О понуждении постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-821/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 апреля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,

при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,

с участием в деле:

истицы – Макаровой Татьяны Михайловны, ее представителей Тюриной Татьяны Васильевны, действующей по ордеру № 226 от 1 апреля 2011 года и Тутаева Виталия Ильича, действующего по доверенности от 29 марта 2011 года,

ответчика - Администрации городского округа Саранск, ее представителя Юськаева Руслана Касимовича, действующего по доверенности от 5 апреля 2010 года № 11-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Татьяны Михайловны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Макарова Т.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований истица указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Она проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Саранск, <адрес>, общей площадью 32,69 кв.м. Кроме нее в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы по месту жительства: ее сын – ГР.Д. и его дети ГР.А. и ГР.Г. В феврале 2011 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации городского округа Саранск ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Считает, что она подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку намеренно свои жилищные условия она не ухудшала, так как была вынуждена продать дом по причине его аварийности и неблагоустроенности.

Просил признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и обязать признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет.

В судебное заседание истица Макарова Т.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, при этом представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представители истицы Тутаев В.И. и Тюрина Т.В. исковые требования поддержала по тем же самым основаниям, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Юськаев Р. К. исковые требования истца не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Макаровой Т.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Макарова Т.М. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ №(л.д.6).

8 февраля 2011 года Макарова Т.М. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны, имеющей право на предоставление мер социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 3 марта 2011 года № 488 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (п.п. 3 п. 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335).

4 марта 2011 года Администрацией городского округа Саранск было направлено Макаровой Т.М. решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд считает указанное решение Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет Макаровой Т.М. незаконным, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно подпункту «б-1» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно буквальному толкованию приведенных положений нормативного акта, отказ в постановке на учет допускается только в случае намеренного ухудшения жилищных условий, а также, если независимо от совершенной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела и объяснений истицы, ей на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>.

Согласно справке № 687 Саранского отделения филиала по РМ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» бревенчатый дом № <адрес> г. Саранска, общей площадью 22,5 кв.м., жилой площадью 15,1 кв.м. имел на 10 декабря 2008 года 60 % износа.

13 декабря 2008 года между ГР.Д., действующим по доверенности за истицу Макарову Т.М. и ГР.Б., действующим по доверенности за ГР.В. заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, г. Саранск, <адрес> земельного участка, находящегося по тому же адресу.

Согласно выписке из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <адрес>, по состоянию на 2 февраля 2011 года истица Макарова Т.М. проживает и зарегистрирована в данном жилом помещении с 23 января 2009 года. Кроме нее в квартире проживает семья ее сына ГР.Д. в составе трех человек.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ГР.Д., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24 декабря 2008 года.

Из объяснений представителя истицы следует, что до января 2009 года Макарова Т.М. проживала в жилом доме № по <адрес> г. Саранска. Этот бревенчатый дом жилым помещением назвать сложно, поскольку он находился в аварийном состоянии, состоял из одной комнаты, в доме не было ни водопровода, ни канализации. Воду приходилось носить ведрами из ближайшей колонки, зимой в доме было очень холодно, все удобства были во дворе. Макарова Т.М. была вынуждена продать этот дом по причине его аварийности и не благоустроенности. В связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья Макаровой Т.М. стало невозможно самостоятельно обслуживать себя в этом доме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дом, который был продан истицей в 2008 году, в связи с большим процентом износа, отсутствием благоустроенности, не соответствия санитарным и техническим нормам, фактически является непригодным для проживания, тем более для проживания пожилого человека.

Согласно части 4 и 5 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно техническому паспорту на квартиру № в доме № по <адрес> г.Саранска общая площадь данного жилого помещения составляет 32,7 кв.м., жилая 14,0 кв.м.

Учитывая, что в указанной квартире проживают 3 человека и Макарова Т.М., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 8,12 кв.м., то есть менее учетной нормы.

В силу пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта.

Из справки Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия №262 от 1 февраля 2011 года и сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Мордовия № от 2 февраля 2011 года следует, что Макарова Т.М. зарегистрированной недвижимости не имеет.

При этом в судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи от 13 декабря 2008 года Макарова Т.М. произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>.

Поскольку отчуждение данного жилого помещения произведено в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, площадь указанного жилого помещения должна быть учтена при определении обеспеченности истицы жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что истица с января 2009 года проживает в <адрес> с семьей сына. Проживать в доме, который принадлежал истице на праве собственности, она не могла в силу его ветхости и непригодности для проживания.

В настоящее время истица нуждается в улучшении жилищных условий.

Таким образом, очевидно, что истица в силу своего преклонного возраста нуждается в благоустроенном жилом помещении. В силу указанных обстоятельств была вынуждена продать свой дом и переехать в квартиру своего сына.

Бревенчатый дом № по <адрес> г. Саранска имел общую площадь всего 22,5 кв.м., а принадлежащая ее сыну на праве собственности однокомнатная квартира № дома № по <адрес> г. Саранска имеет общую площадь 32,7 кв.м. То есть площадь квартиры на 10,2 кв.м. больше, чем площадь проданного дома. Соответственно, произошло не ухудшение, а улучшение жилищных условий Макаровой Т.М.

В связи с этим из материалов дела следует, что таких доказательств, свидетельствующих о том, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, не имеется.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истицы с целью ухудшения своих жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истица Макарова Т.М., как ветеран Великой Отечественной войны, имеет все законные основания для постановки ее на учет в улучшении жилищных условий, поскольку другого жилья в собственности она не имеет

В связи с этим, отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Макаровой Т.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным.

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Макаровой Татьяны Михайловны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Макаровой Татьяны Михайловны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Макаровой Татьяны Михайловны на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Макарову Татьяну Михайловну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 8 февраля 2011 года.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова