№ 11-154/2011 О взыскании задолженности



Дело № 11-154/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Шуваевой Н.А.,

при секретаре Журавлевой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы на определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года об оставлении без движения искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы,

у с т а н о в и л:

МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы обратилось в суд с иском к П. и Щ. о взыскании солидарно задолженности за содержание <данные изъяты> руб., за вывоз ТБО <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.

Одновременно МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до вынесения решения по делу в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, в связи с тем, что МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы переведено на расчеты через Финансово-казначейское управление администрации г. Костромы, все счета учреждения закрыты. Активные счета, указанные в справке Инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Костроме, являются лицевыми счетами истца в Финансово-казначейском управлении администрации г. Костромы и все расчеты производятся через бюджет в данном управлении, данные счета являются целевыми счетами ФКУ Администрации г. Костромы из городского бюджета. Бюджетный счет в ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области является целевым и предназначен для перечисления льгот, предоставленных населению за жилищно-коммунальные услуги. Согласно распоряжению Управления Финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа от dd/mm/yy и от dd/mm/yy приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы.

Определением мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года исковое заявление было оставлено без движения, как не соответствующее требованиям ст. 132 ГПК РФ, а именно в связи с неуплатой госпошлины. В удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины отказано, так как МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы не указано, каким образом может быть уплачена госпошлины после вынесения судебного решения, или, если она может быть уплачена, что является препятствием для ее уплаты.

В частной жалобе МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы просит определение мирового судьи отменить, ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины удовлетворить, мотивируя свои требования тем, что в силу ст. 333.20 НК РФ плательщик должен подтвердить свое имущественное положение на момент подачи иска в суд, при этом в статье не указано на тот факт, что в будущем положение плательщика должно улучшиться. МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой по смете из городского бюджета и в настоящее время находится в трудном материальном положении. Активные счета, указанные в справке ИФНС по г. Костроме, являются лицевыми счетами учреждения в Финансово-казначейском управлении Администрации г. Костромы, согласно распоряжениям которого от dd/mm/yy и от dd/mm/yy осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы» приостановлено, в связи с этим возможность оплатить госпошлину у МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы» отсутствует. Отказ мирового судьи на том основании, что в заявлении не указано, каким образом может быть уплачена госпошлина в последующем, и если она может быть уплачена, то что является препятствием для ее уплаты при заявления, само по себе не является основанием для предоставлении отсрочки уплаты госпошлины, ущемляет права истца на судебную защиту.

В судебном заседании представители МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы Панова Л.В. и Женодарова Ю.В. частную жалобу поддержали по указанным в ней основаниям.

Проверив материалы дела, суд считает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается, в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту прав и свобод.

Таким образом, пункт 2 статьи 333.20 НК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41.

Исходя из смысла перечисленных выше норм, правила ст. 64 НК РФ, предусматривающие порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, применяются для отношений, предусматривающих уплату госпошлины при обращении с иском в суд, только в части срока предоставления отсрочки уплаты госпошлины.

В связи с изложенным, лицо, обратившееся в суд не должно подтверждать возникновение у него возможность уплатить государственную пошлину в будущем, ст. 333.20 НК РФ на него возлагается обязанность подтвердить свое имущественное положение на момент обращения в суд.

МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы при обращении с ходатайством о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины указано имущественное положение на момент обращения в суд с иском, представлены доказательства, подтверждающие невозможность уплатить госпошлину, которые не были исследованы мировым судьей при принятии искового заявления.

Так из письма Финансово-казначейского управления Администрации г. Костромы от dd/mm/yy видно, что с dd/mm/yy все бюджетные счета МУ «СМЗ по ЖКХ», открытые в учреждениях банков, закрыты.

Из представленного заявителем распоряжения Финансово-казначейского управления Администрации г. Костромы от dd/mm/yy следует, что осуществление операций по расходованию средств (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) на лицевом счете муниципального учреждения «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунального хозяйства» приостановлено.

При таких обстоятельствах отказ мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы в предоставлении МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы отсрочки уплаты госпошлины является необоснованным, а определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года об оставлении искового заявления без движения в связи с неуплатой госпошлины- незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года об оставлении без движения искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы к П., Щ. о взыскании задолженности отменить.

Ходатайство МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины удовлетворить.

Предоставить МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы отсрочку уплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. при подаче искового заявления к П., Щ. о взыскании задолженности <данные изъяты> руб. до вынесения решения по делу.

Разрешение вопроса о принятии искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы о взыскании с П., Щ. задолженности передать мировому судье судебного участка № 11 г. Костромы на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в силу с момента его вынесения.

Судья      Н.А. Шуваева