О взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения



Дело № 2-751/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе:

председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю.,

с участием секретаря судебного заседания – Жидкиной Н.Н.,

с участием в деле:

представителя истца Манашкина А.И. – адвоката Чалдышкина С.Ф., представившего ордер №9 от 09.03.2011г., удостоверение №199,

представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Полушкиной Ю.Н., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Прокуратуры Республики Мордовия Каштановой Е.В., представившей доверенность от 14.01.2011г. №8-2д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манашкина Андрея Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, причинённого в результате незаконного осуждения,

установил:

Манашкин А.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, причинённого в результате незаконного осуждения.

В обоснование иска указал, что приговором мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 16.11.2009г. он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.260 УК Российской Федерации и ему было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 180 часов, а также с него и другого осуждённого в солидарном порядке взыскано в доход федерального бюджета 50811 рублей и 1616 рублей госпошлины.

Приговором суда апелляционной инстанции от 17.02.2010г. был снижен размер взыскиваемой с них суммы до 50232 рублей и госпошлины до 1605 рублей, в остальной части приговор мирового судьи оставлен без изменения.

Данный приговор суда апелляционной инстанции был обжалован в Верховный Суд Республики Мордовия, кассационным определением которого уголовное дело в отношении него и другого осужденного было прекращено за отсутствием состава преступления на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации.

В результате незаконного нахождения его под подпиской о невыезде, незаконного осуждения ему был причинён моральный вред в виде нравственных страданий. В течение 1 года, пока шло предварительное следствие и судебные заседания, он находился под подпиской о невыезде, был ограничен в свободе передвижения по России, был лишён возможности устроиться на работу за пределами населённого пункта, где он проживает, а там рабочих мест практически нет.

Он пережил сильные переживания от того, что, помогая достойно похоронить старого человека- односельчанина, оказался на скамье подсудимых. В его семье также сложилось за данное время нервозное состояние и переживания. Незаконным возбуждением уголовного дела и его осуждением были опорочены его честь, достоинство и деловая репутация.

Просил взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счёт средств Казны Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства России по Республике Мордовия в его пользу в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, 500000 рублей.

В судебное заседание истец Манашкин А.И. не явился, представил заявление, где просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Чалдышкина С.Ф.

В судебном заседании представитель истца Манашкина А.И. – адвокат Чалдышкин С.Ф. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Полушкина Ю.Н. в судебном заседании иск не признала, против удовлетворения исковых требований возражала.

Представила письменное возражение на исковое заявление, где указала, что размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, является чрезмерно завышенным и не соответствует фактическим обстоятельствам причинения морального вреда. Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Поскольку истец предъявил иск о компенсации морального вреда, причиненного ему именного в результате уголовного преследования, он должен подтвердить документально не только сам факт причинения вреда, но и его предполагаемый размер или причинную связь между незаконными действиями органов государственной власти и наступившими физическими или нравственными страданиями потерпевшего. Истцом не были представлены доказательства, достоверно подтверждающие наличие у него физических и нравственных страданий. В материалах дела отсутствуют объективные доказательства в обоснование степени тяжести перенесенных истцом нравственных и физических страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Прокуратуры Республики Мордовия Каштанова Е.В. против удовлетворения исковых требований возражала.

Суду пояснила, что размер компенсации морального вреда, предложенный истцом, является завышенным.

Заслушав объяснения сторон, суд находит иск Манашкина А.И. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 04.03.2009г. в отношении ГР.А. и Манашкина А.И. было возбуждено уголовное дело по п.п. «а, г» ч.2 ст.260 УК Российской Федерации.

28.04.2009г. в отношении Манашкина А.И. было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.260 УК Российской Федерации.

29.04.2009г. в отношении Манашкина А.И. следователем была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, в соответствии с которой он обязался не покидать постоянное место жительства по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский муниципальный район, с. Летки, <адрес> без разрешения следователя до окончания предварительного расследования, в назначенный срок являться по вызовам следователя, а также иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.

Приговором мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 16.11.2009г. установлено, что 08.02.2009г. ГР.А. и Манашкин А.И. с целью помочь родственникам покойного ГР.Б. в организации похорон решили поехать в лес и спилить деревья для изготовления из них креста и настила в могилу. С указанной целью ГР.А. и Манашкин приехали в лес, расположенный в квартале №178 (99) обхода №8 Старошайговского участкового лесничества ГУ «Саранское территориальное лесничество», где, зная о том, что у них отсутствуют законные основания для сруба деревьев, не имея на это соответствующих документов, с помощью ручной пилы совместными усилиями спилили два дерева породы дуб и одно дерево породы липа, относящиеся к лесным насаждениям и произрастающие в защитных лесах, которые перевезли к дому покойного ГР.Б. (л.д.6-11).

Данным приговором Манашкин А.И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.260 УК Российской Федерации и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 180 часов, а также с него и другого осуждённого в солидарном порядке взыскано в доход федерального бюджета 50811 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого окружающей среде и 1616 рублей госпошлины. До вступления в законную силу приговора суда мера пресечения в виде подписки о невыезде оставлена прежней.

Приговором Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 17.02.2010г. при рассмотрении данного дела в апелляционной инстанции был снижен размер взыскиваемого с Манашкина А.И., ГР.А. ущерба, причинённого окружающей среде, до 50257 рублей и госпошлины до 1605 рублей, в остальной части приговор мирового судьи оставлен без изменения.

Данный приговор суда апелляционной инстанции был обжалован в Верховный Суд Республики Мордовия. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12.05.2010г. уголовное дело в отношении Манашкина А.И., ГР.А. было прекращено за отсутствием состава преступления на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации ввиду малозначительности деяния.

Таким образом, истец незаконно обвинялся в совершении одного эпизода преступления средней тяжести, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.260 УК Российской Федерации (незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, совершённая группой лиц и в крупном размере). В связи с чем Манашкин А.И. находился под подпиской о невыезде с 29.04.2009г. по 12.05.2010г.

Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Согласно статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения его к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда взыскивается независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из положений указанных норм закона, суд считает, что поскольку Манашкин А.И. незаконно привлекался к уголовной ответственности, незаконно содержался под подпиской о невыезде, то компенсация истцу морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, должна выплачиваться за счет средств казны Российской Федерации.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующее.

В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

В данных конституционных правах истец длительное время был ограничен, находясь более 1 года под подпиской о невыезде и не имея права без уведомления органов предварительного следствия и суда изменять место жительства и выезжать за пределы Российской Федерации.

Суд считает, что на протяжении указанного времени содержания под подпиской о невыезде истец испытывал чувства глубокого огорчения, разочарования, несправедливости, вызванные незаконным его обвинением в совершении преступлений.

Кроме того, учитывая, что постоянное место жительства истца находится в сельской местности – в д.Летки Старошайговского района Республики Мордовия, то истец был также лишён возможности выехать из данной местности на заработки или устроиться на постоянную работу за пределами с. Летки. В связи с малым количеством рабочих мест в сельской местности и низкой оплатой труда моральные страдания истца, по мнению суда, усугублялись, так как он не мог должным образом на протяжении всего срока расследования и рассмотрения дела обеспечивать себя и свою семью.

Кроме того, истец совершил деяние, которое необоснованно было квалифицировано органами предварительного расследования и судом первой и апелляционной инстанции как преступление, руководствуясь благородными побуждениями, а именно с целью помочь в организации похорон своего односельчанина. Данный факт, по мнению суда, также усугубил переживание Манашкиным А.И. несправедливости незаконного осуждения его за данное деяние.

Суд учитывает довод ответчика относительно того, что сам по себе факт незаконного уголовного преследования не может повлечь возникновение моральных страданий и то, что оправдательный приговор как таковой уже компенсирует причинённые истцу моральные страдания. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что моральные страдания, претерпеваемые истцом, были лишь частично компенсированы вынесенным в отношении него кассационным определением, остальной же моральный вред подлежит взысканию с ответчика.

Оценивая степень моральных страданий, суд учитывает, что Манашкин А.И., несмотря на то, что был лишён заработка и не мог найти высокооплачиваемую работу, всё же не был лишён свободы передвижения, не менял места пребывания и жительства, так как под стражей по указанному делу не содержался.

С учетом всех указанных обстоятельств, степени перенесенных истцом нравственных и физических страданий, а также требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика за счет казны Российской Федерации в пользу истца в сумме 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Манашкина Андрея Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, причинённого в результате незаконного осуждения, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Манашкина Андрея Ивановича компенсацию морального вреда в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Манашкину Андрею Ивановичу отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска С.Ю. Надёжина