О запрете деятельности по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции



Дело № 2-1251/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Веселовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Костромская региональная топливная компания», ООО «Акойл» о запрете деятельности по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции,

у с т а н о в и л :

Ростовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Костромская региональная топливная компания», ООО «Акойл» о запрете деятельности по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, мотивируя свои требования тем, что Ростовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции по ..... шоссе г. ..... области. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства. ООО «Костромская региональная топливная компания», действующая на основании Устава от dd/mm/yy, арендует вышеназванную АГЗС у ООО «Акойл». Предметом деятельности ООО «Костромская региональная топливная компания» является торговля топливом, предоставление услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств, эксплуатация АГЗС и другое. В соответствии с требованиями промышленной безопасности принятие АГЗС в эксплуатацию возможно только с участием представителя Ростехнадзора. Согласно ответа на запрос от dd/mm/yy Верхнее - Волжского Управления Ростехнадзора, указанная АГЗС в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирована, представитель Ростехнадзора в приемке АГЗС не участвовал. Разрешение на ввод согласно требованиям законодательства указанной АГЗС районными органами местного самоуправления не принималось. Таким образом, ООО «Акойл» с нарушением требований законодательства предоставило в аренду ООО «Костромская региональная топливная компания» АГЗС, а ООО «Костромская региональная топливная компания» незаконно осуществляет деятельность по ее эксплуатации, поскольку необходимые согласования с органами государственной власти и местного самоуправления отсутствуют. Кроме того, в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Лицензиат же должен соблюдать лицензионные требования и условия при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в частности, соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; иметь разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; иметь декларацию промышленной безопасности; иметь договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Невыполнение ответчиками требований градостроительного законодательства и законодательства о промышленной безопасности в части не получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ подтверждает выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, а также отсутствие декларации промышленной безопасности влечет за собой опасность причинения вреда в будущем гражданам, работающим на указанной АГЗС или пользующимся ее услугами, окружающей природной среде. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращаться в суд с исками в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит запретить деятельность ООО «Костромская региональная топливная компания» и ООО «Акойл» по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: ......

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Костромы Рылова Т.В., действующая на основании поручения от Ростовского межрайонного прокурора, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ООО «Костромская региональная топливная компания» и ООО «Акойл» Добрынин О.Н. по доверенности заявленные требования не признал. При этом суду пояснил, что в настоящее время у них готовы все необходимые документы для ввода АГЗС в эксплуатацию, отсутствует лишь одно заключение, которое они должны получить в ближайшие дни.

Представитель 3-го лица - Верхне-Волжского управления Ростехнадзора по доверенности Кузнецов В.Ю. считает заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель 3-го лица - Администрации городского поселения Ростов Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в их отсутствие, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ООО «Костромская региональная топливная компания» у ООО «Акойл» арендует автомобильную газозаправочную станцию (АГЗС), расположенную по ......

В соответствии с приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности» и ст.2 данного закона указанная выше АГЗС относится к опасным производственным объектам, так как на ней используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля, а также осуществляется хранение и использование опасных веществ, указанных в том же приложении.

Согласно ч.4 ст.8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.2 и ч.5 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Однако по данной АГЗС решение о вводе ее в эксплуатацию органами местного самоуправления не принималось, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ответчиками не подавалось.

Кроме того, в соответствии с требованиями промышленной безопасности (п.3.1 ПБ-12-527-03 «Правила безопасности при эксплуатации АГЗС») принятие АГЗС в эксплуатацию возможно только с участием представителя Ростехнадзора.

Согласно ответа Верхнее-Волжского Управления Ростехнадзора от dd/mm/yy в государственном реестре опасных производственных объектов указанная АГЗС не зарегистрирована, представитель Ростехнадзора в приемке АГЗС не участвовал.

Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и представитель Верхне-Волжского управления Ростехнадзора по доверенности Кузнецов В.Ю., который суду пояснил, что до настоящего времени спорная АГЗС в государственный реестр опасных производственных объектов не включена, ее приемка с участием представителя Ростехнадзора не производилась.

При таких обстоятельствах ООО «Акойл» с нарушением требований действующего законодательства предоставило в аренду ООО «Костромская региональная топливная компания» АГЗС, расположенную по ....., а ООО «Костромская региональная топливная компания» незаконно осуществляет деятельность по ее эксплуатации, поскольку необходимые согласования с органами государственной власти и местного самоуправления отсутствуют.

Нарушение данных требований закона является грубым нарушением лицензионных требований.

При этом в судебном заседании установлено, что ответчик имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, срок действия которой установлен с dd/mm/yy по dd/mm/yy, ответчик имеет также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как пояснил в судебном заседании представитель Верхне-Волжского управления Ростехнадзора по доверенности Кузнецов В.Ю., в данном случае переоформление лицензии в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 599, ответчику не требуется, поскольку он имеет лицензию в сроке ее действия, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», также не требуется, поскольку на спорном объекте количество опасных веществ ниже предельной нормы, наличие которой на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.

Однако суд приходит к выводу о том, что имеющееся у ответчиков нарушение действующего законодательства может повлечь за собой опасность причинения вреда в будущем гражданам, работающим на указанной АГЗС, или пользующимся ее услугами, а также окружающей природной среде, поскольку указанная АГЗС не прошла процедуру легализации, безопасность ее не проверена в установленном законом порядке.

Согласно ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования Ростовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Запретить деятельность ООО «Костромская региональная топливная компания» и ООО «Акойл» по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции (АГЗС), расположенной по адресу: ......

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы.

Судья