№11-151/2011 О взыскании задолженности



дело № 11-151/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 сентября 2011 года                                                                                               г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре                 Кокаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы на определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года об оставлении без движения искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы к о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы обратилось в суд с иском к Сухову Д.А. о взыскании задолженности за вывоз ТБО в сумме <данные изъяты> руб. При этом МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до вынесения решения по делу в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, в связи с тем, что МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы переведено на расчеты через Финансово-казначейское управление администрации г. Костромы, все счета учреждения закрыты. Активные счета, указанные в справке ИФНС по г. Костроме, являются лицевыми счетами истца в Финансово-казначейском управлении администрации г. Костромы и все расчеты производятся через бюджет в данном управлении, данные счета являются целевыми счетами ФКУ Администрации г. Костромы из городского бюджета. Бюджетный счет в ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области является целевым и предназначен для перечисления льгот предоставленных населению за жилищно-коммунальные услуги. Согласно распоряжению Управления Финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа от dd/mm/yy и от dd/mm/yy приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы.

Определением мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года исковое заявление было оставлено без движения, как не соответствующее требованиям ст. 132 ГПК РФ, а именно не уплачена госпошлина. В удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки госпошлины отказано, так как МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы не указано, каким образом может быть уплачена госпошлина после вынесения судебного решения, или, если она может быть уплачена, что может является препятствием для ее уплаты.

Не согласившись с определением мирового судьи МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы обратилось с частной жалобой, в которой просит определение отменить, ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины удовлетворить, мотивируя тем, что в силу ст. 333.20 НК РФ плательщик должен подтвердить свое имущественное положение на момент подачи иска в суд, при этом в статье не указано на тот факт, что в будущем положение плательщика должно улучшиться. Отказ мирового судьи на основании того, что в заявлении не указано, каким образом может быть уплачена госпошлина в последующем, и если она может быть выплачена, что препятствует ее уплате при подаче заявления, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки уплаты госпошлины, МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы считает незаконным, ущемляющим его права не судебную защиту.

В судебном заседании представитель МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы Панова Л.В. частную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.

Проверив материалы дела, суд считает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается, в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту прав и свобод.

Таким образом, пункт 2 статьи 333.20 НК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

Исходя из смысла перечисленных выше норм, правила ст. 64 НК РФ, предусматривающие порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, применяются для отношения, предусматривающих уплату госпошлины при обращении с иском в суд, только в части срока предоставления отсрочки уплаты госпошлины.

В связи с изложенным, лицо, обратившееся в суд не должно подтверждать возникновение у него возможности уплатить государственную пошлину в будущем, ст. 333.20 НК РФ на него возлагается обязанность подтвердить свое имущественное положение на момент обращения в суд.

МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы при обращении с ходатайством о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины указало имущественное положение на момент обращения в суд с иском, представлены доказательства, подтверждающие невозможность уплатить госпошлину, которые не были исследованы мировым судьей при принятии искового заявления.

Так из письма Финансово-казначейского управления Администрации г. Костромы от dd/mm/yy видно, что с dd/mm/yy все бюджетные счета МУ «СМЗ по ЖКХ», открытые в учреждениях банков, закрыты.

Из представленного заявителем распоряжения Финансово-казначейского управления Администрации г. Костромы от dd/mm/yy следует, что осуществление операций по расходованию средств (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) на лицевом счете муниципального учреждения «СМЗ по ЖКХ» приостановлено.

При таких обстоятельствах отказ мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы в предоставлении МУ «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы отсрочки уплаты госпошлины является необоснованным, в связи с чем определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года подлежит отмене, вопрос о принятии иска к производству передаче на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от 22.08.2011 года об оставлении без движения искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы к о взыскании задолженности отменить.

Вопрос о принятии искового заявления МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г. Костромы к о взыскании задолженности направить мировому судье судебного участка № 11 г. Костромы для нового рассмотрения.

Определение суда апелляционной инстанции обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в силу с момента его вынесения.

Судья      Т.В. Семенова