Об оспаривании действия гос. власти



Дело № 2-1231/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Веселовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Набиуллиной Н. В. о признании действий Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области незаконными,

у с т а н о в и л :

Набиуллина Н.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области от dd/mm/yy года незаконным и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области заключить с ней договор аренды земельного участка общей площадью 839,21 кв.м. по адресу: ..., ..., д. ...,№. Свое заявление Набиуллина Н.В. мотивировала тем, что dd/mm/yy года она стала собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного на указанном земельном участке. dd/mm/yy года она обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка. dd/mm/yy года в удовлетворении ее требований было отказано в связи с тем, что на спорный земельный участок право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, а также в связи с невозможностью согласно представленным документам идентифицировать принадлежность объекта незавершенного строительством дома индивидуальной жилой застройки к запрашиваемому федеральному земельному участку. dd/mm/yy года для устранения оснований, послуживших причиной отказа в удовлетворении ее требований от dd/mm/yy года ею было направлено повторное заявление в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области. К данному заявлению она приложила все имеющиеся у нее для идентификации принадлежности объекта незавершенного строительством дома индивидуальной жилой застройки к запрашиваемому федеральному земельному участку документы, с подробным комментарием к каждому из них. dd/mm/yy года ей снова было отказано в удовлетворении ее требований, но уже по другим основаниям, а именно: в соответствии с законодательством РФ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области не наделено полномочиями по распоряжению федеральными земельными участками, решение о предоставлении запрашиваемого земельного участка принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Считает действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области незаконными и нарушающими ее права по следующим основаниям: решением Костромского районного суда от dd/mm/yy года с достоверностью установлено, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Русская деревня» для эксплуатации и строительства объектов недвижимости. Впоследствии ООО «Русская деревня» заключило договор купли-продажи незавершенного строительством дома индивидуальной жилой застройки, расположенном на спорном земельном участке, с Кузнецовой Е.В. При отчуждении объектом незавершенного строительства по договору купли-продажи произошла передача прав и обязанностей арендатора - ООО «Русская деревня» - покупателю - Кузнецовой Е.В. При этом цель предоставления земельного участка не достигнута, строительство дома не завершено. Осуществление Кузнецовой Е.В. своих прав не должно ставиться в зависимость от действий иных лиц, продавших объект недвижимости, но не оказавших содействие при оформлении прав на землю, или отсутствия в законе конкретной нормы применительно к данной ситуации. Суд пришел к выводу о необходимости надлежащего оформления сложившихся отношений по землепользованию и, не усмотрев нарушений действующего законодательства, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области заключить с Кузнецовой Е.В. договор аренды земельного участка. В настоящее время строительство дома также не завершено, и не может быть завершено, поскольку ведение строительства без оформления застройщиком земельных отношений невозможно. А Территориальное управление, сознательно нарушая ее права, отказывает ей в заключении договора аренды спорного земельного участка, ссылаясь каждый раз на разные причины. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области образовано приказом Министерства имущества России № 569 от 3 декабря 2003 года и действует на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 5 марта 2009 года № 63. Согласно данному положению одной из основных задач Территориального управления является управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности РФ, в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами. Спорный участок не является земельным участком лесного фонда и землями, занятыми водными объектами, поэтому считает отказ Территориального управления от dd/mm/yy года нарушающим ее права, незаконным и необоснованным.

В судебном заседании Набиуллина Н.В. и ее представитель Кузнецова Е.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области по доверенности Назаров М.Б. заявленные требования считает необоснованными. При этом суду пояснил, что в настоящее время у Территориального управления отсутствуют полномочия на заключение договоров аренды без соответствующего распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Распоряжения на заключение с Набиуллиной Н.В. договора аренды от Федерального агентства не поступало. В связи с этим ей было разъяснено право обратиться непосредственно в федеральное агентство, и указан перечень документов, необходимых для заключения договора аренды земельного участка.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что dd/mm/yy года Набиуллина Н.В. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области с заявлением, в котором просила заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 839,21 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., д. ...,№.

dd/mm/yy года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области отказало Набиуллиной Н.В. в заключении договора аренды указанного выше земельного участка в связи с отсутствием полномочий на заключение указанного договора, Набиуллиной Н.В. рекомендовано с указанным заявление обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Судом установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области действует на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 года № 63, и разработанного на основании Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года № 374, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 9 декабря 2008 года № 12804.

Согласно п.1 указанного Положения Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В силу п.п. «е» п.4.8 Положения Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области по поручению Федерального Агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области правомочно решать вопрос о предоставлении земельного участка в аренду лишь по поручению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом.

Такого распоряжения на заключение договора аренды спорного земельного участка с Нибиуллиной Н.В. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области не давало.

Набиуллина Н.В. не оспаривает то обстоятельство, что в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка она не обращалась.

Иных оснований для отказа в заключении договора аренды спорного земельного участка Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области указано не было. В связи с этим доводы Набиуллиной Н.В. в подтверждение своего права на заключение договора аренды спорного земельного участка не могут являться предметом рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.254 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Набиуллиной Н. В. о признании действий Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы.

Судья