О возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело №2-413/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Колузаковой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Лапшиной О.Г.,

представителя ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Киреевой Н.В., действующей по доверенности № 16-д от 28 января 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Тюркина Артема Леонидовича, к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить Тюркина Артема Леонидовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Саранска, действующий в защиту интересов Тюркина А.Л., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить Тюркина Артема Леонидовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 декабря 2007 года №2287 Тюркин А.Л. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с аттестатом об общем образовании Тюркин А.Л. в 2007 году окончил Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа».

В нарушение действующего законодательства после окончания обучения Тюркин А.Л. не был обеспечен жильем.

Тюркин А.Л. относится к категории детей-сирот, не имеет какого – либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с решением Красногвардейского федерального районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. ГР.Н. лишена родительских прав в отношении Тюркина Артема Леонидовича. Сведения об отце Тюркина А.Л. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Считает, что Тюркин А.Л. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей - сирот. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Тюркина Артема Леонидовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В судебное заседание истец Тюркин А.Л. не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить Тюркина А.Л. жильем.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Киреева Н.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что в настоящее время Тюркин А.Л. является студентом 3 курса очной формы обучения факультета психологии и дефектологии специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» и с 1 сентября 2008 г. зачислен на полное государственное обеспечение, как оставшийся без попечения родителей.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Тюркин А.Л. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав.

Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Исковое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Тюркин А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Матерью Тюркина А.Л. является ГР.Н., которая решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. в отношении Тюркина А.Л. лишена родительских прав.

Сведения об отце Тюркина А.Л. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

9 ноября 2007 г. Тюркин А.Л. обратился с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 декабря 2007 г. № 2287 Тюркин А.Л. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.20-23).

На день вынесения решения Тюркин А.Л. зарегистрирован в Ялгинском детском доме, расположенном по адресу: РМ, р.п. Ялга, <адрес>, что подтверждается штампом регистрации в паспорте истца (л.д.19).

В соответствии с актом проверки жилищных условий Тюркина А.Л. от 13 февраля 2007 г. он занимает жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Ялга, <адрес>, Ялгинский детский дом – школа, а именно комнату площадью 30 кв.м. в общежитии на трех человек, на третьем этаже. Дом принадлежит Ялгинскому детскому дому – школе (л.д.8-9).

Из пояснений истца Тюркина А.Л. следует, что в настоящее время он проживает на съемной квартире, от проживания в общежитии отказался.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № 01/421/2010-345 и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 29 октября 2007 г. №6600, Тюркин А.Л. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершал.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с аттестатом 13 АБ 0000514 от 23 июня 2007 года о среднем (полном) общем образовании Тюркин А.Л. в 2007 году окончил Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия (л.д.24-25).

Согласно справкам Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» от 16 марта 2011 года №42-02-720/14 и от 17 марта 2011 г. №42-10-774/05а Тюркин А.Л., действительно, является студентом 3 курса очной формы обучения факультета психологии и дефектологии специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» указанного института с 1 сентября 2008 г. (приказ №765-с от 6 августа 2008 г.). Срок обучения 5 лет. Тюркин А.Л. с 1 сентября 2008 г. находится на полном государственном обеспечении и ему производятся следующие выплаты на содержание: социальная стипендия, на приобретение литературы (1 раз в год), на питание, пополнение мягкого инвентаря.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Из понятий, указанных в статье 1 Закона № 159-ФЗ, полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Как это установлено в судебном заседании, в настоящее время Тюркин А.Л. обучается в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».

Согласно части 3 статьи 6 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, учитывая, что Тюркин А.Л. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, однако с 1 сентября 2008 года по настоящее время обучается в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»» и находится на полном государственном обеспечении, суд приходит к выводу, что Тюркин А.Л. не имеет права на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Обеспечение Тюркин А.Л. жилым помещением должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время он обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что право на обеспечение благоустроенным жилым помещением у Тюркина А.Л. возникнет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Тюркина Артема Леонидовича, к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить Тюркина Артема Леонидовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, оставить без удовлетворения.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина