Об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Костромской области



гр. дело № 2-1503/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Кокаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy,

УСТАНОВИЛ:

МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в части выделения первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения, указав, что согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который регулирует отношения профсоюзов с юридическими лицами, работодатель обязан предоставить профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. В соответствии со ст. 36 ТК РФ первичная профсоюзная организация «СОЦПРОФ» не использовала своего права инициировать начало переговоров по заключению коллективного договора, в котором оговаривались бы условия о предоставлении конкретного помещения. До настоящего времени указанный договор между администрацией МУЗ ВГБ г. Костромы и первичной профсоюзной организацией СОЦПРОФ не заключен. Соответственно отсутствуют какие-либо правовые основания для предоставления помещения первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы».

В судебном заседании представитель МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» Смирнова Л.Н. заявление поддержала, просила восстановить процессуальный срок обжалования предписания, указав, что заявление об оспаривании решения Государственной инспекции труда было ошибочно направлено заявителем в Арбитражный суд Костромской области.

Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области Лапшин А.П. с доводами представителя МУЗ «Вторая городская больница» не согласился, полагает, что предписание об устранении данных нарушений вынесено Государственной инспекцией труда в Костромской области на законных основаниях, в пределах предоставленной ей компетенции, установленной ст. 357 ТК РФ.

Представитель Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» Аникин Д.Б. считает вынесенное dd/mm/yy Государственной инспекцией труда в Костромской области предписание законным, указал на то, что заявителем пропущен установленный гражданским процессуальным законодательством срок обращения в суд, по этим основаниям просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Костромской области, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ («Основные права государственных инспекторов труда») государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспектора труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» внесена в реестр профсоюзных организаций, входящих в состав Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ dd/mm/yy

dd/mm/yy профсоюзная организация обратилась к руководителю МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» с заявлением о безвозмездном предоставлении в пользование помещения, оргтехники, средств связи, и необходимых нормативных правовых документов.

Письмом от dd/mm/yy МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» сообщила Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ о невозможности предоставления оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения в связи с отсутствием свободных площадей и денежных средств и о том, что в дальнейшем будет рассмотрена возможность совместного пребывания двух профсоюзных организаций.

В связи с обращениями председателя Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» Государственной инспекцией труда в Костромской области неоднократно проводились проверки соблюдения МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» требований трудового законодательства.

По результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy в адрес руководителя МУЗ «Вторая городская больница города Костромы» dd/mm/yy было выдано предписание о предоставлении помещения Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ в соответствии со ст. 377 ТК РФ.

В период с dd/mm/yy по dd/mm/yy государственным инспектором труда в отношении МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» была проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что предписание от dd/mm/yy о предоставлении Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ помещения не исполнено.

dd/mm/yy в адрес руководителя МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» вынесено повторное предписание о выделении Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ в срок до dd/mm/yy оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации в организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Право на предоставление в пользование профсоюзной организации помещения закреплено также в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» согласно которой, работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ профсоюзы пользуются равными правами.

Таким образом, из системного толкования положений ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует, что на предоставление в пользование помещения в равной мере вправе рассчитывать все профсоюзы вне зависимости от того, являются они участниками коллективного договора или нет, поскольку принадлежность работника к той или иной профсоюзной организации не может повлечь за собой какого-либо ограничения его социально-трудовых прав (ст. 9 Закона).

Учитывая изложенное, заявление МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Костромской области удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В ходатайстве к суду заявитель просит о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то, что заявление об оспаривании предписания государственного инспектора труда было ошибочно направлено в Арбитражный суд Костромской области.

Указанное заявителем обстоятельство (заблуждение относительно подведомственности данного спора) не может быть признано основанием для восстановления срока обжалования предписания.

Поскольку причина пропуска срока обжалования предписания признана судом неуважительной, пропуск установленного законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. 194 - ст. 198, ст. 254 - ст. 258 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области № от dd/mm/yy, МУЗ «Вторая городская больница г. Костромы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья Юдина О.И.