглазовой Т.В. на вышеуказанные недвижимые объекты подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права № от 31 июля 2009 года и № от 30 июля 2009 года (л.д.11,12).
Как это было установлено в судебном заседании, в августе 2009 года ответчице Красноглазовой Т.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Уведомление ответчица получила 17 августа 2009 года, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении (л.д.9).
13 августа 2010 года Красноглазовой Т.В. было направлено повторное уведомление № Пр-5391 об изъятии принадлежащего ей недвижимого имущества для муниципальных нужд (л.д.10).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства № К-10/07-30-(2)-н, подготовленному по состоянию на 30 июля 2010 года, рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома с хозяйственными постройками и насаждениями, расположенными на земельном участке по адресу: <адрес>) составила 2 649 000 рублей, при этом жилой дом и постройки – 1 900 000 рублей, насаждения – 31 000 рублей и земельный участок - 718 000 рублей (л.д.7-8).
Ответчица не согласилась с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма в размере 2 649 000 рублей необоснованно занижена.
В судебном заседании 11 июля 2011 года ответчица Красноглазова Т.В. представила суду отчет № 002905-040711/060 ИП «ФИО3» об определении рыночной стоимости объектов находящихся по адресу: <адрес>, согласно которому стоимость жилого дома и построек, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, составила 14 762 841 рублей, из которых стоимость земельного участка - 3 160 497 рублей, что значительно превысило стоимость объектов по отчету, представленного Администрацией (л.д.62-134).
В отчете № 002905-040711/060 ИП «ФИО4» полученные суммы стоимости спорных объектов указаны с учетом НДС и округления, кроме того, указано, что сумма денежного выражения ценности объектов, рыночная стоимость, указанная в отчете об оценке, носит рекомендательный характер.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2011 года по данному гражданскому делу была назначена судебная строительно – техническая и товароведческая экспертиза, на разрешение которой был поставлен следующий вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м. и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово – огородные насаждения) общей площадью 86,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, на дату вынесения настоящего определения. Проведение экспертизы поручено ООО «Научно - исследовательская лаборатория судебных экспертиз» г. Саратов (л.д.137-139).
Согласно заключению экспертов ООО «Научно - исследовательская лаборатория судебных экспертиз» г. Саратова № 6343/6344 от 19 августа 2011 года рыночная стоимость объектов оценки (земельного участка и жилого дома, включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово – огородные насаждения, составила 12 614 494 рублей (л.д.144-162).
Исследование ООО «Научно - исследовательская лаборатория судебных экспертиз» производилось с помощью затратного и сравнительного методов.
Сомнения в объективности оценки рыночной стоимости жилого дома и земельного участка вызывает тот факт, что экспертом в заключении ООО «Научно - исследовательская лаборатория судебных экспертиз» имеются грубые неточности, а именно при расчете стоимости затратным методом жилого дома указан не объект исследования, а другой жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры А, А1, А2, А3, а, состоящего из 4 комнат общей площадью 102, 3 кв.м., с хозяйственными и бытовыми постройками под литерами 1, 2, Б, В, С, У (лист заключения 9). Выведена рыночная стоимость улучшений жилого дома, включая хозяйственные постройки, плодово – огородные насаждения, общей площадью 86,1 кв.м. без стоимости земельного участка в размере 1 606 999 рублей, хотя расчет данной суммы произведен относительно другого жилого дома. При расчете стоимости земельного участка экспертом использованы Аналоги 1,2,3,4,5 (лист заключения 10), однако данные аналоги не конкретизированы, не указаны конкретные адреса. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости эксперт указал, что он основан на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами недвижимости, которые были проданы или включены в реестр на продажу. После проведения анализа рынка экспертом были выбраны объекты, которые представлены на странице 12 заключения, при этом конкретные адреса с указанием номера дома не представлены (аналог 1 - жилой дом 2-х этажный, ул. Ботевградская, аналог 2 – жилой дом в районе Ремзавода г.Саранска, аналог 3 – ул. Б. Хмельницкого).
Указанные обстоятельства дают основания суду усомниться в правильности и обоснованности данного заключения.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО10 суду пояснила, что при составлении заключения она допустила техническую ошибку, а именно при расчете стоимости затратным методом жилого дома указала не объект исследования, а другой жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, г. Энгельс, Саратовская область, и соответственно произвела расчет в отношении указанного жилого дома.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2011 года по ходатайству истца по данному гражданскому делу была назначена повторная судебная товароведческая экспертиза, на разрешение которой был поставлен следующий вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м. и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово – ягодные насаждения) общей площадью 86,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, на дату вынесения настоящего определения. Проведение экспертизы поручить экспертам Государственного учреждения – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д.171-174).
Согласно заключению экспертов Государственного учреждения – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1759/06-02 от 14 ноября 2011 года рыночная стоимость объектов оценки (земельного участка и жилого дома, включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово – огородные насаждения) составила:
рыночная стоимость жилого дома общей площадью 86,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 3 603 195 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 481 кв.м. – 1 508 000 рублей;
рыночная стоимость многолетних насаждения – 136 805 рублей.
В вышеуказанном экспертном заключении дана полная характеристика объекта оценки, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик.
Заключение составлено экспертами, имеющими право на проведение такого рода экспертизы, эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ.
Отчет ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1759/06-02 от 14 ноября 2011 года соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из рыночной стоимости объектов оценки, указанной в заключении экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, выкупная цена принадлежащего Красноглазовой Т.В., изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества (жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения) составляет 5 248 000 рублей согласно следующему расчету: 3 603 195 руб. + 1 508 000 руб. + 136 805 руб.
Кроме того, в заключении ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации приведена фототаблица спорных объектов, имеется полное описание элементов каждого объекта домовладения, имеется ряд таблиц, применяемых к каждому из используемых методов – затратному и сравнительному, дана полная характеристика аналогов.
Таким образом, суд признает заключение судебной экспертизы ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1759/06-02 от 14 ноября 2011 года объективным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ);
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
По проекту планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, прошедшему государственную экспертизу и получившему положительное заключение, имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчице, и отсутствие иных рациональных вариантов размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с чем суд считает, что право собственности Красноглазовой Т.В. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты органом местного самоуправления ей выкупной цены данного имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи с размещением автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчицы на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа Администрацией городского округа Саранск соблюден.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Администрации городского округа Саранск к Красноглазовой Т.В. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Красноглазовой Татьяне Васильевне о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены удовлетворить.
После уплаты Красноглазовой Татьяне Васильевне выкупной цены в размере 5 248 000 рублей (пяти миллионов двухсот сорока восьми тысяч рублей) прекратить право собственности Красноглазовой Татьяны Васильевны на земельный участок общей площадью 481 кв.м., с кадастровым номером №, на жилой дом общей площадью 86,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск.
Обязать Красноглазову Татьяну Васильевну заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина