Дело № 2-2904/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи - Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя истицы Макушкиной О.П. – адвоката Афанасьева С.В., действующего по ордеру № 76 от 13 декабря 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макушкиной Ольги Прокопьевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Макушкина О.П. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований Макушкина О.П. указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны.
Она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 26 августа 2011 г. № 2272 в постановке на учет ей отказано, так как не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых намеренно ухудшены ее жилищные условия.
Она зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 19,2 кв.м. с 27 июля 2011 г., где также проживают и зарегистрированы еще ФИО5, ФИО6 и ФИО7. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5. Таким образом, на каждого человека приходится по 4,8 кв.м. жилой площади, что ниже учетной нормы, установленной решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 г. № 162, которая составляет 12,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Считает отказ ответчика необоснованным, так как свои жилищные условия она намеренно не ухудшала, проживала до 27 июля 2011 г. в квартире своих детей, после смерти которых в наследство вступила ее внучка ФИО8, которая оформила договор дарения своей доли квартиры на ФИО9.
ФИО9 является в настоящее время собственником квартиры по <адрес>, откуда она вынуждена была переехать ввиду невозможности проживания с ней.
Просит суд признать отказ Администрации городского округа Саранск в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица Макушкина О.П. в судебное заседание не явилась ввиду преклонного возраста и плохого состояния здоровья, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представить истицы Макушкиной О.П. – адвокат Афанасьев С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации городского округа Саранск, в котором также указала, что в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Макушкиной О.П. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.
Так, из Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" следует, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" мерами социальной поддержки, установленными для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что Макушкина Ольга Прокопьевна является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № (л.д. 3) и справкой № 11 от 15 марта 2011 г. ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск».
Следовательно, истица в силу закона может иметь право на получение мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в случае ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Макушкина О.П. с 27 июля 2011 г. проживает и зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 19,2 кв.м., где также проживают и зарегистрированы ФИО5, ФИО6 и ФИО7.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги от 1 декабря 2011 г., справкой № 248 о составе семьи от 1 декабря 2011 г., свидетельством о государственной регистрации права № от 21 января 2004 г. и сторонами не оспариваются.
18 августа 2011 г. Макушкина О.П. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «вдова инвалида Великой Отечественной войны».
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 26 августа 2011 г. № 2272 Макушкиной О.П. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых были намеренно ухудшены жилищные условия (п. 3 ч. 1 ст. 54, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанное постановление Администрации городского округа Саранск от 26 августа 2011 г. № 2272 является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 4, 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.
Истица Макушкина О.П. с 27 июля 2011 г. проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности ее родственнице ФИО5.
Данные обстоятельства также подтвердили допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей ФИО13 и ФИО14.
Сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» по Республике Мордовия, не совершала, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Макушкиной О.П. на имеющиеся и имевшиеся у нее объекты недвижимого имущества, что подтверждается справкой № 2211 от 29 ноября 2011 г. Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» по Республике Мордовия и уведомлением № 01/383/2011-315 от 29 ноября 2011 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Таким образом, истица Макушкина О.П. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в настоящее время не обеспечена жилым помещением для проживания.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика не представила суду доказательств того, что истица Макушкина О.П. намеренно ухудшила свои жилищные условия, не вступив в права наследования после смерти своего супруга ФИО15.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие указанные ответчиком обстоятельства.
Следовательно, оснований для применения положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, не имеется.
В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы Макушкиной О.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335, также не имеется.
В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Макушкиной Ольги Прокопьевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Макушкиной Ольги Прокопьевны удовлетворить.
Признать отказ Администрации городского округа Саранск в признании Макушкиной Ольги Прокопьевны нуждающейся в улучшении жилищных условий, содержащийся в постановлении Администрации городского округа Саранск от 26 августа 2011 г. № 2272 (подпункт 7 пункт 2 Приложения №1), незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Макушкину Ольгу Прокопьевну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина