Дело № 2-892/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2012 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием представителя истца Рогудяева И.М. – адвоката Фадеевой Н.Н., действующей на основании ордера № 229 от 3 апреля 2012 года,
представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 128-д от 7 декабря 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогудяева И.М. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания, постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Рогудяев И.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск № 589 от 24 февраля 2012 года об отказе в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что он является инвалидом <данные изъяты> группы, участником Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2012 г. № 589 ему отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем сообщено письмом Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2012 года № 418-исх-ОА/ЖУ. Ответчик полагает, что в нарушение подпункта 2 пункта 10, подпункта 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как он обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Считает данный отказ незаконным, так как Администрацией городского округа Саранск не принято во внимание техническое состояние принадлежащего ему жилого дома.
Согласно акту экспертного исследования № 98/06 от 26 января 2012 г., выполненному ФБУ «Мордовская лаборатория судебной экспертизы», техническое состояние и степень физического износа конструктивных элементов жилого дома Лит.А и пристроя Лит.А1 (проемов, отделки, фундамента, стен), расположенного по адресу: <адрес>, составляет 50 % - 60 %, конструкции находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что не соответствует строительным нормам и правилам, установленным в действующих нормативно-правовых актах. Техническое состояние и степень физического износа конструктивных элементов жилого дома Лит.А и пристроя Лит.А1 (перекрытия кровли с крышей и полов) составляет 65 % - 70 %, конструкции находятся в недопустимом техническом состоянии, являются ветхими, что не соответствует строительным нормам и правилам, установленным в действующих нормативно-правовых актах. Жилой дом не является пригодным для проживания.
В связи с чем просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2012 года № 589 в части отказа в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
11 апреля 2012 года истец Рогудяев И.М. исковые требования дополнил, просил суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 38 от 2 апреля 2010 года о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.
В судебное заседание истец Рогудяев И.М. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя – адвоката Фадеевой Н.Н., о чем предоставил суду заявление.
Представитель истца Фадеева Н.Н. в судебном заседании исковые требования Рогудяева И.М. поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что Рогудяев И.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № от 3 декабря 2004 года.
9 февраля 2012 года Рогудяев И.М. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 589 от 24 февраля 2012 года истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. (подпункт 2 пункта 10, подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).
Данное постановление Администрации городского округа Саранск в части отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 10 ноября 2010 года и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 31 января 2012 за № 371 Рогудяев И.М. является собственником жилого дома, 1960 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 83,6 кв.м., в том числе жилой площадью 66,8 кв.м.
Из Акта проверки жилищных условий от 31 января 2012 года следует, что Рогудяев И.М. проживает в доме <адрес> с составом семьи из 2 человек. В доме отсутствует канализация и туалет. Согласно заключению комиссии, проводившей проверку жилищных условий истца, он нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно заключению № 38 от 2 апреля 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, было принято решение о признании жилого дома <адрес> пригодным для проживания и необходимости проведения капитального ремонта.
В соответствии с пунктами 4, 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно Акту экспертного исследования № 98/06 от 26 января 2012 года, составленному экспертом ФБУ «Мордовская лаборатория судебной экспертизы», при обследовании технического состояния фундамента жилого дома <адрес> обнаружены разрушения, просадки, выпучивание полов. По внешним признакам физический износ конструкций фундамента составляет 60 %. Фундамент находится в недопустимом техническом состоянии. Венцы наружных стен поражены гнилью, имеются трещины, деформация стен. Физический износ наружных несущих стен составляет 60 %. Наружные стены пристроя за лит. А1 обнаруживают выветривание швов, прогрессирующие трещины, ослабление кладки. По внешним признакам физический износ конструкций стен составляет 60 %.
Древесина чердачного перекрытия жилого дома и пристроя сильно поражена гнилью, имеются продольные и поперечные трещины и прогиб балок. Физический износ конструкций перекрытия по внешним признакам составляет 65 %.
Кровля жилого дома и пристроя сильно поражена ржавчиной, имеются свищи, отколы и трещины, местами протечки, заплаты, ослабление креплений листов к обрешетке волнистых асбестоцементных листов, прогибы стропильных ног, поражение местами гнилью древесины деталей крыши.
Между досками деревянных полов имеются щели, прогибы и просадки, поражение гнилью отдельных досок, поражение балок гнилью и жучком, разрушение балок. Физический износ дощатых полов составляет 70 %.
На оконных блоках из ПВХ профиля жилого дома и пристроя местами конденсат, царапины и вмятины, выцветание окраски. Дверные полотна и коробки полностью расшатаны. Физический износ окон и дверей составляет 50 %.
Внутри жилого дома массовые отслоения штукатурного слоя, выгорание, отставание обоев, трещины и разрывы, потемнение и загрязнение окрасочного слоя. В наружной отделке имеются глубокие трещины.
В отопительных приборах имеются капельные течи, трубы отопления сильно поражены ржавчиной. Физический износ составляет 70 %.
Общий процент износа жилого дома за Лит.А и пристроя за Лит. А1 составляет 63 %.
Техническое состояние жилого дома и пристроя классифицируется как ветхое, строение имеет признаки разрушения.
Конструкции фундамента, стен, проемов, отделка находятся в целом в неудовлетворительном состоянии, что не соответствует СНиП 3.02.01-83; СНиП 3.03.01-87; СП 22.13330.2011. .
Конструкции перекрытия, кровли с крышей, полов находятся в целом в ветхом состоянии, что не соответствует СНиП 3.03.01-87; СП 64.13330.2011; СП 17.13330.2011; СП 29.13330.2011.
Исходя из вышеизложенного, техническое состояние и степень физического износа конструктивных элементов жилого дома Лит. А и пристроя Лит.А1 (проемов, отделки, фундамента, стен), расположенного по адресу: <адрес>, составляют 50 % - 60 %, конструкции находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что не соответствует строительным нормам и правилам, установленным в действующих нормативно-правовых актах.
Техническое состояние и степень физического износа конструктивных элементов жилого дома Лит. А и пристроя Лит.А1 (перекрытия, кровли с крышей, полов), расположенного по адресу: <адрес>, составляют 65 % - 70 %, конструкции находятся в недопустимом техническом состоянии, являются ветхими, что не соответствует строительным нормам и правилам, установленным в действующих нормативно-правовых актах.
Жилой дом не является пригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и иными строительными нормами и правилами, установленными в действующих нормативно-правовых актах.
Правильность выводов, содержащихся в вышеуказанном Акте экспертного исследования, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны экспертом, имеющими необходимое образование, квалификацию и стаж работы, в результате визуального осмотра объекта исследования, его обмеров, установления его конструктивных особенностей, выявления дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций, сопоставления полученных данных с требованиями действующих нормативных документов, а также изучения материалов, относящихся к предмету экспертизы.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что принадлежащий истцу жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате значительного физического износа (ветхости) имеет недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, вследствие чего является непригодным для проживания.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии № 38 от 2 апреля 2010 года о признании жилого дома <адрес> пригодным для проживания и необходимости проведения капитального ремонта является незаконным и необоснованным.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является несостоятельным.
В связи с чем оснований для отказа в принятии истца Рогудяева И.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.
В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Рогудяева И.М. удовлетворить, признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 38 от 2 апреля 2010 года, признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск 589 от 24 февраля 2012 года в части отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Рогудяева И.М. удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 38 от 2 апреля 2010 года о признании жилого дома <адрес> пригодным для проживания и необходимости проведения его капитального ремонта.
Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2012 года № 589 в части отказа Рогудяеву И.М. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Рогудяева И.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина