Дело № 2-3070/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю.,
с участием секретаря судебного заседания – Ямашкиной Ю.В.,
с участием в деле:
представителя истца - прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск, ГУ «Социальная защита населения городского округа Саранск», муниципальному бюджетному учреждению «Учебно-методический центр» о понуждении устроить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001, для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения в здание, занимаемое Администрацией Ленинского района городского округа Саранск, Мордовским региональным отделением политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр», расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении устроить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001, для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения в здание, занимаемое Администрацией Ленинского района городского округа Саранск, Мордовским региональным отделением политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр», расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об инвалидах было установлено, что вход в административное здание, расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21, не обеспечивает беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, поскольку не оборудован пандусом и опорными устройствами (поручнями).
В настоящее время в здании расположены Администрация Ленинского района городского округа Саранск, Мордовское региональное отделение политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр».
Согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъёма. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограничения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
Таким образом, Администрацией городского округа Саранск, являющейся собственником административного здания, не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Просили обязать Администрацию городского округа Саранск в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устроить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001, для обеспечения доступности входа инвалидам и другим маломобильным группам населения в здание, занимаемое Администрацией Ленинского района городского округа Саранск, Мордовским региональным филиалом политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр», расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21.
В судебном заседании по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное казённое учреждение «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», Администрация Ленинского района городского округа Саранск, Муниципальное бюджетное учреждение «Учебно-методический центр».
Представитель истца прокурора Ленинского района городского округа Саранск Мещерякова И.М. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации городского округа Саранск, КУ городского округа Саранск «Городская недвижимость», Государственного казённого учреждения «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», Администрации Ленинского района городского округа Саранск, Муниципального бюджетного учреждения «Учебно-методический центр» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
В судебном заседании установлено, что собственником административного здания – д. 21 по ул. Пролетарской г. Саранска является муниципальное образование – город Саранск (л.д. 7).
Административное здание по ул. Пролетарской, 21 передано в оперативное управление казённому учреждению городского округа Саранск «Городская недвижимость» на основании постановления Администрации городского округа Саранск «Об изъятии, переименовании, преобразовании и передаче в оперативное управление объектов нежилого фонда» (л.д. 8).
Нежилые помещения, расположенные в здании администрации района, арендует Мордовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», о чём свидетельствуют акт приёма-передачи в аренду нежилого помещения от 23.10.2009, дополнительные соглашения к договору аренды муниципального нежилого помещения от 15.11.2010 и от 06.06.2011 (л.д. 15-16).
Также нежилыми помещениями в здании № 21 по ул. Пролетарской г. Саранска пользуется ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением, заключенным с Администрацией городского округа Саранск 20.10.2009 № 28, акта приёмки-передачи нежилого помещения (л.д. 18) и дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования нежилым помещением (л.д. 19-20).
На основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 05.11.2003, акта приёма-передачи и дополнительного соглашения к договору нежилыми помещениями в д. 21 по ул. Пролетарской г. Саранска пользуется Администрация Ленинского района городского округа Саранск (л.д. 21, 22, 23-24).
Кроме того, нежилыми помещениями в указанном здании пользуется муниципальное бюджетное учреждение «Учебно-методический центр» по договору безвозмездного пользования нежилым помещением от 15.04.2011, заключенному с КУ городского округа Саранск «Городская недвижимость» (л.д. 25-26). Указанные сведения подтверждаются также актом приёмки-передачи в аренду от 15.04.2011 (л.д. 27) и дополнительным соглашением (л.д. 28).
Согласно рапорту старшего помощника прокурора Ленинского района от 24.11.2011 проведённым осмотром здания Администрации Ленинского района г. Саранска по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21, установлено, что вход в здание не имеет средств доступа для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, а именно пандусов и опорных устройств (л.д. 5).
Сведения, изложенные в рапорте, подтверждаются также представленными фотографиями (л.д. 6).
Суд удовлетворяет исковые требования прокурора Ленинского района по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Так, согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правила, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
В соответствии со статьей 1 Закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Закона)
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
Так, статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению в натуре.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска о возложении на ответчиков обязанности в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устроить пандус на входе в здание № 21 по ул. Пролетарской г. Саранска подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранск, поданные в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск, ГУ «Социальная защита населения городского округа Саранск», муниципальному бюджетному учреждению «Учебно-методический центр» о понуждении устроить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001, для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения в здание, занимаемое Администрацией Ленинского района городского округа Саранск, Мордовским региональным отделением политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр», расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск, Администрацию Ленинского района городского округа Саранск, ГУ «Социальная защита населения городского округа Саранск», муниципальное бюджетное учреждение «Учебно-методический центр» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устроить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001, для обеспечения доступности входа инвалидам и другим маломобильным группам населения в здание, занимаемое Администрацией Ленинского района городского округа Саранск, Мордовским региональным филиалом политической партии «Единая Россия», ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», МБУ «Учебно-методический центр», расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 21.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда г. Саранска С.Ю. Надёжина