Дело №5-98/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
29 сентября 2010 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Ерина Н.П., при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Мордовия», расположенного по адресу: г.Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д.10,
установил:
25 августа 2010 года и.о. заместителя прокурора Ленинского района г.Саранска Ашутовым О.А. в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Мордовия», расположенного по адресу: г.Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д.10, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 августа 2010 года следует, что в прокуратуру Ленинского района г. Саранска 16 августа 2010 года поступило заключение эксперта ГУ «Судебно - экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по РМ» от 13 августа 2010 года № 21-А, согласно которому в деятельности ООО «ОПТАН - Мордовия» (Основной государственный регистрационный номер 1091328000224, согласно свидетельству №001335052; ИНН 1328911616, согласно свидетельству № 001286655), расположенного по адресу: г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, 10, имеются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей.
ООО «ОПТАН - Мордовия» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта — многотопливной заправочной станции, расположенной по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 97 «в» (договор аренды АЗС и земельного участка от 31.12.2009 № 10/16/-10).
Проверкой выявлены следующие нарушения закона.
В отступление от проекта площадка для автоцистерны (далее - АЦ) сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) расположена непосредственно на заправочном островке СУГ с наземным одностенным резервуаром СУГ, так расстояние до раздаточной колонки СУГ равно 1 м (в соответствии с приложением 6* п. 32 таблицы 6.2 НПБ 111-98* нормативное расстояние от площадки АЦ СУГ до раздаточной колонки СУГ не менее 30 м),
Площадка для автоцистерны с СУГ не оснащена должным образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, а именно отсутствует отбортовка высотой не менее 150 мм, обеспечивающая предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ, не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу (приложение 6* п. 14* НПБ 111-98*).
Раздаточная колонка СУГ установлена на расстоянии 2,3 м к резервуару СУГ (по требованиям приложения 6* п. 32 таблицы П 6.2 НПБ 111-98* раздаточная колонка должна располагаться на расстоянии не менее 30 м); между заправочным островком СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не предусмотрено ограждение защитным экраном, выполненным из негорючих материалов (приложение 6* п. 13* НПБ 111-98*).
При устройстве теплоизолирующего покрытия и конструктивной защиты емкости с применением стальной обшивки толщиной 2,5 мм в виде саркофага образуются пустоты между резервуаром и защитным саркофагом (от крыши саркофага до резервуара расстояние 0,74 м и от стенок саркофага до резервуара расстояние 0,19 м). То есть в свободном объеме при аварийной ситуации связанной с разгерметизацией соединительных элементов газопроводов, самой емкости может образоваться взрывоопасная среда (п. 20* НПБ 111-98*).
Системы принудительной вентиляции и системы автоматической противопожарной защиты отсутствуют (приложение 6* п. 20.10 и п. 24 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема (п. 20.5* НПБ 111-98*).
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. То есть системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной (п. 24* НПБ 111-98*).
На одном заправочном островке СУГ раздаточная колонка предусматривает заправку одновременно двух автомобилей, в наличии два пистолета на одной колонке (приложение 6* п. 13* НПБ 111-98*).
На многотопливной АЗС расположено здание операторской, в котором расположен магазин с торговым залом для сервисного обслуживания водителей и пассажиров (приложение 6* п. 29* НПБ 111-98*).
Здание операторской в соответствии с п. 1.1* СНиП 2.01.02-85* III степени огнестойкости (приложение 6* п. 30 НПБ 111-98*); расстояние от наземного одностенного резервуара СУГ до автомобильной дороги 21 м (расстояние по требованию приложения 6* п. 32* таблицы П.6.4 должно быть не менее 100 м).
При наполнении одного из резервуаров топливом не обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара и всех раздаточных колонок АЗС (пункт 19.3* Приложение 6* НПБ 111-98*).
Указанные нарушения свидетельствуют о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Козлов Л.В. просил рассмотреть дело и назначить наказание в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ООО «ОПТАН-Мордовия» - адвокат Волкова Н.Г. в судебном заседании вину не признала, пояснив, что ООО «Оптан-Мордовия» производило расширение автозаправочных станций (АЗС) под многотопливные путем строительства самостоятельных участков выдачи сжиженного углеводородного газа (СУГ) производства фирмы «FAS», Германия, в строгом соответствии с Проектом, заключением экспертизы промышленной безопасности, утвержденной заместителем руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и технико-эксплутационной документацией (ТЭД) на технологические системы фирмы «FAS» № 40-52-05. В связи с чем считает, что событие административного правонарушения отсутствует.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ основанием для административной ответственности является нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Доказательствами совершения ООО «ОПТАН-Мордовия» административного правонарушения является заключение эксперта ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Мордовия от 13 августа 2010 года №21-А, в выводах которого указано, что на рассматриваемой АЗС имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в отступление от проекта площадка для автоцистерны сжиженного углеводородного газа расположена непосредственно на заправочном островке СУГ с наземным одностенным резервуаром СУГ, так, расстояние до раздаточной колонки СУГ равно 1 м.
- площадка для автоцистерны с СУГ не оснащена должным образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, а именно отсутствует отбортовка высотой не менее 150 мм, обеспечивающая предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ, не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу.
- раздаточная колонка СУГ установлена на расстоянии 2,3 м к резервуару СУГ.
- между заправочным островком СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не предусмотрено ограждение защитным экраном, выполненным из негорючих материалов (приложение 6* п. 13* НПБ 111-98*).
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровны их заполнения (85% их геометрического объема) (п.20.5 НПБ 111-98* [1]).
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной (п. 24 НПБ 111-98*).
- на одном заправочном островке СУГ раздаточная колонка предусматривает заправку одновременно двух автомобилей (в наличии два пистолета на одной колонке) (приложение 6* п. 13* НПБ 111-98*).
- при наполнении одного из резервуаров топливом не обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара и всех раздаточных колонок АЗС (пункт 19.3* Приложение 6* НПБ 111-98*).
Эксплуатация многотопливной АЗС ООО «ОПТАН-Мордовия», расположенной по адресу: г.Саранск, пр. Ленина, д.97в, с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности представляет угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности на АЗС ООО «ОПТАН-Мордовия», расположенной по адресу: г.Саранск, пр. Ленина, д.97в, а также что указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, подтверждается показаниями инспектора отдела ГПН г.Саранска Байбикова А.Ш., проводившего проверку соблюдения законодательства о пожарной безопасности на указанной автозаправочной станции.
Довод представителя ООО «ОПТАН-Мордовия» Волковой Н.Г. о том, что ООО «Оптан-Мордовия» производило расширение автозаправочных станций (АЗС) под многотопливные путем строительства самостоятельных участков выдачи сжиженного углеводородного газа (СУГ) производства фирмы «FAS», Германия, руководствуясь Проектом, заключением экспертизы промышленной безопасности, утвержденной заместителем руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и технико-эксплутационной документацией (ТЭД) на технологические системы фирмы «FAS» № 40-52-05, не опровергает факт совершения административного правонарушения, исходя из следующего.
Технико-эксплуатационная документация (ТЭД) предназначена для автомобильных газозаправочных станций, многотопливных автозаправочных станций и пунктов наполнения бытовых баллонов и является неотъемлемой частью рабочих проектов, разрабатываемых ООО «СтройИнвест» на базе серийно выпускаемого технологического оборудования Фирмы «FAS». ТЭД регламентирует основные требования к проектированию технологических систем МТАЗС, АГЗС и ПНБ, их монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию, в том числе направленные на обеспечение пожарной безопасности.
Вместе с тем, как следует из письма начальника Управления ГПН Ненашева Ю.П. от 28 декабря 2005 года за №19/2/3775, Управление государственного пожарного надзора МЧС России рассмотрело откорректированную по замечаниям расширенного совещания профильных специалистов МЧС России (протокол от 21.12.2005г.) технико-эксплуатационную документацию на технологические системы производства фирмы «FAS» для автомобильных газозаправочных станций, многотопливных автозаправочных станций и пунктов наполнения бытовых баллонов (ТЭД 40-52-05), разработанную ООО «Стройинвест» на основании отчёта Академии ГПС МЧС России, и, учитывая решение заседания Экспертного совета УГПН МЧС России (протокол заседания от 28.12.2005г., №21), не возражает против её дальнейшего использования при условии обязательного выполнения дополнительных мероприятий, указанных в заключении совета.
Согласно Заключению Экспертного совета УГПН МЧС России в качестве дополнительных компенсирующих мероприятий и обоснований принятия решения указаны: дублирование всех систем автоматического отключения аварийных участков технологических систем, вероятность отказа которых превышает 1*10-6год-1; применение катодной защиты стенок резервуара; исполнение конструктивной теплозащиты надземных одностенных резервуаров хранения сжиженного углеводородного газа; размещение пункта заправки бытовых баллонов на выезде с территории станции, на расстояниях до остальных объектов АЗС не менее 15 метров, а также отделенным от них противопожарным экраном, и до объектов, не относящихся к станции, не менее требуемых от оборудования с СУГ.
Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта заместитель начальника ГУ - «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Мордовия» Кулебякин Д.Н. пояснил, что руководствоваться исключительно технико-эксплутационной документацией нельзя. ТЭД направлена на снижение требований пожарной безопасности и подлежит применению только после выполнения дополнительных мероприятий, установленных Заключением Экспертного совета УГПН МЧС России. ООО «ОПТАН-Мордовия» данные мероприятия не выполнены, в частности на стенках резервуара отсутствует катодная защита, что является существенным нарушением требований пожарной безопасности.
Таким образом, судья считает, что ООО «ОПТАН-Мордовия» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учитывая, что вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить указанному Обществу наказание в виде административного приостановления деятельности многотопливной автозаправочной станции ООО «ОПТАН-Мордовия», расположенной по адресу: г.Саранск, пр. Ленина, д.97в, на срок до шестидесяти суток, поскольку более мягкий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 20.4, статьями 23.1. 29.1-29.13 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Мордовия», расположенное по адресу: г.Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д.10, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности многотопливной автозаправочной станции ООО «ОПТАН-Мордовия», расположенной по адресу: г.Саранск, пр. Ленина, д.97в, на срок до 60 (шестидесяти) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению
На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья (подпись) Н.П. Ерина