О признании незаконным решения о пересмотре выслуги лет для назначения пенсии



№ 2-893/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Комаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Памятушевой Е. А. к Прокуратуре Костромской области о признании незаконным решения о пересмотре выслуги лет для назначении пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Памятушева Е.А. обратилась в суд с иском к Прокуратуре Костромской области о признании незаконным решения о пересмотре выслуги лет для назначении пенсии, восстановлении выплаты назначенной пенсии в прежнем размере, взыскании недополученной суммы пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением прокуратуры от dd/mm/yy г. ей был неправомерно изменен стаж выслуги лет, установленный при выходе на пенсию в dd/mm/yy г., в результате чего размер её ежемесячной пенсии с dd/mm/yy г. уменьшился на 000 руб. 00 коп.

Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Костромской области.

В судебном заседании Памятушева Е.А. исковые требования уточнила, просила признать решение Прокуратуры Костромской области о перерасчете ей выслуги лет и назначенной пенсии по выслуге лет незаконным; обязать Прокуратуру Костромской области восстановить ей выслугу лет 28 лет 01 месяц 03 дня и выплату назначенной пенсии в размере 00 000 руб. 00 коп., произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 0 000 руб. 00 коп.

Представитель Прокуратуры Костромской области Серобаба И.А. исковые требования не признал, указал, что ранее Памятушевой Е.А. на основании решения комиссии Прокуратуры области по установлению трудового стажа в выслугу лет был включен период обучения на дневном отделении Свердловского юридического института - 1 год 11 месяцев 27 дней, период обучения на вечернем отделении института не был засчитан, так как истец в тот период не работала в органах прокуратуры. В связи с изменениями, внесенными dd/mm/yy г. в Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органом и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», Памятушевой Е.А. к ранее учтенному периоду обучения на дневном отделении вуза было ошибочно дополнительно зачтено время учебы на вечернем отделении института из расчета 2 дня обучения - 1 день работы в органах прокуратуры. В связи с выявлением ранее допущенной ошибки при исчислении пенсии, ей был произведен перерасчет. Весь период учебы Памятушевой Е.А. был учтен из расчета 2 месяца учебы за 1 день службы, т.е. 2 года 5 месяцев, т.е. была применена наиболее выгодная для истца норма закона, поскольку применение в данном случае пункта 1.1 Положения, привело бы к нарушению её прав. По мнению прокуратуры, одновременное применение при исчислении пенсии Памятушевой Е.А. общего и льготного порядка исчисления выслуги лет в период обучения в высшем учебном заведении, предусмотренные, соответственно, разными правовыми нормами - пунктом 1.1 и пунктом 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органом и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года № 942 является ошибочным.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, в письме к суду просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменные возражения по существу заявленного иска.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, обозрев личное и пенсионное дела Памятушевой Е.А., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что истец Памятушева Е.А. обучалась в Свердловском юридическом институте, в период с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. - на вечернем отделении, с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. - на дневном отделении.

dd/mm/yy г. она была принята на работу в прокуратуру Костромской области, где работала на различных должностях до dd/mm/yy г., уволена из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию по выслуге лет с должности старшего помощника прокурора области, имея классный чин старшего советника юстиции.

На основании решения комиссии по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет от dd/mm/yy г. Памятушевой Е.А. в выслугу лет для выплаты надбавки был включен период её обучения в юридическом институте на дневном отделении 1 год 11 месяцев 27 дней (dd/mm/yy г. - dd/mm/yy г.).

dd/mm/yy г. Памятушева Е.А. обратилась в Прокуратуру Костромской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. При назначении ей пенсии, Прокуратурой Костромской области к ранее учтенному периоду обучения истца на дневном отделении было дополнительно зачтено время её обучения на вечернем отделении 1 год 5 месяцев 1 день. Пенсия по выслуге лет была установлена Памятушевой Е.А. исходя из выслуги 28 лет в размере 74% денежного содержания по должности старшего помощника прокурора области.

Решением Прокуратуры Костромской области от dd/mm/yy г. Памятушевой Е.А. был изменен стаж выслуги лет, установленный при выходе на пенсию в dd/mm/yy г. - уменьшен на 1 год. В результате произведенного Прокуратурой Костромской области перерасчета, размер содержания истца уменьшился до 71%, размер ежемесячной пенсии с dd/mm/yy г. на 000 руб. 00 коп.

Решение Прокуратуры Костромской области о пересмотре Памятушевой Е.А. выслуги лет и снижении размера пенсии по выслуге лет суд считает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ранее действующим Положением о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденным Генеральным прокурором 09.06.1992 г., в трудовой стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включалось все время работы в органах прокуратуры, учебных заведениях, учреждениях по повышению квалификации прокурорских работников и научных учреждениях при Генеральной прокуратуре РФ в должностях, предусматривающих классные чины.

Пунктом 3.1 Положения было установлено, что в стаж работы, дающий право на получение доплаты за выслугу лет также включается время учебы на дневных отделениях высших юридических учебных заведений, если перерыв между окончанием учебного заведения и приемом на работу в органы прокуратуры не превысил 2-х месяцев.

Согласно п. 5 Положения, надбавка за выслугу лет учитывалась при исчислении среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, выполнения государственных или общественных обязанностей, за периоды временной нетрудоспособности, при назначении государственных пенсий и т.п.).

Таким образом, решение комиссии по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет от dd/mm/yy г. о включении в выслугу лет периода обучения истца на дневном отделении 1 год 11 месяцев 27 дней (dd/mm/yy г. - dd/mm/yy г.) соответствовало действовавшему в тот период времени законодательству.

24.12.1993 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 2291 «О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей», согласно которому пенсионное обеспечение прокурорских работников должно осуществляться применительно к условиям, нормам и порядку, установленному законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии устанавливается Правительством Российской Федерации.

12.08.1994 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», которым утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям».

Пунктом 1.1. Раздела 1 данного Положения установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации:

в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей;

учтенные до 24.12.1993 г. в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет;

Пункт 1.2. Положения устанавливал новый порядок зачета время обучения: в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается обучение на дневных отделениях высших и средних учебных заведений в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за 1 месяц работы. Время обучения на вечерних и заочных отделениях засчитывается при условии работы в этот период в органах прокуратуры.

Поскольку Постановление от 12.08.1994 г. № 942 было введено в действие с 01.07.1994 г., норма пункта 1.2 не могла быть распространена на учтенную Памятушевой Е.А. выслугу лет, в связи с прямым указанием в пункте 1.1. Положения.

24.03.2000 г. Постановлением Правительства РФ № 244 изменена редакция пункта 1.2 Раздела Названного Положения.

В соответствии с новой редакцией, вступившей в силу с 01.04.2000 г., в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Таким образом, на период обращения Памятушевой Л.А. за пенсией, выслуга лет для назначения пенсии истцу должна была исчисляться с учетом выслуги лет, учтенной до dd/mm/yy г. и периода её обучения в высшем учебном заведении на вечернем отделении.

Довод Прокуратуры Костромской области о том, что при наличии у истца разных форм обучения необходимо было выбрать наиболее выгодный для нее вариант, а не применять разные коэффициенты к формам обучения и складывать в календарном исчислении периоды обучения не основаны на законе, поскольку никакого правила выбора предпочтительного варианта зачета периода обучения данное Положение не содержит, равно как и запретов на зачет разных форм обучения и по двум основаниям.

В силу правовой презумпции закон обратной силы не имеет. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя.

Постановление Правительства РФ № 244 от 24.03.2000 г. «О внесении дополнений и изменений в Постановление от 12.08.1994 г. № 942» вступило в силу с 01.04.2000 г., текст данного постановления не содержит указания о придании данному нормативному акту обратной силы.

Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере. В противном случае новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях.

Толкование закона в этой части, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином прав до введения нового правового регулирования, недопустимо. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену (отсрочку) для такого лица права приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции РФ.

Нельзя признать правомерным и довод Прокуратуры Костромской области о том, что ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и п. 1.2. названного Положения уставлен предел зачета времени обучения - не более 2 лет 6 месяцев, поскольку из буквального содержания приведенной нормы следует, в выслугу лет засчитывается время обучения в общей сложности в пределах 5 лет.

Расчет выслуги лет для назначения пенсии Памятушевой Е.А. произведен в пределах 5 лет её обучения в высшем учебном заведении.

Учитывая выше изложенное, исковые требования Памятушевой Е.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Прокуратуры Костромской области о перерасчете Памятушевой Е. А. выслуги лет и назначенной пенсии по выслуге лет незаконным.

Обязать Прокуратуру Костромской области восстановить Памятушевой Е. А. выслугу лет 28 лет 01 месяц 03 дня и выплату назначенной пенсии в размере 00 000 рублей 00 копеек, произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 0 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья Юдина О.И.