Дело № 2-827/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2010 года г.Кострома
Ленинский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи С.А.Карелина,
при секретаре Н.П.Кокаревой,
с участием истца Г.И.Барановой, представителя ответчика Е.И.Корниловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановой Г.И. к ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» об обязании дать ответы на обращения, признать ответ недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Г.И.Баранова обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» (далее - УК) об обязании ответить на обращения от dd/mm/yy г., dd/mm/yy г. (2 шт.), dd/mm/yy г., признании недействительным ответа от dd/mm/yy г., мотивируя свои требования тем, что с dd/mm/yy г. дом № по ... в ..., собственником квартир №№,№ которого она является, принят на обслуживание УК. dd/mm/yy года она обратилась с претензией о предоставлении протоколов собраний dd/mm/yy года, принятии к сведению автономности непосредственного управления квартирами №№,№, исторической ценности ... ... и производства капремонта в нем, указании ответственного лица от собственников дома, признании неправомерным принятия в содержание дома, просила ответить до dd/mm/yy года. dd/mm/yy года в претензии (№) просила обязать МУ «СМЗ по ЖКХ» выполнить работы, перепроектировать водостоки, уведомить об обследовании, ответить до dd/mm/yy года. В этот же день в претензии № просила истребовать решения суда, предоставить акт обследования, в том числе 1-го подъезда, ответить по существу на ранее направленные претензии и предоставить протоколы общих собраний собственников. dd/mm/yy г. обратилась с претензией № о предоставлении программы развития и модернизации дома, паспорта объектов благоустройства. Она получила на неизвестно какие обращения ответ от dd/mm/yy г. №, которое не дает ответов на обращения.
В судебном заседании уточнила свои требования и увеличила их. Просила обязать дать ответы на обращения, указанные в исковом заявлении, в течении суток с момента вступления решения суда в законную силу. Дополнила требования тем, что dd/mm/yy. ею подано заявление ответчику и протокол разногласий по акту обследования от dd/mm/yy г., где она описывала недостатки обследования дома и просила провести его с её участием. Просила обязать ответчика ответить на указанное заявление в недельный срок. Ранее заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом их уточнения, мотивировав доводами, указанными в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что не присутствовала на всех проведенных общих собраниях собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не знает о лице, уполномоченном действовать от имени собственников, поэтому просила ответчика сообщить об этом лице и представить протоколы общего собрания собственников, на которых приняты решения о содержании и ремонте общего имущества дома, о чем она узнала в органах прокуратуры. О том, имеются ли у ответчика эти протоколы ей неизвестно, но, поскольку вопрос касается непосредственно содержания и ремонта общего имущества ей хотя бы должны были сообщить о наличии этих протоколов и решениях, принятых на общих собраниях относительно содержания и ремонта общего имущества, о мерах по их реализации. Испрашиваемый у ответчика протокол общего собрания от dd/mm/yy г. и акты обследования дома (2 шт.) она получила и претензий к ответчику по этому поводу у нее нет. В обращениях от dd/mm/yy г. она просила сообщить о принятых мерах по взаимодействию в вопросах ремонта и содержания общего имущества дома с ранее осуществлявшим управление домом МУ «СМЗ по ЖКХ», в том числе в части перепланирования выходов водостоков и выполнению судебных решений, но конкретного ответа на данный вопрос не получила, поскольку ей было сообщено о сделанном в МУ «СМЗ по ЖКХ» запросе, но о результате запроса не сообщалось.
Представитель УК по доверенности Е.И.Корнилова исковые требования признала в части увеличенных требований, в остальной части возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что на обращение от dd/mm/yy г. был дан ответ dd/mm/yy г. (исх. №), на обращения от dd/mm/yy г. дан общий ответ dd/mm/yy г. (исх.№), на обращение от dd/mm/yy г. дан ответ dd/mm/yy г. №.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации право на получение информации конкретизировано в отдельных Федеральных законах.
Статьей 8 (п.1) Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (преамбула) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъяснил, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан).
Согласно ст.3 Закона право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
В соответствии с ч.2 ст.165 ЖК РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
В данном случае управляющая компания оказывает гражданам, проживающим в ... по ... и непосредственно управляющим данным домом, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, выступает в качестве «исполнителя» по отношению к гражданам-потребителям, получающим коммунальные услуги.
Согласно пп. «г» п.51 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
В соответствии с п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, надлежащее содержание общего имущества (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации - обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Как следует из п.40 указанных Правил собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Материалами дела подтверждается, что жильцами ... по ... в ... выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление и заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Такое решение принято на общем собрании собственников многоквартирного дома dd/mm/yy года, к полномочиям которого, согласно ст.164 ЖК РФ и п.п. 17, 18, 21, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме относится наделение конкретного лица из числа собственников полномочиями действовать от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами; установление перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; проведение текущего и капитального ремонта общего имущества дома; установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 2.1.1 договора определен объем работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества дома по отдельному решению собственников, осуществление контроля качества оказания коммунальных услуг по доверенности собственников, а п.2.1.4 установлено, что собственники взаимодействуют с управляющей организацией через выбранного собственниками старшего (уполномоченного) по дому с правом подписи актов, выполненных по данному дому работ в объеме текущего и капитального ремонта.
Пунктом 2.1.2 договора установлено, что управляющая организация обязана в двухдневный срок рассматривать обращения собственников по вопросам, касающимся договора.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства, а также содержания договора управляющей организации с собственниками, обязательного к исполнению в силу ст.309 ГК РФ, следует прийти к выводу, что УК обязана отвечать на обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, но не всех обращений и не по всем вопросам (иное привело бы к отвлечению работников управляющей компании от исполнения своих непосредственных должностных обязанностей в рабочее время), а лишь по вопросам перечня, объемов, качества, периодичности услуг и работ, принятых собственниками жилых помещений решений, касающихся предмета заключенного с УК договора, и их реализации.
Учитывая содержание обращений Г.И.Барановой и данных УК ответов, суд приходит к выводу, что ответы даны не по всем обращениям собственника.
Вместе с тем, суд, исходя из предмета спора, считает, что юридически значимыми обстоятельствами для его разрешения является не правильность или неправильность содержания ответов, данных Барановой управляющей компанией, а сам факт ответа на обращение по тому или иному вопросу, на который УК обязана была ответить, исходя из требований законодательства или обязательств по заключенному с собственниками договору.
Поэтому суд полагает не подлежащим удовлетворению требование Г.И.Барановой о признании недействительным ответа от dd/mm/yy года (исх.№), так как его недействительность, по мнению истца, вытекает из неполноты ответа, не указания в ответе входящих номеров обращений, на которые дается ответ, а также несогласии с существом ответа.
При несогласии с существом ответа, т.е. с конкретными действиями работников управляющей компании, отказе в производстве каких-либо работ и т.д. истец не лишен возможности защитить нарушенные, по его мнению, права предусмотренным законом способом, в том числе и подачей соответствующего иска в суд.
Исходя из этого, суд полагает не подлежащим удовлетворению требование истца дать «правильный» (как указывает истец) ответ на обращение от dd/mm/yy г. (вх.№) о предоставлении программы развития и модернизации многоквартирного дома и паспортизации объектов благоустройства, так как ответ в этой части дан (исх.№ от dd/mm/yy г.), а несогласие с ним не является основанием к удовлетворению исковых требований об обязании дать ответ.
Суд считает необоснованными требования истца дать ответ на вопросы обращения от dd/mm/yy г. в части «принятия к сведению автономности непосредственного управления двумя квартирами в многоквартирном доме», «учета исторической ценности дома», «признания неправомерности принятия в содержание от непосредственного управления», поскольку эти вопросы не входят в установленный законом и договором круг вопросов, на которые должна отвечать УК потребителю. Кроме того, данные пункты обращения и не требуют ответа по существу, а признание неправомерности общего собрания собственников не входит в полномочия УК.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части предоставить имеющуюся информацию о протоколах общего собрания собственников жилого дома от dd/mm/yy г., dd/mm/yy г., dd/mm/yy г., а также о лице, полномочном действовать от имени собственников помещений в данном многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, так как данная информация непосредственно связана с исполнением договора, заключенного с жильцами (п.2.1.2) и предоставление её обязательно, как в силу указанного пункта договора, так и исходя из требований закона. Данная информация запрашивалась в обращении Барановой, направленном в УК уже после заключения договора с собственниками (вх.№) - «прошу по существу ответить на претензию от dd/mm/yy г. (там испрашивался протокол от dd/mm/yy г. и указать полномочное лицо), предоставить протоколы от dd/mm/yy г. и dd/mm/yy г.».
Также подлежащим удовлетворению суд полагает требование истца о предоставлении ей информации, испрашиваемой в обращениях от dd/mm/yy г. о взаимоотношениях с управляющей компанией, ранее осуществлявшей управление домом - МУ «СМЗ по ЖКХ» по вопросу содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе по перепроектированию выходов водостоков.
В ответе № от dd/mm/yy г. истцу сообщено, что в МУ «СМЗ по ЖКХ» направлен соответствующий запрос, однако, как установлено в судебном заседании, по получению ответа от заместителя директора МУ от dd/mm/yy г. истцу о его содержании не сообщено, равно как и не дан конкретный ответ по существу вопроса о перепроектировании водостоков (общего имущества многоквартирного дома).
Суд считает разумным срок, в который Г.И.Баранова просила обязать ответчика дать ей ответы на неполученные вопросы обращений - в течение суток с момента вступления решения суда в законную силу, так как все эти обращения у ответчика имеются, при надлежащем выполнении своих обязательств по договору, заключенному с собственниками жилых помещений, ответы на данные вопросы должны были быть направлены Г.И.Барановой в течение двух дней с момента их поступления.
Суд считает возможным принять признание представителем ответчика иска в части заявленных Г.И.Барановой дополнительных требований об обязании ответить в течение недели на заявление от dd/mm/yy г. о производстве обследования дома с её участием, так как это не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц. Исходя из требований ст.198 ГПК РФ, суд в данном случае лишь указывает в решении о признании иска ответчиком в части и принятии его судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Барановой Г.И. к ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» удовлетворить частично.
Обязать ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» в течение одних суток после вступления решения суда в законную силу дать ответ на обращение Барановой Г.И. от dd/mm/yy года (вход. №) в части производства работ по перепроектированию выхода водостоков и взаимоотношений с организацией, ранее осуществлявшей управление многоквартирным домом - МУ «СМЗ по ЖКХ».
Обязать ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» в течение одних суток после вступления решения суда в законную силу дать ответ на обращение Барановой Г.И. от dd/mm/yy года (вход. №) в части имеющейся информации о протоколах общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по ... ... от dd/mm/yy г. и dd/mm/yy г.
Обязать ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» в течение одних суток после вступления решения суда в законную силу дать ответ на обращение Барановой Г.И. от dd/mm/yy года (вход. №) в части имеющейся информации о протоколах общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по ... ... от dd/mm/yy г. и dd/mm/yy г., а также о лице, полномочном действовать от имени собственников помещений в данном многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом.
Обязать ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» в течение семи дней дать ответ на обращение Барановой Г.И. от dd/mm/yy года (вход. №).
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А.Карелин