Дело №2-426/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания - Колузаковой Н.В.,
с участием представителей истца Старцева А.Н. – адвоката Куликова С.П., действующего по ордеру №01 от 9 февраля 2011 г., Девайкиной О.А., действующей по доверенности от 17 декабря 2010 г.,
представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткина Ю.В., действующего по доверенности №07-11856 от 4 октября 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старцева Александра Николаевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,
установил:
Старцев А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В обоснование своего иска Старцев А.Н. указал, что ему отказано в признании права на жилищную субсидию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» по тем основаниям, что право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
Считает данный отказ незаконным по тем основаниям, что он в силу подпункта «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» является участником ВОВ из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также является ветераном Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Он, как участник Великой отечественной войны, ставший инвалидом вследствие общего заболевания, в силу статьи 14 Закона о «Ветеранах» имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как инвалид Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ему свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В судебное заседание истец Старцев А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Старцева А.Н. – адвокат Куликов С.П. и Девайкина О.А. исковые требования поддержали по тем же самым основаниям, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. относительно иска Старцева А.Н. возразил, просил суд его исковые требования оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Старцев Александр Николаевич является ветераном-участником Великой отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии ВВ №3313084, выданным 17 февраля 2003 г.
Старцев А.Н. в период с 18 января 1943 года по 28 мая 1946 года проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР на должностях рядового сержантского состава, что подтверждается военным билетом серии ВК №246798, выданным 3 декабря 1967 года.
25 мая 1996 г. Старцев А.Н. признан инвалидом второй группы инвалидности по общему заболеванию. (справка серии ВТЭ – 237 №036462).
Письмом зав. Отделом Октябрьского района Жилищного управления Старцеву А.Н. сообщено, что постановлением Главы Администрации от 7 июля 2008 г. за №1004 он с составом семьи из одного человека, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке Жилищного управления Администрации городского округа Саранск №106-исх-ОА/ЖУ от 5 февраля 2010 г. Старцев А.Н. с составом семьи из одного человека состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 7 июля 2008 г. Общая очередь 12774, на государственную поддержку 4200.
Между тем, письмом №10-13480 от 22 ноября 2010 г. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало Старцеву А.Н. в выделении ему свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на него не распространяется.
С данными выводами согласиться нельзя, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно подпункту «з» пункта 1 указанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.
Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
По смыслу указанной нормы инвалиды Великой Отечественной войны один раз могут реализовать право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется именно в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено, Старцев А.Н., проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР в период с 18 января 1943 г. по 28 мая 1946 г., является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в соответствии с действующим жилищным законодательством признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи, с чем поставлен на соответствующий учет. Кроме того, Старцев А.Н. является также инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует выданное ему удостоверение Ветерана Великой отечественной войны, следовательно, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Согласно пунктам 4, 10 и 11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, правом на получение социальной выплаты обладают инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой отечественной войны. Размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты.
Согласно пунктам 3, 5, 6, 8.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Организация работы по выпуску, выдаче и погашению свидетельств, расчету размера социальной выплаты обеспечивается Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 2 ГПК Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
При переходе к социальной защите граждан необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
В связи с чем по изложенным выше основаниям, суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что поскольку Старцев А.Н. не принимал участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, не выселялся из служебных помещений, он не имеет право на предоставление жилищной субсидии.
При данных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Старцева Александра Николаевича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации издержки, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом требований статьи 98 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная им при подаче искового заявления в суд.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Старцева Александра Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении Старцеву Александру Николаевичу свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Старцеву Александру Николаевичу свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Старцева Александра Николаевича государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина