О возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья



Дело № 2-2985/2011

            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года          г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания - Чеколдаевой О.А.,

с участием представителя истца Рузаева К.А. – Кониной В.А., действующей по доверенности от 1 декабря 2011 г.,

представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаева А.А., действующего на основании доверенности № 07-7865 от 31 августа 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаева Карпа Алексеевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в предоставлении права на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретения жилья незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию - социальную выплату на строительство или приобретение жилья,

установил:

Рузаев К.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в предоставлении права на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретения жилья незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию - социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В обоснование своего иска Рузаев К.А. указал, что ответчиком ему отказано в признании права на жилищную субсидию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» по тем основаниям, что право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Он принимал участие в боевых действиях с 24 октября 1956 г. по 10 ноября 1956 г. в составе воинской части 23390, входившей в состав действующей армии.

Считает данный отказ незаконным.

Просил суд признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретения жилья незаконным, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ему субсидию - социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В судебное заседание истец Рузаев К.А. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Рузаева К.А. – Конина В.А. исковые требования Рузаева К.А. поддержала по тем же самым основаниям, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. относительно иска Рузаева К.А. возразил, просил суд его исковые требования оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования Рузаева К.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Рузаев Карп Алексеевич является ветераном-участником Великой отечественной войны (л.д. 4).

В период с 30 ноября 1955 г. по 5 ноября 1958 г. Рузаев К.А. проходил военную службу в составе воинской части 23390, входившей в состав действующей армии, принимал участие в период с 24 октября 1956 г. по 10 ноября 1956 г. в боевых действиях в составе воинской части 23390, входившей в состав действующей армии.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой Центрального архива Министерства Обороны СССР от 23 апреля 1990 г. и справкой Военного комиссариата Республики Мордовия Ковылкинского района от 19 сентября 2011 г. № 2/195 (л.д. 5).

Судом также установлено, что Рузаев К.А. нуждается в улучшении жилищных условий, что следует из акта проверки жилищных условий от 18 мая 2011 г.

Постановлением Администрации Ковылкинского муниципального района № 1262 от 29 сентября 2011 г. Рузаев К.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 22 ноября 2011 г. № 10/10519 Рузаеву К.А. сообщено о том, что действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 на него не распространяется. Данный отказ мотивирован тем, что согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 20847-ВТ/07, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, находившиеся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Он принимал участие в боевых действиях в период с 24 октября 1956 г. по 10 ноября 1956 г. в составе воинской части 23390, входившей в состав действующей армии, в связи с чем право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья не имеет.

Суд считает указанное решение незаконным по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с подпунктом «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

К числу иных боевых операций по защите Отечества, участие в которых является основанием получения статуса участника Великой Отечественной войны, согласно разделу I Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» относятся, в том числе, боевые действия в Венгрии: 1956 год.

Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Рузаев К.А. относится к военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период боевых операций по защите Отечества, следовательно, в силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны.

В связи с этим довод ответчика о том, что истец не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», является несостоятельным.

Согласно статье 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец, являющийся ветераном Великой Отечественной войны, признанный в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 15 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Согласно пунктам 5, 6, 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенций из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Организация работы по выпуску, выдаче и погашению свидетельств, расчету размера социальной выплаты и обоснованности права гражданина на получение социальной выплаты обеспечивается Министерством. Размер социальной выплаты определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства участнику Великой Отечественной войны.

В этой связи суд считает, что исковые требования Рузаева Карпа Алексеевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретения жилья незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию - социальную выплату на строительство или приобретение жилья подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Рузаева Карпа Алексеевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении Рузаеву Карпу Алексеевичу права на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Рузаеву Карпу Алексеевичу социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                    З.В. Крысина