РЕШЕНИЕ №2-1070/2010 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.И.,
при секретаре Комаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тетериной О.А. к прокуратуре Костромской области об отмене приказов о наложении дисциплинарного взыскания, снижении надбавки и лишении премии,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с распоряжением первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2010 г. комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в прокуратуре Костромской области была проведена проверка работы по оперативному учету и статистике, в результате которой были выявлены отдельные недостатки со стороны прокуроров городов и районов, их заместителей, старших помощников, а также работников областного аппарата прокуратуры.
По результатам проведенной проверки и.о. прокурора Костромской области 26.05.2010 г. был издан приказ № 435 «О дисциплинарной ответственности». В соответствии с п.п. 4 и 5 названного приказа Тетериной О.А. объявлен выговор и на период действия дисциплинарного взыскания вместо установленной доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в размере 35% должностного оклада установлена доплата в размере 5% должностного оклада. В дальнейшем на основании подп. 14 п. 3 приказа прокурора Костромской области от 28.07.2010 г. № 787 «О премировании по итогам работы за 2 квартал 2010 года» Тетерина О.А. была лишена премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г.
Считая данные приказы незаконными, Тетерина О.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Костромы с иском об отмене приказов о наложении дисциплинарного взыскания, снижении надбавки и лишении премии, мотивируя свои требования тем, что данные приказы изданы с нарушением федерального законодательства, регламентирующего порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности, нарушают ее трудовые права. В описательной и резолютивной части приказа отсутствует указание на конкретные факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ею трудовых обязанностей. Согласно приказу она привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую организацию деятельности аппарата прокуратуры области, прокуратур городов и районов по учету и ведению статистической отчетности, однако, с учетом организационно-распорядительных документов прокуратуры области осуществление данной функции не входит в ее должностные обязанности. В соответствии с п. 1.3 регламента прокуратуры Костромской области, утвержденного приказом прокурора Костромской области от 28.05.2008 г. № 30, организуют и контролируют работу аппарата прокуратуры области заместители прокурора области в соответствии с установленным распределением обязанностей. Кроме того, по мнению истца, работодателем нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 193 ТК РФ, не учтены определенные ч. 5 ст. 192 ТК РФ обстоятельства. Письменное объяснение было затребовано от нее работодателем после применения дисциплинарного взыскания и объявления об этом на коллегии прокуратуры области, что лишило ее возможности изложить свои возражения по ряду существенных обстоятельств, а работодателя - принять по результатам проверки законное и объективное решение.
В судебном заседании Тетерина О.А. исковые требования поддержала, просила признать незаконными и отменить п. 4 и п. 5 приказа исполняющего обязанности прокурора Костромской области от 26.05.2010 г. № 435 в части привлечения ее к дисциплинарной ответственности и установления ей доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в размере 5% должностного оклада; подп. 14 п. 3 приказа прокурора Костромской области от 28.07.2010 г. № 787 в части лишения ее премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г.
Представитель прокуратуры Костромской области Хрящева Е.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в соответствии с Положением о старшем помощнике прокурора области по оперативному учету и статистике, работе с жалобами и обращениями граждан на Тетерину О.А. возложена обязанность по организации статистического учета и отчетности в прокуратуре Костромской области. При этом, старший помощник прокурора Тетерина О.А. обязана была выполнять функцию по проверке правильности составления отчетов прокурорами городов и районов, специализированными прокурорами, составлять отчеты о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, о работе прокуроров по надзору за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности и другие формы ведомственной отчетности, утвержденные приказами генеральной прокуратуры Российской Федерации, оказывать прокурорам городов и районов методическую и практическую помощь. В ходе проведенной проверки комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации были выявлены факты искажения статистической отчетности. По результатам проверки сделан вывод о том, что организация первичного учета в прокуратурах городов и районах области не в полной мере отвечает предъявленным требованиям, имеют место нарушения при формировании статистических отчетов и ведения первичного учета. В целях повышения профессионального уровня работников прокуратуры по организации учета и формированию статистической отчетности недостаточное количество сотрудников прокуратуры прошли стажировку. Данные обстоятельства, по мнению представителя прокуратуры области, свидетельствуют о ненадлежащей организации работы по учету и ведению статистической отчетности со стороны старшего помощника прокуратуры области Тетериной О.А.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования Тетериной О.А. подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
В силу ст. 40 названного закона трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Материалами дела установлено, что Тетерина О.А. работала в должности старшего помощника прокурора Костромской области по оперативному учету и статистике, работе с жалобами и заявлениями граждан.
В соответствии с Положением о старшем помощнике прокурора области по оперативному учету и статистике, работе с жалобами и обращениями граждан на Тетерину О.А. была возложена обязанность по составлению сводных отчетов о следственной работе по формам 1Е и 1ЕМ, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях по форме 2Е, о работе прокурора по форме П, о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, а также других форм ведомственной статистической отчетности, утвержденных приказами Генерального прокурора РФ; проверка правильности составления отчетов прокурорами городов и районов, специализированными прокурорами; оказание методической и практической помощи, проведение стажирования работников нижестоящих прокуратур по вопросам организации статистического учета и отчетности в органах прокуратуры.
Приказом и.о. прокурора Костромской области от 26.05.2010 г. № 435 «О дисциплинарной ответственности» Тетериной О.А. объявлен выговор и на период действия дисциплинарного взыскания установлена доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в размере 5% должностного оклада.
На основании приказа прокурора Костромской области от 28.07.2010 г. № 787 «О премировании по итогам работы за 2 квартал 2010 года» Тетерина О.А. лишена премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г.
Согласно приказу от 26.05.2010 г. № 435, основанием для привлечения Тетериной О.А. к дисциплинарной ответственности явился факт ненадлежащей организации деятельности аппарата прокуратуры области, прокуратур городов и районов по учету и ведению статистической отчетности.
При этом, из содержания оспариваемого приказа непонятно, какие, возложенные на Тетерину О.А. функциональные обязанности, были ею не исполнены или ненадлежащим образом исполнены, в чем конкретно заключается ненадлежащая организация ею деятельности аппарата прокуратуры области, прокуратур городов и районов по учету и ведению статистической отчетности.
Представленная прокуратурой Костромской области справка комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от dd/mm/yy каких-либо данных о допущенных истцом нарушениях организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам оперативного учета и статистики также не содержит.
Из объяснений Тетериной О.А. в судебном заседании и имеющихся в деле доказательств следует, что в органах прокуратуры Российской Федерации отсутствуют организационно - распорядительные документы, регламентирующие организацию работы по оперативному учету и статистике в целом. Приказы Генерального прокурора РФ об утверждении инструкций о порядке составления того или иного отчета, применительно к отчетам о следственной работе и дознании, о рассмотрении сообщений о преступлениях носят межведомственный характер и не содержат перечня и образцов учетных документов по учету и статистике. В 2001-2002 гг. прокуратурой области с учетом потребностей отражения в статистической отчетности показателей работы по различным направлениям деятельности были разработаны журналы учета работы по соответствующим отраслям. Ведение этих журналов является обязательным и порядок их заполнения проверяется при выездах на места. В 2006 г. в дополнение к имеющимся учетным журналам, ведение которых является обязательным, истцом, в качестве методических рекомендаций, были разработаны образцы других учетных документов, призванных облегчить составление отчетов, а также обеспечить полноту и достоверность отражаемых в них сведений. В 2007 г. Тетериной О.А. разработаны и направлены в районы методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением порядка учета преступлений, которые используются до настоящего времени с учетом последующих организационно-распорядительных документов прокуратуры области. В период 2008-2010 г.г. по инициативе истца были подготовлены приказ прокурора области, регламентирующий сроки представления статистической отчетности (№ dd/mm/yy), распоряжения прокурора области о порядке использования специального программного обеспечения (№ за 2008 г.), о проведении сверок данных ИЦ о совершенных преступлениях с судебными решениями по уголовным делам (№р за 2009 г.), по проведению проверок и порядке представления отчетов (№ за 2010 г.), совместное с УВД области указание о внесении в статистическую карточку формы № дополнительных реквизитов, в т.ч. подписи прокурора (№ за 2009 г.). Вопросы оперативного учета и статистики по ее предложению неоднократно рассматривались на оперативных совещаниях при руководителях прокуратуры области. Качество статистических отчетов и проблемы оперативного учета обсуждались на оперативном совещании при первом заместителе прокурора области dd/mm/yy Заместителями прокурора области по результатам проведенных ею проверок были проведены оперативные совещания по проблемам учета преступлений, на которые приглашались прокуроры городов и районов, руководители следственных подразделений УВД области, УФСКН, дознания УФССП, начальник ИЦ УВД. В указанный период ею самостоятельно и с участием других подразделений прокуратуры области проведены проверки организации работы по вопросам оперативного учета и статистики в 15 прокуратурах городов и районов, при проведении проверок выявлялись недостатки, предлагались способы их устранения, в том числе путем корректировки ранее представленных отчетных данных. Кроме проведения проверок, организация работы по оперативному учету и статистике изучалась при оказании помощи прокурорам Костромского, Островского, Судиславского районов, г. Волгореченска, Нерехтскому межрайонному прокурору в dd/mm/yy., до сведения которых были доведены требования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ по вопросам оперативного учета и статистики. На основе анализа статистической отчетности, результатов проведенных в прокуратурах районов проверок в dd/mm/yy. подготовлено 8 информационных писем. Недостатки доводились до сведения прокуроров, которые вызывались в прокуратуру области на стажировку (прокуроры Шарьинского, Кологривского, Межевского, Павинского, Чухломского, Пыщугского, Павинского районов), а также до прокуроров - участников учебного семинара, проведенного dd/mm/yy За этот же период проведено 14 проверок исполнения Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений СУ СКП, УВД, УФСКН, УФСБ, УФССП, в ходе которых выявлены факты несвоевременного учета преступлений, искажения статистических данных об отдельных категориях преступлений. По результатам проверок направлено требование об устранении нарушений федерального законодательства руководителю СУ СКП, руководителям вышеуказанных ведомств направлено 7 информаций о выявленных недостатках, внесено 3 представления об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования были привлечены к дисциплинарной ответственности 2 сотрудника УФСКН, 5 сотрудников милиции, депремированы 4 сотрудника УФСКН. Кроме подготовки вышеуказанных актов реагирования, ею были направлены отдельным прокурорам городов и районов разъяснения по вопросам учета преступлений, поручения об организации выставления корректирующих учетных документов, а в ИЦ УВД - указания о корректировке статистических данных о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в т.ч. о снятии с учета необоснованно учтенных преступлений. На основе анализа состояния законности в этой сфере подготовлено информационное письмо.
Изложенные истцом обстоятельства подтверждены документально и не оспаривались представителем прокуратуры Костромской области в ходе судебного разбирательства.
Порядок формирования сводной статистической отчетности по области установлен Инструкцией по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.08.2009 г. № 264, и Инструкцией по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.06.2008 г. № 112.
В соответствии с Инструкцией по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.06.2008 г. № 112 районные, городские прокуроры, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур лично составляют отчет по всем разделам формы на основании документов и материалов первичного учета.
В аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур отчет составляют начальники оперативных управлений и отделов (старшие помощники прокуроров), отражая в нем результаты работы по своей отрасли прокурорского надзора, и представляют их старшему помощнику прокурора по оперативному учету и статистике (начальнику отдела статистики) для составления сводного отчета по аппарату прокуратуры.
На основе отчетов подчиненных прокуратур, а также отчета по аппарату старший помощник прокурора по оперативному учету и статистике (начальник отдела статистики) составляет сводный отчет по региону.
Разделы сводных отчетов по подведомственным отраслям работы визируются начальниками соответствующих оперативных управлений и отделов (старшими помощниками прокуроров), которые несут ответственность за полноту и достоверность отчетных показателей, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры к устранению искажений.
Согласно Инструкции по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.08.2009 г. № 264, статистические отчеты составляются прокурорами городов, районов, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур или работниками, в функциональные обязанности которых входят вопросы формирования статистической отчетности. (п.3.1).
Статистический отчет проверяет и подписывает прокурор города, района, приравненный к нему прокурор специализированной прокуратуры, после чего отчет в установленном порядке направляется вышестоящему прокурору. (п.3.6).
Подразделения аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры получив отчеты подчиненных прокуратур, проверяют достоверность статистических данных по своему направлению деятельности. (п.4.6).
Таким образом, в соответствии с названными инструкциями проверка достоверности статистических данных прокуратур городов и районов по направлениям надзора должна осуществляться не старшим помощником прокурора области по оперативному учету и статистике, а отраслевыми подразделениями аппарата прокуратуры области, разделы сводных отчетов по подведомственным отраслям работы - визироваться начальниками соответствующих оперативных управлений и отделов, которые несут ответственность за полноту и достоверность отчетных показателей, обязаны их контролировать и принимать меры по устранению искажений.
Старший помощник прокурора Костромской области по оперативному учету и статистике, работе с жалобами и заявлениями граждан, согласно инструкциям, проверяет достоверность статистических данных только по своему направлению деятельности.
В судебном заседании представителем ответчика, не приведено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что несоответствие сведений, указанных в статистических отчетах о работе прокуроров, имело место по вине истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для привлечения Тетериной О.А. к дисциплинарной ответственности у прокуратуры Костромской области не имелось.
Поскольку основанием для уменьшения истцу размера надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в службе и лишения ее премии явился приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, решение прокуратуры в этой части также нельзя признать законным.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания письменное объяснение от Тетериной О.А. истребовано не было, что лишило ее возможности предоставить свои возражения относительно предъявляемых к ней претензий.
В силу ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Из объяснений сторон следует, что за период работы в должности старшего помощника прокурора Костромской области по оперативному учету и статистике, также в Буйской межрайонной прокуратуре Тетерина О.А. к дисциплинарной ответственности не привлекалась и не депремировалась. Более того, за добросовестное исполнение своих обязанностей она неоднократно поощрялась прокурором области, Генеральным прокурором Российской Федерации.
Данный факт не был учтен и.о. прокурора области при принятии решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, уменьшения ей надбавки и лишения премии.
Учитывая изложенное, исковые требования об отмене приказов о наложении дисциплинарного взыскания, снижении надбавки и лишении премии подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тетериной О.А. удовлетворить.
Признать незаконными и отменить п. 4 и п. 5 приказа исполняющего обязанности прокурора Костромской области от 26.05.2010 г. № 435 в части привлечения Тетериной О.А. к дисциплинарной ответственности и установления ей доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в размере 5% должностного оклада; подп. 14 п. 3 приказа прокурора Костромской области от 28.07.2010 г. № 787 в части лишения Тетериной О.А. премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.
Судья Юдина О.И.