Дело № 2-541/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ17 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,
с участием в деле:
истца – Шарахова Александра Николаевича,
ответчика - Министерства Внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Пресняковой Олеси Валерьевны, действующей на основании доверенности № 40/5 от 11.01.2011г.,
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарахова Александра Николаевича к Министерству Внутренних дел по Республике Мордовия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещения морального вреда,
установил:
Шарахов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству Внутренних дел по Республике Мордовия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещения морального вреда.
В обоснование своих требований Шарахов А.Н. указал, что он с 01 декабря 1998 года работал в Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия, с ноября 2006 года в должности старшего инспектора Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Республике Мордовия. 13 января 2011 года он был уволен из органов внутренних дел по основаниям п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов), приказ №24 л/с от 13 января 2011года. Считает, что Трудовой кодекс РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, устанавливая, таким образом, гарантии от необоснованных увольнений работников. При сокращении численности или штага работников организации, расторжение трудовых договоров по данному основанию является правомерным при наличии следующих условий: сокращение численности или штата работников действительно имеет место. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении - численности или штата работников и новым штатным расписанием. При этом новое штатное расписание должно быть утверждено до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. Вызывает сомнения, что все это имелось на момент вручения уведомления. Ни с приказом о сокращении численности или штата работников, ни с новым штатным расписанием его никто не ознакомил. В соответствии с Трудовым кодексом РФ при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Штатным расписанием в Центре предусмотрено шесть должностей старших инспекторов. Но по сокращению штатов уволен только он. После того как он стал работать в Центре, в Центр было принято более 10 молодых сотрудников, выслуга которых составляет 3-5 лет. Его выслуга составляет в календарном исчислении 18,5 лет, в льготном - более 20 лет. Из шести старших инспекторов Центра, только он неоднократно замещал и исполнял должностные обязанности, без доплаты за замещение, отсутствующего начальника отделения майора милиции ГР.А. , когда тот находился на больничном или в очередном отпуске. По службе он характеризовался только с положительной стороны, о чем свидетельствуют служебные характеристики. Только два старших инспектора Центра из шести, награждены медалями МВД РФ «За отличие в службе» 2ой и З-ей степени, один из которых – он. Также он принимал участие в боевых действиях по наведению Конституционного строя и общественного порядка на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, является ветераном боевых действий, неоднократно награждался ценными подарками. В настоящее время решается вопрос о присвоении звания «Ветеран труда». При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным - при наличии двух и более иждивенцев (несовершеннолетних детей). Только два старших инспектора Центра из шести имеет двух несовершеннолетних детей, один из которых также он. 25 октября 2010 года ему было вручено уведомление о сокращении его должности по основаниям п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов), датированное 16 сентября 2010 года, то есть до увольнения оставалось менее двух месяцев предусмотренных Законом. 17 января 2011 года он был ознакомлен с приказом об увольнении из ОВД приказ №24 л/с от 13 января 2011 года и представлением к увольнению, в представлении он фигурировал как «майор милиции», хотя службу проходил в звании «капитана милиции». В соответствии со статьей 84.1 ТК РФ 13 января 2011 года был последним днем работы, расчет же он получил по 06 января 2011 года. 28.12.2010 года он обратился с рапортом к руководству МВД о предоставлении очередного оплачиваемого отпуска за 2011 год. Заместитель Министра Н.А. Филев не стал рассматривать данный рапорт. По телефону начальник отдела кадров МВД по РМ ГР.Б. пояснил, что рапорт оставлен без удовлетворения, без объяснения причин, причины отказа были понятны, ведь руководствуясь ст. 127 ТК РФ, отпуск должен был быть предоставлен, так как он обратился с заявлением, а днем увольнения считался бы последний день отпуска, конечно же, не 06 января 2011 года.
Указывает, что он не согласен с решением, принятым о его сокращении, так как согласно ст. 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе РФ, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений. К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников (п.2 части 1 т. 81 ТК РФ), относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее, чем за два месяца до увольнения; одновременно с предложением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации). При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии. Кроме того, предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (контрактом) ( ч1 ст.81, ч.2 ст. 180 ТК РФ). Считает, что его увольнение является незаконным, а действия работодателя - неправомерными. Просит восстановить его на работе в должности старшего инспектора Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Республике Мордовия и возместить сумму заработной платы за время вынужденного прогула за период с 08.01.2011г. по 01.03.2011г. в размере 31712 руб. 04 коп. Взыскать с ответчика сумму морального вреда, причиненного ему в связи с неправомерным увольнением в сумме 200000 рублей.
В судебном заседании истец Шарахов А.Н. исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил восстановить его на работе в должности старшего инспектора Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Республике Мордовия и возместить сумму заработной платы за время вынужденного прогула за период с 08.01.2011г. по 01.03.2011г. в размере 31712 руб. 04 коп. Взыскать с ответчика сумму морального вреда, причиненного в связи с неправомерным увольнением в сумме 200000 рублей. Также пояснил, что он не прошел полностью военно-врачебную комиссию, так как был уверен, что его уволят.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по РМ Преснякова О.В. суду пояснила, что увольнение Шарахова А.Н. было произведено законно и обоснованно. Просила в иске Шарахову А.Н. отказать. Так же пояснила, что приказом МВД по РМ № 324 от 16.09.2010 года должность старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с правонарушениями в сфере экономики ЦБППРИАЗ МВД была сокращена. Приказом МВД по РМ № 1652 л/с от 23.09.2010 года Шарахов А.Н., занимавший вышеуказанную должность, был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение МВД с 16.09.2010 года. В связи с тем, что Шарахов А.Н. в момент издания приказа о сокращении должности находился в отгулах, затем на больничном по уходу за больными детьми, а также в отпуске за 2010 год (оставшаяся часть), уведомление о предстоящем увольнении ему было вручено 25.10.2010 года. ГУ «Центр занятости населения» проинформировано 17.09.2010 года (исх. № 7/1537) о высвобождении Шарахова А.Н. в связи с проводимыми орг. штатными мероприятиями. За период нахождения в распоряжении МВД Шарахов А.Н. находился в очередном отпуске за 2010 год (оставшаяся часть) с 20 сентября по 05 октября 2010 года, на стационарном лечении с 25 ноября по 08 декабря 2010 года, с 08 по 31 декабря 2010 года. Основная часть очередного отпуска за 2010 год предоставлялась с 25 марта по 23 апреля 2010 года. За период службы капитан милиции Шарахов А.Н. имел 5 дисциплинарных взысканий. Согласно выписки из протокола оперативного совещания от 09 июля 2010г. № 32/1124-1 указывалось на низкие результаты сотрудников ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия: старшего лейтенанта ГР.О. , лейтенанта милиции ГР.Г., капитана милиции Шарахова А.Н. Так же пояснила, что в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» и во исполнение требований приказа МВД России от 15 февраля 2010 года №77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №1468» в Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия до 01 января 2012 года на 22% осуществляется поэтапное сокращение штатной численности органов внутренних дел. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями по состоянию на 13.01.2011 года в МВД по Республике Мордовия уволены из органов внутренних дел 92 сотрудника, из которых 51 - уволены по сокращению штатов без права на пенсию. В настоящее время в распоряжении МВД по Республике Мордовия находится 40 сотрудников органов внутренних дел, из которых 18 сотрудников не имеют права на пенсию. До конца текущего года планируется сократить 595 сотрудников. Учитывая, что все вакантные должности в Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия были сокращены на первом этапе мероприятий, МВД по Республике Мордовия, как работодатель, не имеет фактической возможности предлагать вакантные должности увольняемым сотрудникам по сокращению штатной численности.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ГР.Б. - начальник отдела кадров управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия пояснил, что при увольнении Шарахов А.Н. в комиссию не обращался. Увольнение Шарахова А.Н. произведено по основаниям пункта «е» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов. Какого либо рапорта Шарахова А.Н. о предоставлении ему отпуска за 2011 год, у него не имеется.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ГР.В.- начальник Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Республике Мордовия, пояснил, что по результатам работы за 2009г. и 2010г. по выявлению административных правонарушений у Шарахова А.Н. были низкие показатели. Так же пояснил, что Шарахов А.Н. выполнял работу неохотно, высказывал недовольства по поручаемым ему заданиям.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ГР.Н. пояснил, что до ухода на пенсию работал начальником Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Республике Мордовия. Указал, что в Центре 24 сотрудника, 3 отдела, сотрудником одного из отделов с августа 2007г. был Шарахов А.Н. Указал, что Шарахов А.Н. грамотный, опытный сотрудник, взысканий и нарушений не имел. Так же пояснил, что составление административных протоколов не является самым важным элементом работы, так как в обязанности старшего инспектора входили и другие обязанности, в частности работа с жалобами граждан, которую Шарахов А.Н. выполнял добросовестно и на высоком профессиональном уровне.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования Шарахова А.Н. не подлежат удовлетворению, суд приходит к нижеследующему.
Как это следует из материалов дела, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» и во исполнение приказа МВД России от 15 февраля 2010 года №77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №1468» в соответствии с требованиями приказа МВД России от 26 августа 2009 года №666 «Об утверждении Инструкции по организационно – штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации», в целях оптимизации выполняемых органами внутренних дел функций и наиболее эффективного и рационального использования штатной численности Министром внутренних дел по Республики Мордовия 16 сентября 2010 года был издан приказ №324 «О сокращении штатной численности МВД по Республики Мордовия» о внесении изменения в штатные расписания аппарата МВД по РМ и его подведомственных подразделений, органов внутренних дел по муниципальным образованиям республики согласно прилагаемому перечню изменений. Личный состав, подпадающий под сокращение, освобожден от занимаемых должностей и зачислен в распоряжение МВД по РМ.
В судебном заседании установлено, что 16 сентября 2010г. в соответствии со статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ в отношении Шарахова А.Н. было вынесено уведомление о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основаниям пункта «е» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) в котором также указанно, что он направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Решение о предстоящем увольнении Шарахову А.Н. было объявлено под роспись 25 октября 2010 года, о чем свидетельствует его подпись на уведомлении.
Согласно выписки из приказа № 1652 л/с от 23.09.2010г. Шарахов А.Н. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение МВД с 16 сентября 2010г., основание: приказ МВД по Республике Мордовия от 16 сентября 2010г. № 324.
13 января 2011года и.о. начальника ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.В. на капитана милиции Шарахова А.Н. – находящегося в распоряжении МВД, бывшего старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства МВД по Республике Мордовия, было внесено представление к увольнению из органов внутренних дел по пункту «е» статьи 19 Закона РФ «О милиции РФ».
13 января 2011 года исполняющим обязанности министра внутренних дел по РМ ГР.М. принято решение по представлению об увольнении из органов внутренних дел Шарахова А.Н. по пункту «е» статьи 19 Закона РФ «О милиции».
На основании приказа и.о. министра внутренних дел по РМ ГР.М. от 13 января 2011 года №24 л/с капитан милиции Шарахов А.Н. - находящийся в распоряжении МВД, бывший старший инспектор отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД, уволен с 13 января 2011г.
Согласно пункту «е» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов.
Статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года N 1038 (с последующими изменениями) предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов – при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Порядок увольнения из органов внутренних дел устанавливается статьей 60 Положения, согласно которой сотрудники внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца.
Истец проходил службу в органах внутренних дел с 01 декабря 1998г., что подтверждается выпиской из приказа № 195 л/с от 03 декабря 1998г. о назначении Шарахова А.Н. стажером по должности милиционера 4 роты 2 батальона, при этом с 20 марта 2009г. работал в должности инспектора отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по РМ.
В судебном заседании было установлено, что в результате организационно – штатных мероприятий, проходивших во исполнение требований приказа МВД России от 15 февраля 2010 года №77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №1468», приказа МВД по РМ от 16 сентября 2010 года №324 «О сокращении штанной численности МВД по Республики Мордовия» в Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия от 01 января 2012 года на 22% осуществляется поэтапное сокращение штатной численности органов внутренних дел. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями по состоянию на 13.01.2011г. в МВД по республике Мордовия уволены из органов внутренних дел 92 сотрудника, из которых 51- уволены по сокращению штатов без права на пенсию. В настоящее время в распоряжении МВД по Республике Мордовия находится 40 сотрудников органов внутренних дел, из которых 18 сотрудников не имеют права на пенсию. До конца текущего года планируется сократить 595 сотрудников.
Так приказом МВД по Республике Мордовия № 324 от 16.09.2010г. должность старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с правонарушениями в сфере экономики ЦБППРИАЗ МВД была сокращена.
25 октября 2010г. Шарахов А.Н. получил уведомление о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов и направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.
Приказом исполняющего обязанности министра внутренних дел по РМ ГР.М. от 13 января 2011 года №24 л/с Шарахов А.Н. был уволен из органов внутренних дел по пункту «е» статьи 19 Закона РФ «О милиции РФ».
Довод истца о том, что у него имелось преимущественное право на оставление на работе суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно статье 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Как следует из пояснений сторон, копии перечня изменений в штатных расписаниях аппарата МВД Республики Мордовия, всё отделение организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики, состоящее из 8 сотрудников, в котором находилась и должность истца, было сокращено.
Четверо сотрудников из указанного выше отделения (капитан милиции ГР.Л. , старший лейтенант милиции ГР.К. , старший лейтенант милиции ГР.И. , старший лейтенант милиции ГР.З.), были трудоустроены в системе МВД, что подтверждается справкой представленной ответчиком.
Согласно справки МВД по Республике Мордовия от 11.03.2011г. № 7/378 Шарахов А.Н. находился в очередном отпуске за 2010г. (оставшаяся часть) с 20 сентября по 05 октября 2010г., на стационарном лечении с 25 ноября по 08 декабря 2010г., с 08.12.2010г. по 31.12.2010г. Так же согласно листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № 3736 Шарахов А.Н. с 13.10.2010г. по 22.10.2010г. находился на амбулаторном лечении. С 29.10.2010г. по 06.11.2010г. находился на амбулаторном лечении (по уходу за больным).
Согласно выписки из приказа № 1745 л/с от 05 октября 2010г. капитан милиции ГР.Л. назначен временно, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет ГР.Ж. , инспектором отделения анализа и зонального контроля центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД, по контракту, с 01.10.2010г. Следовательно, назначение ГР.Л. произошло в период нахождения Шарахова А.Н. в отпуске ( с 20 сентября по 05 октября 2010г.), и до фактического уведомления Шарахова А.Н. о предстоящем сокращении.
16 сентября 2010г. в соответствии со статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ старший лейтенант милиции ГР.З. был поставлен в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основаниям пункта «е» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) и направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Решение о предстоящем увольнении ГР.З. было объявлено под роспись 27.12.2010г. Так же 27.12.2010г. ГР.З. была предложена должность инспектора отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РМ. С предложенной должностью ГР.З. согласился. Данная должность (27.12.2010г.) была предложена ГР.З. в период нахождения Шарахова А.Н. на больничном.
Согласно выписки из приказа № 1781 л/с от 11.10.2010г. старший лейтенант милиции ГР.К. назначен участковым уполномоченным милиции отделения участковых уполномоченных милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних отдела милиции №2 УВД по г. Саранску. Основание: рапорт ГР.К. от 27.09.2010г. Следовательно, назначение ГР.К. произошло до предупреждения Шарахова А.Н. о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основаниям пункта «е» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) -25 октября 2010 года.
Согласно выписки из приказа № л/с от 23.12.2010г. старший лейтенант милиции ГР.И. назначен участковым уполномоченным милиции отделения участковых уполномоченных милиции по обслуживанию учебных заведений отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних управления внутренних дел по г. Саранску с 08 декабря 2010г. Основание рапорт ГР.И. В данный период времени Шарахов А.Н. находился на больничном (фактически с 25.11.2010 года по 31.12.2010год).
Согласно выписки из приказа № л/с от 23.12.2010г. майор милиции ГР.Е. откомандирована в распоряжение ГУВД по Саратовской области для дальнейшего прохождения службы. ГР.Е. освобождена от должности старшего инспектора отделения организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД с 27.12.2010г. Данная должность не могла быть предложена Шарахову А.Н., поскольку она является должностью старшего начальствующего состава, то есть вышестоящей.
Довод истица о том, что он имеет лучшие, по сравнению с другими показатели не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно справки о результатах работы в 2009г. и 2010г. сотрудники отделения по организации работы по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия была проделана следующая работа. Выявлено административных правонарушений: инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.К. : 2009г. – 27, 2010г. -11; инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.И. 2009г.- 40, 2010г.- 11; ст. инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.Л. 2009г.- 40, 2010г.- 16; инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.Д. 2009г.- 4, 2010г.-11; инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия ГР.Г. 2009г. -4, 2010г.-0; ст. инспектор ЦБППРИАЗ МВД по Республике Мордовия Шарахов А.Н. 2009г.- 16, 2010г. -5.
Согласно справки МВД по Республике Мордовия № за период службы капитан милиции Шарахов А.Н. имел 5 дисциплинарных взысканий. На аттестационной комиссии Шарахов А.Н. рассматривался в 2006г. при выдвижении на вышестоящую должность. Шарахову А.Н. вакантные должности не предлагались ввиду того, что соответствующих должностей не имелось.
Согласно сведений о некомплекте на 22.10.2010г. имелось три вакантных должности инспектора ДПС, как было установлено в судебном заседании данные должности не предлагались Шарахову А.Н. в связи с тем, что для данных должностей необходимо представить справку о состоянии здоровья по первой группе предназначения.
Как пояснил Шарахов А.Н. в судебном заседании он не прошел полностью военно-врачебную комиссию, так как был уверен, что его уволят.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что нарушений требований статьи 179 ТК РФ ответчиком допущено не было, поскольку при сокращении численности или штата работников только работодателю предоставлено право оценивать деловые качества, производительность труда, квалификацию, профессиональные навыки и подготовку своего работника и, как следствие - право выбора на оставление того или иного работника на работе.
Согласно статье 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор, может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Довод истца о том, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным - при наличии двух и более иждивенцев (несовершеннолетних детей) и что только два старших инспектора Центра из шести имеют двух несовершеннолетних детей, один из которых он, суд считает несостоятельным. Так как все сотрудники отделения, в котором работал Шарахов и которые подлежали увольнению, были трудоустроены в период, когда Шарахову указанные вакантные должности не могли быть предложены по объективным причинам установленным выше.
В соответствии со статьей 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:
а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения).
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случаях, предусмотренных:
а) пунктом "а" части первой настоящей статьи, - не более двух месяцев.
В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
Анализируя нормы указанной статьи Положения, суд приходит к выводу, что период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном отпуске засчитывается в срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел, но не продлевает сроки увольнения сотрудника по сокращению численности штата.
В соответствии со статьей 60 Положения, сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, т.е. сотрудник не может быть уволен ранее, чем за два месяца до увольнения.
Как это усматривается из материалов дела Шарахов А.Н., из органов внутренних дел был уволен по истечении двух месяцев после уведомления о предстоящем увольнении, что соответствует статье 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также статье 180 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В судебном заседании было установлено, что Шарахов А.Н. приказом МВД по РМ от 16 сентября 2010 года №324 был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение МВД.
В приказе МВД по РМ №24 л/с от 13 января 2011 года об увольнении Шарахова А.Н. указано – в соответствии с Законом РФ «О милиции» уволить из органов внутренних дел по пункту «е» части 7 статьи 19 (по сокращению штатов) капитана милиции Шарахова А.Н. – находящегося в распоряжении МВД, бывшего старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе с правонарушениями рынка и исполнению административного законодательства МВД.
В судебном заседании установлено, что должность старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе, с правонарушениями рынка и исполнению административного законодательства МВД на которую просит восстановить истец, на день вынесения решения суда, сокращена.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что увольнение Шарахова А.Н. было произведено законно и обоснованно, порядок и процедура увольнения ответчиком нарушены не были, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требования о восстановлении на работе в должности старшего инспектора отделения организации деятельности по борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики центра по борьбе с правонарушениями рынка и исполнению административного законодательства МВД.
По указанным выше основаниям суд, также не находит оснований для восстановления Шарахова А.Н. в распоряжение МВД РМ.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шарахову Александру Николаевичу к Министерству Внутренних дел по Республике Мордовия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 08.01.2011 года по 01.03.2011 год в размере 31712 (тридцать одна тысяча семьсот двенадцать) рублей 04 копейки и возмещения морального вреда в размере 200000 (двести тысяч) рублей отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков