№ 2-1151/2010



№ 2-1151/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» сентября 2010 года

Ленинский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Комаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дегтяревой О. Д. об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy г.,

УСТАНОВИЛ:

ИП Дегтярева О.Д. обратилась в суд с заявлением об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy г., в соответствии с которым она обязана в срок до dd/mm/yy г. выплатить задолженность по заработной плате Игнатьевой Г.Д., указав, что заработная плата данному работнику была выплачена в полном объеме, расчет задолженности по заработной плате инспектором труда произведен не точно, без учета фактически отработанного Игнатьевой Г.Д. рабочего времени.

Судом, к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Игнатьева Г.Д.

В судебное заседание Дегтярева О.Д. и представитель Государственной инспекции труда в Костромской области не явились, в заявлении к суду просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо Игнатьева Г.Д. с доводами Дегтяревой О.Д., изложенными в заявлении, не согласилась, считает, что предписание о выплате ей задолженности по заработной плате вынесено Государственной инспекцией труда в Костромской области на законных основаниях.

Выслушав объяснения Игнатьевой Г.Д., исследовав собранные по делу доказательства, суд находит представление Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Материалами дела установлено, что Игнатьева Г.Д. с dd/mm/yy г. работала у индивидуального предпринимателя Дегтяревой О.Д. в качестве продавца. Трудовым договором ей была установлена заработная плата в размере 0 000 руб. Дополнительным соглашением от dd/mm/yy г. Игнатьевой Г.Д. установлена заработная плата в размере 0 000 руб. Режим рабочего времени трудовым договором не был определен. dd/mm/yy г. Игнатьева Г.Д. обратилась в Государственную инспекцию труда в КО с заявлением о проведении проверки по факту недоплаты ей заработной платы.

В период с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. государственным инспектором труда ГИТ в Костромской области Ф. была проведена проверка соблюдения трудового законодательства ИП Дегтяревой О.Д., в ходе которой установлено, что заработная плата за период с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. Игнатьевой Г.Д. начислена неправильно, поскольку суммированный учет рабочего времени, предполагает почасовой учет рабочего времени, когда фактически отработанное время учитывается в часах, а не днях, как при поденном учете. Задолженность по заработной плате Игнатьевой Г.Д. составляет 0 000 руб. 00 коп.

По результатам проверки dd/mm/yy г. ИП Дегтяревой О.Д. выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, в котором предписано в срок до dd/mm/yy г. выплатить Игнатьевой Г.Д. задолженность по заработной плате.

В силу ст. 357 Трудового кодекса РФ («Основные права государственных инспекторов труда») и с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности могут предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Вместе с тем, в силу ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 г., ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Вопрос о выплате задолженности по заработной плате, является в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальным трудовым спором.

Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Поскольку Государственная инспекция труда не является юрисдикционным органом, который вправе рассматривать трудовые споры, предписание государственного инспектора труда, обязывающее ИП Дегтяреву О.Д. выплатить Игнатьевой Г.Д. задолженность по заработной плате является незаконным и подлежит отмене. В данном случае государственный инспектор труда, выдавший предписание с требованием произвести выплату заработной платы, вышел за пределы своей компетенции.

Учитывая изложенное, заявление ИП Дегтяревой О.Д. об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области подлежит удовлетворению.

За разрешением возникшего трудового спора Игнатьева Г.Д. вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате.

Руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление индивидуального предпринимателя Дегтяревой О. Д. удовлетворить.

Предписание Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy г., в соответствии с которым ИП Дегтяревой О.Д. предписано в срок до dd/mm/yy г. выплатить Игнатьевой Г. Д. задолженность по заработной плате, отменить.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья Юдина О.И.