Дело № 2-2901/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истца – Киреева Александра Васильевича,
истицы – Лопасовой Марины Юрьевны,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя - Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года № 261-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева Александра Васильевича и Лопасовой Марины Юрьевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату и понуждении предоставить в общую долевую собственность за плату земельный участок площадью 763 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
установил:
Лопасова М.Ю. и Киреев А.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату и понуждении предоставить в общую долевую собственность за плату земельный участок площадью 763 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истцы указали, что на основании договора купли-продажи от 21 октября 1997 года Лопасова М.Ю. является собственницей 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Киреев А.В. является собственником 2/3 доли указанного жилого дома. 05 октября 2011 года истцы подали в Администрацию городского округа Саранск заявление о предоставлении земельного участка площадью 763 кв.м в общую долевую собственность за плату для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>. Администрация городского округа Саранск письмом от 14 октября 2011 года № Пр-6905 сообщила, что для принятия положительного решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату для размещения дома индивидуальной жилой постройки по <адрес> возможно только после предоставления правоподтверждающих документов на самовольно возведенное строение за литерой А2. Считают отказ Администрации городского округа Саранск незаконным. На основании пункта 1 статьи 36, пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 273 ГК Российской Федерации просили суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении земельного участка площадью 763 кв.м. в общую долевую собственность за плату для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>, обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить в общую долевую собственность за плату земельный участок площадью 763 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истица Лопасова М.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, при этом представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.
В судебном заседании истец Киреев А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лопасовой М.Ю. и Киреева А.В. к Администрации городского округа Саранск подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истица Лопасова М.Ю. является собственницей 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на котором находится спорный земельный участок, что подтверждается договором купли-продажи от 21 октября 1997 года, заключенным между истицей и ФИО7.
Саранским межрайонным бюро технической инвентаризации зарегистрировано право собственности за Лопасовой М.Ю. на 1/3 доли домовладение № по <адрес>, о чем имеется запись в реестровой книге домовладения под № 1 инвентарное дело № стр. 35-70 от 11 ноября 1997 года.
Киреев А.В. является собственником 2/3 доли жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения доли жилого дома от 29 марта 2010 года и свидетельства о праве на наследство по завещанию от 17 декабря 1996 года.
Право собственности истца Киреева А.В. зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 29 марта 2010 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
05 октября 2011 года истцы обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 763 кв.м. в общую долевую собственность (за плату) для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>.
Однако письмом Администрации городского округа Саранск от 14 октября 2011 года № Пр-6905 истцам фактически отказано в удовлетворении их заявления. При этом указано, что для принятия положительного решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату для размещения дома индивидуальной жилой постройки по <адрес> возможно только после предоставления правоподтверждающих документов на самовольно возведенное строение за литерой А2.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, его кадастровый номер №, площадь составляет 763 +/- 10 кв.м., разрешенное использование указано для эксплуатации жилого дома.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Согласно представленным истцами документам (договору купли-продажи от 21 октября 1997 года, договору дарения от 29 марта 2010 года) следует, что право собственности на доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возникло у них после 1990 года, то есть после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР".
В соответствии с Федеральным Законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 сентября 2006 года, утратил силу пункт 5 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имели право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имел право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках.
Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.
При таких обстоятельствах истцы вправе приобрести в собственность за плату доли земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с правилами, установленными статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений» от 20 декабря 2007 года № 102-З, установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Поскольку рассмотрение заявления об оформлении прав на земельный участок для органа местного самоуправления является обязательным, то к правоотношениям по заключению договора купли-продажи земельного участка применяется пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, действующему на день рассмотрения спора судом, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.
При таких обстоятельствах обязанность заключить с истцами договор купли-продажи земельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным истцами исковым требованиям.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Киреева Александра Васильевича и Лопасовой Марины Юрьевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату и понуждении предоставить в общую долевую собственность за плату земельный участок площадью 763 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении земельного участка площадью 763 кв.м. в общую долевую собственность за плату Лопасовой Марине Юрьевне и Кирееву Александру Васильевичу для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Лопасовой Марине Юрьевне в общую долевую собственность за плату (1/3 доли) земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 763 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Кирееву Александру Васильевичу в общую долевую собственность за плату (2/3 доли) земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 763 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия В.А. Ганченкова