Дело № 2-2828/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Н.Н.,
с участием истца Тряпкина М.К.,
представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Тороповой Т.С., представившей доверенность от 26.07.2011 № 40/13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тряпкина Михаила Кузьмича к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачёте в выслугу лет периода работы на должности механика и инженера военизированной пожарной части, понуждении исчислять пенсию исходя из выслуги лет, взыскании суммы задолженности по причитающимся платежам в счёт пенсии,
установил:
Тряпкин М.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачёте в выслугу лет периода работы на должности механика и инженера военизированной пожарной части, понуждении исчислять пенсию исходя из выслуги лет, взыскании суммы задолженности по причитающимся платежам в счёт пенсии.
В обоснование исковых требования указал, что является пенсионером МВД по Республике Мордовия. До назначения его на аттестованную должность в период с 03.09.1984 по 03.04.1988 он работал на должностях механика и инженера военизированной пожарной части технической службы № 5 отдела пожарной охраны МВД МАССР. С 04.04.1988 он был назначен на должность заместителя начальника в том же подразделении. При выходе на пенсию период работы механиком и инженером в выслугу лет для назначения пенсии ответчик ему не включил, что не соответствует закону.
В соответствии с абз. 10 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, зачисленным на службу до 01.01.1991, засчитывать периоды их работы до зачисления на службу, учтённые в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.
Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 обязывает включить в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел периоды работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране МВД РФ, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.
21.10.2011 он обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о зачёте периода работы в пожарной охране МВД в выслугу лет для назначения пенсии.
14.11.2011 письмом № 7/Т-19 в удовлетворении его просьбы МВД по Республике Мордовия было отказано в связи с тем, что абз. 10 ст. 7 ФЗ «О пожарной безопасности» распространяется только на военнослужащих и сотрудников системы Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России и при переходе указанных лиц в другие службы органов внутренних дел до 26.12.1994 указанная льгота ими теряется, а он с 04.02.1991 был назначен на должность начальника Автохозяйства МВД и в момент вступления в силу указанного закона сотрудником Государственной противопожарной службы не являлся.
В настоящее время ему выплачивается пенсия в размере 8695 руб. ежемесячно исходя из выслуги лет 24 года. При прибавлении выслуги лет для назначения пенсии с 03.09.1984 по 03.04.1988, то есть три года, то к его пенсии необходимо прибавить ещё 9 % в месяц, то есть 782 руб. 55 коп. в месяц. Сумма недоплат с 09.02.2008 по 31.12.2011 составит 35 997 руб. 30 коп.
Просил засчитать в выслугу лет для назначения пенсии по линии Министерства внутренних дел период его работы с 03.09.1984 по 03.04.1988 (три года семь месяцев) включительно на должности механика и инженера военизированной пожарной части технической службы № 5 отдела пожарной охраны МВД МАССР.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Мордовия с 01.01.2012 исчислять пенсию ему исходя из выслуги лет для назначения пенсии 27 лет 09 месяцев 24 дня.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу сумму задолженности по причитающимся платежам в счёт пенсии 36 556 руб. 10 коп.
В судебном заседании истец Тряпкин М.К. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Торопова Т.С. против удовлетворения иска возражала, просила оставить его без удовлетворения.
Представила письменные возражения на исковое заявление, где указала, что Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, в том числе абз. 10 ч. 7, на который ссылается истец, распространяется на личный состав Государственной противопожарной службы, в том числе на тех, кто являлся сотрудниками и военнослужащими системы Государственной противопожарной службы и при переходе указанных лиц в другие службы органов внутренних дел до 26.12.1994 указанная льгота ими теряется. Истец на момент вступления в силу данного закона был уже не сотрудником Государственной противопожарной службы, а сотрудником органов внутренних дел, занимал должность начальника Автохозяйства МВД. Тряпкин М.К. уже с февраля 1991 года являлся сотрудником органов внутренних дел, о чём свидетельствует приказ МВД МАССР от 04.02.1991 № 23 л/с.
Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 и Постановление Совета Министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» применяются к данным правоотношениям только во взаимосвязи с Законом «О пожарной безопасности», так как в них есть соответствующие ссылки на указанные нормативные акты.
Кроме того, истцом пропущен срок для защиты права, установленный ст. 196 ГК Российской Федерации. Истец с расчётом выслуги лет был ознакомлен в феврале 2008 г. и знал о том, что ему не засчитан период с 03.09.1984 по 03.04.1988, однако более 3 лет не предпринимал мер для защиты своего права.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 03.09.1984 Тряпкин М.К. был на основании приказа № 132 от 05.09.1984 принят на должность инженера военизированной пожарной части технической службы № 5, откуда был уволен 03.04.1988 на основании приказа № 49 от 08.04.1988 по собственному желанию.
Приказом № 23 л/с от 04.02.1991 Министра внутренних дел МАССР Тряпкин М.К. был назначен на должность начальника автохозяйства МВД, освобождён от должности заместителя начальника военизированной пожарной части технической службы № 5 УПО МВД.
Приказом № 98 л/с от 01.04.1994 Министра МВД Мордовской АССР Тряпкин М.К. был назначен помощником начальника по тыловому обеспечению отдела внутренних дел Ленинского района г. Саранска с должностным окладом 94 221 руб., с присвоением специального звания «майор милиции», освободив его от должности начальника автохозяйства МВД.
Приказом от 28.04.1994 № 126 л/с Тряпкин М.К. по личной просьбе снова был назначен начальником автохозяйства МВД со специальным званием «майор внутренней службы» с должностным окладом 136 458 руб., освободив его от должности помощника начальника по тыловому обеспечению отдела внутренних дел Ленинского района г. Саранска.
Приказом от 11.02.2008 № 230 л/с Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковник внутренней службы Тряпкин М.К., бывший начальник отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД с 08.02.2008 был уволен по п. «ж» ч. 1 ст. 58 (по болезни) на основании приказа МВД России № 1490 от 07.12.2007, рапорта Тряпкина М.К. от 08.02.2008, свидетельства о болезни № 2073, выданного ВВК МСЧ МВД 05.10.2007 Выслуга лет по состоянию на 08.02.2008 составляет в календарном исчислении 24 года 02 месяца 02 дня, в льготном столько же.
Из копий заключений о стаже для выплаты процентной надбавки Тряпкину М.К. от 1989, 1998, 2000 гг. следует, что в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет Тряпкину М.К. засчитаны периоды его службы с 29.04.1988В заключении о стаже от 02.06.2003 в стаж для выплаты процентной надбавки Тряпкину М.К. включен период работы в должности УГПС с 03.09.1984 по 29.04.1988
09.11.2011 начальником Управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия Тряпкину М.К. возвращён без исполнения его расчёт выслуги лет на перерасчёт пенсии. Указано, что часть 10 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ распространяется только на сотрудников Государственной противопожарной службы, состоящих на момент вступления в силу указанного закона в штатах ГПС МВД России. Тряпкин М.К. с 04.02.1991 был назначен на должность начальника Автохозяйства МВД, на 26.12.1994 сотрудником Государственной противопожарной службы не являлся.
21.10.2011 Тряпкин М.К. обратился с заявлением к начальнику Управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия, указав, что в период с 03.09.1984 по 03.04.1988 работал на должностях механика и инженера военизированной пожарной части технической службы № 5 отдела пожарной охраны МВД МАССР. С 04.04.1988 назначен на аттестованную должность заместителя начальника в том же подразделении. Указанный период не был засчитан в выслугу лет для назначения ему пенсии. Просил сделать перерасчёт пенсии за указанный период или дать разъяснения по данному вопросу.
14.11.2011 МВД по Республике Мордовия Тряпкину М.К. было отказано в перерасчёте пенсии в связи с тем, что часть 10 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ распространяется только на сотрудников Государственной противопожарной службы, состоящих на момент вступления в силу указанного закона в штатах ГПС МВД России.
Данный отказ суд считает правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в личный состав Государственной противопожарной службы включаются лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, лица, не имеющие специальных воинских званий, состоящие на соответствующих государственных должностях.
В соответствии с абз. 10 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
В письме Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.08.1996 № 1/14842 «О порядке применения статей 7 и 8 Федерального закона «О пожарной безопасности», адресованном для сведения Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации лица рядового и начальствующего состава пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб и Государственной противопожарной службы МВД России, уволенные со службы до 26.12.1994 права на перерасчёт пенсии с учётом времени предыдущей работы на штатных должностях рабочих и служащих не имеют.
Часть десятая статьи 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» распространяется только на военнослужащих и сотрудников системы ГПС МВД России и при переходе указанных лиц в другие службы органов внутренних дел до 26.12.1994 указанная льгота ими теряется. Если сотрудник ГПС МВД России перешёл в другое подразделение органов внутренних дел после 26.12.1994, то указанные льготы на него распространяются.
Абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, зачисленным на службу до 01.01.1991, засчитывать периоды их работы до зачисления на службу, учтённые в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.
Ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 01.07.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» гласит, что сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 обязывает включить в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел периоды работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране МВД РФ, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.
Проанализировав представленные доказательства, суд считает, что применять выше указанные нормы законодательства о пенсионном обеспечении и о порядке исчисления выслуги лет необходимо только во взаимосвязи с ФЗ «О пожарной безопасности», из ст. 7 которого буквально следует, что к личному составу Государственной противопожарной службы относятся только лица, состоящие на соответствующих государственных должностях. Следовательно, понятие «работники государственной противопожарной службы» в понимании данных нормативных актов означает сотрудников личного состава, работающих на соответствующих государственных должностях именно на момент действия указанных нормативных актов.
Тряпкин М.К., как это было установлено в судебном заседании, на момент вступления в силу Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 с 04.02.1991, то есть на протяжении более трёх с половиной лет не работал в Государственной противопожарной службе.
Следовательно, Тряпкин М.К. не имеет права на льготы, предоставляемые абз. 10 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» в виде включения в специальный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, периода работы в системе Государственной противопожарной службы.
Указанные выводы суда подтверждаются также показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля начальника отдела Центра финансового обеспечения сотрудников МВД по Республике Мордовия ФИО6. Она пояснила, что Тряпкину М.К. не засчитали в выслугу лет для назначения пенсии спорный период работы с 03.09.1984 по 03.04.1988 в должности механика и инженера военизированной пожарной части технической службы № 5 отдела пожарной охраны МВД МАССР в связи с тем, что на момент вступления в законную силу Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 он уже не являлся сотрудником пожарной охраны МВД МАССР. Вне зависимости от занимаемой должности он должен был проработать до сентября 1994 года именно в системе противопожарной службы МВД, а он уволился в 1991 г. и поступил на должность МВД начальником автохозяйства. В связи с чем абз. 10 ст. 7 Федерального закона «О противопожарной безопасности» на него на распространяется, так как распространяется только на сотрудников противопожарной службы. Если, например, Тряпкин М.К. до декабря 1994 года проработал бы на любой должности противопожарной службы МВД, а потом уволился, то они бы засчитали ему в стаж спорный период. Имеется заключение от марта 2003 г., где Тряпкину М.К. засчитали спорный период в стаж для исчисления процентной надбавки. Но данная процентная надбавка на пенсионный стаж не влияет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тряпкин М.К. не приобрёл права на зачёт в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД периода работы с 03.09.1984 по 03.04.1988 на должности механика и инженера военизированной пожарной части технической службы № 5 отдела пожарной охраны МВД МАССР.
В связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований Тряпкину М.К.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Тряпкину Михаилу Кузьмичу в удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачёте в выслугу лет периода работы на должности механика и инженера военизированной пожарной части, понуждении исчислять пенсию исходя из выслуги лет, взыскании суммы задолженности по причитающимся платежам в счёт пенсии отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.Ю. Надёжина