О понуждении признать нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-182/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю.,

при секретаре судебного заседания – Ямашкиной Ю.В.,

с участием в деле:

представителя истицы Котлашовой А.А. – Любишкиной Н.П., представившей доверенность от 24.01.2012 № 1-154,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., представившей доверенность от 07.12.2011 № 128-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котлашовой Алефтины Александровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным пункта 2 постановления от 23.11.2011 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт,

установил:

Котлашова А.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Саранска с исковым заявлением к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным пункта 2 постановления от 23.11.2011 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт.

В исковом заявлении указала, что является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, инвалида <данные изъяты> группы по общему заболеванию.

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 3109 от 23.11.2011 ей отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учётной нормы 12,5 кв.м.

Ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. Из акта проверки жилищных условий от 11.10.2011 следует, что дом, в котором она проживает, требует капитального ремонта, без коммунальных удобств, то есть не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Дом построен из шлакобетона, у которого давно истёк срок эксплуатации. В полах и на стенах имеются трещины, оконные рамы сгнили и не подлежат ремонту. Близко под домом расположены грунтовые воды, в связи с чем в кухне всегда сыро.

Таким образом, жилое помещение, в котором она проживает, не было исследовано и оценено надлежащим образом специалистами отдела социальной защиты населения Октябрьского района г. Саранска.

Просила признать незаконным п. 2 приложения № 2 Постановления Администрации городского округа Саранск № 3109 от 23.11.2011 «О постановке граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий» об отказе в постановке её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истица Котлашова А.А. не явилась, представила заявление с нотариально заверенной подписью, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с плохим состоянием здоровья с участием её представителя Любишкиной Н.П.

Представитель истицы Любишкина Н.П. в судебном заседании иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Котлашовой А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Котлашова А.А. является вдовой умершего инвалида <данные изъяты> группы Великой Отечественной войны ФИО6 и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается свидетельством о браке, свидетельством о смерти (л.д. 27, 28), а также справкой Отдела социальной защиты населения Октябрьского районного Совета народных депутатов от 12.04.1999 и справкой о ранении в боях за Советскую Родину № 2486 от 1945 года.

Котлашова А.А. зарегистрирована с 1956 г. и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги № 188 от 11.10.2011 и справкой о составе семьи от 11.10.2011.

Как следует из технического паспорта на жилой дом <адрес>, собственницей указанного жилого дома является Котлашова А.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24.02.2000. Указанная информация подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.10.2011, свидетельством о праве на наследство по закону от 24.02.2000 и свидетельством о государственной регистрации права, выданным 04.04.2000.

Согласно техническому паспорту дом <адрес> имеет общую площадь 73,9 кв.м., жилую 50,8 кв.м. Дом подключен к центральному отоплению, имеется газоснабжение и электричество. Водопровода и водоотведения не имеется (л.д. 9). Дом состоит из трёх жилых комнат, кухни, коридора, подсобной и котельной (л.д. 11). В фундаменте, наружных и внутренних капитальных стенах, деревянных перекрытиях имеются трещины, в шиферной крыше – просветы, оконные переплёты рассохлись (л.д. 12-13). Износ жилого дома за литерой А составляет 45 % (л.д. 12).

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 07.10.2011 износ д. <адрес> составляет 45 %, дом 1958 года постройки.

Из акта проверки жилищных условий от 11.10.2011 следует, что Котлашова А.А. проживает в частном доме <адрес>. Дом шлаковый, частично обложен кирпичом. Комнаты сухие, но в кухне холодно, на стенах трещины. В доме имеется газовое отопление (котёл), холодная вода из колодца, туалет на улице, канализации нет. На данной площади, кроме Котлашовой А.А., проживают также дочери ФИО7 и ФИО10. Заключение: Котлашова А.А. проживает в отдельном доме, требующем капитального ремонта, без коммунальных удобств (л.д. 24).

Как следует из акта экспертного исследования, подготовленного экспертом ФИО8 Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз от 30.01.2012, жилой дом, принадлежащей Котлашовой А.А. и расположенный по адресу: <адрес>, имеет износ несущих конструктивных элементов от 65 % до 70 %, в связи с чем реконструкцию (замену изношенных конструкций) произвести невозможно. Процент износа дома под литерой А составляет 63 %, под литерой А1 также 63 %. Реконструкция в данном случае экономически нецелесообразна, так как замене подлежат все конструкции жилого дома, в том числе фундаменты, стены, перекрытия, крыша и полы. Выводы: жилой дом, принадлежащий Котлашовой А.А. и расположенный по адресу: <адрес>, имеет общий износ 63 % и относится к ветхим. Реконструкция в данном случае экономически нецелесообразна, так как замене подлежат все конструкции жилого дома, в том числе фундаменты, стены, перекрытия, крыша и полы. Выводы акта экспертного исследования подтверждаются также фотоиллюстрациями, на которых хорошо видны трещины в наружной стене дома, в несущей стене внутри дома шириной раскрытия 5 мм, поражение гнилью и жучком оконной коробки, трещины в фундаменте, фрагменты пола, где имеются сколы, трещины и стертости в ходовых досках, видны также следы залития на потолке, отслоение и вздутие обоев, сколы в асбестоцементных листах крыши.

Из теплотехнического расчёта, являющегося приложением к акту экспертного исследования, следует, что так как фактическое сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции жилого дома ниже требуемых значений, следовательно, данная конструкция наружной стены не удовлетворяет требованиям СНиП 23-02-2003 по теплотехническим свойствам.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 23.11.2011 № 3109 Котлашовой А.А. отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что ею не представлено документов, которые подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы 12,5 кв.м.

Суд считает постановление Администрации городского округа Саранск в указанной части незаконным исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и заключаются, в том числе в обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

На основании пп. 3 п. 4 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335 (ред. от 12.04.2010) «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 10 данного Постановления несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

На основании п.12 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На основании п. 16 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335 жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Судом установлено, что Котлашова А.А. проживает в жилом помещении – д. <адрес>, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям, так как физический износ здания составляет 63 % и здание относится к ветхим. У суда нет оснований не доверять акту экспертного исследования.

Суд не соглашается с выводом ответчика о том, что истица обеспечена нормой жилой площади и в связи с этим не нуждается в улучшении жилищных условий, так как в судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором проживает истица, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: в нём не имеется холодного и горячего водоснабжения, канализации, дом является ветхим.

Учитывая также, что других жилых помещений в собственности Котлашова А.А. не имеет, то суд удовлетворяет исковые требования, признаёт незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 23.11.2011 в части отказа Котлашовой А.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязывает ответчика поставить Котлашову А.А. на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Котлашовой Алефтины Александровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным пункта 2 постановления от 23.11.2011 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 23.11.2011 № 3109 в части отказа в постановке Котлашовой Алефтины Александровны на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Котлашову Алефтину Александровну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить её на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска С.Ю. Надёжина