О понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья



Дело № 2-317/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,

с участием в деле:

истицы – Овсянниковой Татьяны Алексеевны,

ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Китаева Анатолия Александровича, главного специалиста отдела по правовой работе и организации торгов, представившего доверенность № 07-7865 от 31 августа 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой Татьяны Алексеевны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

установил:

Овсянникова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В обоснование своих требований указала, что письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия за № 10-12721 от 21 декабря 2011 года ей было отказано в предоставлении жилищной субсидии, в качестве отказа указано, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Правительством Республики Мордовия было принято постановление от 24 апреля 2006 года № 155, в соответствии с которым формой обеспечения жильем указанных категорий граждан является предоставление им социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Она является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания и супругой умершего ветерана боевых действий. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не состояли. Ее муж, ФИО3 (умерший Дата) при жизни, как ветеран боевых действий, на данном учете тоже не состоял. Право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды» или по категории «члены семей умерших ветераном боевых действий» не имеют. С данным решением Министерства соцзащиты населения Республики Мордовия не согласна, поскольку при вынесенном решении об отказе ей в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья ответчик противоречит действующему законодательству. ФИО3 проходил действительную военную службу на должности рядового с февраля 1984 года по февраль 1986 года, участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан, является ветераном боевых действий и имеет право на получение льгот, предусмотренных статьей 16 федерального закона «О ветеранах». Постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2011 года № 499 она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Анализируя Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в совокупности с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», считает, что в число лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714, входят ветераны боевых действий. Следовательно, на членов семей умерших ветеранов боевых действий Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 распространяется. На основании изложенного просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ей свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании истица Овсянникова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. относительно исковых требований Овсянниковой Т.А. возразил, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела, Овсянникова Татьяна Алексеевна является вдовой умершего Дата ФИО3, ветерана боевых действий (л.д.10,14).

Из представленной справки следует, что Овсянникова Т.А. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию (л.д.16).

В 2011 году Овсянникова Т.А. обратилась в Администрацию Главы Республики Мордовия с заявлением об улучшении ее жилищных условий, которое было перенаправлено в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.

21 декабря 2011 года письмом № 10/12721 Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Овсянниковой Т.А. разъяснено, что право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды» или по категории «члены семей умерших ветеранов боевых действий» она не имеет (л.д.8-9).

В обоснование своего заявления ответчик указал, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» Правительством Республики Мордовия было принято постановление от 24 апреля 2006 года № 155, в соответствии с которым формой обеспечения жильем указанных категорий граждан является предоставление им социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Овсянникова Т.А. является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания и супругой умершего ветерана боевых действий. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года не состояли. Ее муж, ФИО3 (умерший Дата) при жизни, как ветеран боевых действий, на данном учете тоже не состоял. Согласно действующему законодательству инвалиды или члены семей умерших ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2011 года № 499 Овсянникова Т.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.15).

Как это следует из справки Отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Ардатовскому району от 19 января 2012 года № 2/31 ФИО3 с февраля 1984 года по февраль 1986 года проходил службу в действующей армии в Афганистане в составе военной части п.п. 51932 в должности водителя БТР (л.д.12).

Согласно статье 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Статья 3 названного закона указывает, что к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются…супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Суд полагает, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Овсянниковой Т.А. в предоставлении социальной выплаты является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как это следует из материалов дела и объяснений истицы, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года ее муж ФИО3, умерший Дата, при жизни, как ветеран боевых действий, не состоял.

Из материалов дела усматривается, что Овсянникова Т.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году (л.д.15).

Статья 23.2 вышеуказанного Федерального закона указывает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в исковом заявлении Овсянникова Т.А. указывает, что она является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, о чем в материалах дела имеется справка МСЭ (л.д.16).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614, определен порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155, устанавливает правила обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья

Пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155, также предусматривает, что правом на получение социальных выплат обладают следующие категории граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года:

ветераны боевых действий;

члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;

инвалиды;

семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно пункту 8 Порядка Министерство рассматривает документы и принимает обоснованное решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе в ее предоставлении не позднее тридцати дней с момента подачи документов заявителем.

Овсянникова Т.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь в 2011 году.

Ссылка истицы на Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» несостоятельна по тем основаниям, что данным Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года № 30 в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 внесены изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Однако указанный закон касается лишь только нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, но неприменим к такой категории, как ветераны боевых действий.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Овсянниковой Т.А. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ей основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Овсянниковой Татьяны Алексеевны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина