№ 2-31/2010 (2-1263/2009) Об обязании произв. плату за э/э по показ. приборов, произв. перерасчет



Дело № 2-31/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2010 года г.Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи С.А.Карелина,

при секретаре Н.П.Кокаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КООО ОЗПП «Наше право», Шиповой Г.А., Горшковой Т.В., Донцовой В.А., Смирновой Н.С., Ивановой Т.А., Зубцова А.С., Кондрашовой О.Ю., Кузнецовой Н.В., Смирновой Н.П., Матвеева В.В., Петровой В.Г., Груздевой Т.Г., Горяева А.Н., Сунгурова И.В., Любимовой Н.Ю., Филиппова И.Н., Головина А.Н., Новиковой А.Б., Блескиной О.Ю., Масленниковой Т.В., Осокиной А.Г. к ООО УК «Юбилейный 2007», ОАО «Костромская сбытовая компания» об обязании производить начисление платы за электроэнергию с учетом показаний индивидуальных приборов учета, обязании произвести перерасчет, списать задолженность, взыскании излишне уплаченных средств, штрафа и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

КООО ОЗПП «Наше право», Шипова Г.А., Горшкова Т.В., Донцова В.А., Смирнова Н.С., Иванова Т.А., Зубцов А.С., Кондрашова О.Ю., Кузнецова Н.В., Смирнова Н.П., Матвеев В.В., Петрова В.Г., Груздева Т.Г., Горяев А.Н., Сунгуров И.В., Любимова Н.Ю., Филиппов И.Н., Головин А.Н., Новикова А.Б., Блескина О.Ю., Масленникова Т.В., Осокина А.Г. обратились в суд с иском к ООО УК «Юбилейный 2007», ОАО «Костромская сбытовая компания» об обязании производить начисление платы за электроэнергию с учетом показаний индивидуальных приборов учета, обязании произвести перерасчет, списать задолженность, взыскании излишне уплаченных средств, штрафа и судебных расходов. Свои требования мотивировали тем, что у всех истцов установлены и исправно функционируют индивидуальные счетчики электроэнергии, в соответствии с показаниями которых и происходило начисление электроэнергии. Начиная с dd/mm/yy начисление платы за электроэнергию стало производиться по неизвестному им тарифу. Истцы неоднократно обращались в различные организации и учреждения на предмет дачи пояснений по поводу оснований таких изменений, а также по поводу приведения расчетов платы за электроэнергию в соответствие с действующими правилами, но эти обращения результатов не дали. Считают, что размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяются в соответствии п. 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а не по тарифу с учетом проживающих в квартире (комнате граждан).

Просили обязать ООО УК «Юбилейный 2007» производить начисление платы за электроэнергию с учетом показаний индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии; обязать ОАО «Костромская сбытовая компания» прекратить производить начисление платы за потребленную истцами электроэнергию; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей каждому истцу; обязать ответчиков произвести перерасчет потребленной истцами электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета за период с dd/mm/yy и по момент вынесения судом решения самостоятельно, либо направить соответствующие документы в МУП г. Кострома «ИРКЦ по ОКП», взыскать с ответчиков судебные расходы в части оплаты услуг юриста в размере <данные изъяты> рублей каждому истцу; взыскать с ответчиков излишне уплаченные денежные средства за непотребленную электроэнергию согласно расчетов в пользу Горшковой Т.В. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; Смирновой Н.С. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; Смирновой Н.П. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; Головина А.Н. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; Зубцова А.С. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; Кузнецовой Н.В. - на общую сумму <данные изъяты> рублей; обязать ответчиков списать задолженность по оплате электроэнергии для Ивановой Т.А. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Блескиной О.Ю. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Сунгуровой И.В. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Филипповой И.Н. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Шиповой Г.А. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Груздевой Т.Г. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Петровой В.Г. - на сумму <данные изъяты> рублей; для Донцовой В.А. - на сумму <данные изъяты> рублей; взыскать с ответчиков штраф в размере <данные изъяты>% от суммы, присужденной судом в пользу истцов, в том числе <данные изъяты>% - в доход государства и <данные изъяты>% в пользу КООО - общество защиты прав потребителей «Наше право».

В ходе судебного разбирательства истцы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно предъявив их к ООО «Юбилейный 2007» и сформулировав следующим образом: обязать ООО «Юбилейный 2007» производить начисление платы за электроэнергию с учетом показаний индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии, а за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования и технологические потери во внутридомовых сетях производить начисления платы по нормативу, указанному в п.25 постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, исходя из величины 7 кВт/ч в месяц на 1 человека; взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. каждому; обязать ответчика произвести перерасчет потребленной истцами электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета и норматива, указанного в п.25 постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года за период с dd/mm/yy и по момент вынесения судом решения; взыскать судебные расходы в части оплаты услуг юриста в размере <данные изъяты> рублей каждому; взыскать штраф в размере <данные изъяты>% от суммы, присужденной судом в пользу истцов, в том числе <данные изъяты>% в доход государства и <данные изъяты>% в пользу КООО - ОЗПП «Наше право».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация г. Костромы, МУП «ИРКЦ по ОКП», ОАО «ЕИРКЦ», МУ «СМЗ по ЖКХ», Кудрова Л.Л.. Козлова Е.Л.. Смирнова А.А.. Масленникова И.С., Масленникова М.С., Осокина В.Б., Зубцова Г.И.

В судебном заседании представитель КООО - ОЗПП «Наше право» К.А.Зыбарев и истец Г.А.Шипова поддержали исковые требования по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении. Представитель общественной организации пояснил, что необходимость выплаты управляющей компанией компенсации морального вреда истцы связывают с длительным не решением управляющей компанией вопроса о начислениях за потребленную электроэнергию с использованием индивидуальных приборов учета, хождением по различным инстанциям, бездействием в заключении договоров в ресурсоснабжающими организациями.

Другие истцы в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Юбилейный 2007» по доверенности С.В.Пономарева исковые требования не признала. Пояснила, что квартиры в указанном многоквартирном доме изначально были оснащены индивидуальными приборами учета электроэнергии, однако, в помещениях общего пользования (кухни, прачечные, душевые), такие приборы учета не предусмотрены, что приводит к большой разнице между показанием коллективного прибора учета и суммированного показания индивидуальных приборов учета. В данной ситуации начисления необходимо производить в соответствии с п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г. Требование об обязании произвести перерасчет необоснованно, так как они не являются получателем денежных средств по услуге «энергоснабжение», решение по изменению порядка начисления данной услуги не принимали. Данных с приборов учета истцы им не предоставляли, поэтому произведение перерасчета невозможно. Требования о взыскании компенсации морального вреда ничем не подтверждены.

Представитель третьего лица ОАО «Костромская сбытовая компания» по доверенности Н.В.Маслова полагала исковые требования необоснованными. Пояснила, что общество является гарантирующим поставщиком и начисление платы за потребленную электроэнергию не производит. В спорных правоотношениях расчет за потребленную электроэнергию производится в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 г. Истцами не представлено доказательств выполнения обществом функций по начислению оплаты за потребленную электроэнергию. Также истцами не представлено доказательств исправности индивидуальных приборов учета, правильности схемы их включения, отсутствия несанкционированного вмешательства клеммных соединений в цепях учета, наличие лицензий у лиц, выполнявших работы по монтажу средств учета. Порядок начисления по услуге электроснабжения соответствует подпункту 1.2 постановления департамента ТЭК и тарифной политики от 21.03.2008 г. № 08/17 «О нормативах электроснабжения» для общежитий, где отсутствуют индивидуальные приборы учета. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Исполнение обязанностей управляющей компанией возможно только при заинтересованном участии жителей дома. Решение суда в отношении истцов затронет интересы других собственников дома и граждан, проживающих в нем на законном основании, не высказывающих возражений относительно применяемого порядка начисления.

Другие участвующие в деле третьи лица в судебное заседание не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст.155 ЖК РФ срок внесения платы за коммунальные услуги определяется договором управления многоквартирным домом; наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации; наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Согласно ст.157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Исходя из требований ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 49 данных Правил (подп.«в») установлена обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Пункт 90 указанных Правил устанавливает, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.

Учитывая приведенные нормы законодательства, исходя из принципа приоритета норм жилищного законодательства, специально регулирующего установление размера платы за потребленные коммунальные услуги (включая услуги энергоснабжения) собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, над другими правовыми актами, следует прийти к выводу, что именно управляющая компания в данном случае должна определять порядок оплаты за потребленную электроэнергию для граждан, проживающих в доме по адресу: ......

Данный вывод согласуется и с положениями договоров управления многоквартирным домом, заключенных между ООО «Юбилейный 2007» и собственниками жилых помещений в доме по указанному адресу.

Об этом свидетельствуют п.п. 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 2.1, 3.1, 3.3.9, 3.3.19, 3.4, раздел 4, п.п.5.3.3.1, 5.3.3.11 договора с В.Б.Осокиным (т.1 л.д. 203-214), а также другие аналогичные этому договоры с собственниками жилых помещений в данном доме (т.1 л.д. 215-228).

Аналогичность заключенных с собственниками договоров подтверждается пояснениями представителя ООО «Юбилейный 2007» в судебном заседании (поэтому копии остальных договоров представлены управляющей компанией в суд не в полном варианте).

Вместе с тем, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая данное предписание закона, суд рассматривает исключительно требование истцов об обязании управляющей организации производить начисление платы за электроэнергию в следующем порядке: с учетом показаний установленных у них индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии, а за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования и технологические потери во внутридомовых сетях производить начисления платы по нормативу, указанному в п.25 постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», исходя из величины 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, а также произвести за период с dd/mm/yy по момент вынесения судом решения перерасчет применительно к такому порядку начисления.

Несмотря на неоднократно выносимые судом на обсуждение обстоятельства, позволяющие уточнить исковые требования о начислении платы за потребленную электроэнергию и производстве перерасчета применительно к положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, истцы и представитель общественной организации защиты прав потребителей в судебном заседании настаивали на своих требованиях в данной части, изложенных в уточненном исковом заявлении.

Рассматривая данные требования, суд приходит к следующим выводам.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлен различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для электроснабжения в зависимости от наличия (отсутствия) приборов учета и вариантов их установки.

Судом в порядке ст.58 ГПК РФ произведен осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения путем выезда по адресу: ..... и производства соответствующих процессуальных действий.

Осмотром мест общего пользования многоквартирного дома установлено, что они представляют из себя общие коридоры, кухни, душевые, прачечные, оборудованные приборами освещения. Кухни оборудованы газовыми плитами. Электрические розетки в данных осмотренных помещениях отсутствовали, но ввиду нарушений электропроводки (обрыв проводов к приборам освещения с изоляцией) существует возможность несанкционированного отбора электроэнергии (как в осмотренной судом прачечной на 1 этаже здания).

Дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, который находится в полуподвальном помещении на первом этаже. Исправность данного прибора подтверждается результатами его осмотра с участием специалистов - главного энергетика ООО «Юбилейный 2007» С.2 и мастера ВДЭС ООО «Юбилейный 2007» С.1 (опломбирован, визуально исправен), а также представленной ОАО «Костромская сбытовая компания» надлежащей образом заверенной копией акта от dd/mm/yy, составленным представителем филиала ОАО «МРСК Центра «Костромаэнерго».

Индивидуальные приборы учета потребленной электроэнергии (электросчетчики) находятся в расположенных в общих коридорах коробах. Осмотром установлено, что применительно к отдельным жилым помещениям многоквартирного дома индивидуальные приборы отсутствуют вовсе. Осмотром электросчетчиков истцов установлено, что они имеются для всех жилых помещений, где истцы проживают. Вместе с тем, отдельные электросчетчики неопломбированы, длительное время находятся в эксплуатации. Отдельные приборы учета истцов не отвечают требованиям к классу точности, установленным п.141 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

Как пояснили специалисты, участвующие в осмотре, полностью соответствующие требованиям приборы учета ранее указаны ими в акте от dd/mm/yy с состоянием - «хорошее», а с состоянием «удовлетворительное» указаны ИПУ, визуально учитывающие потребление электроэнергии, но неопломбированные надлежащим образом или (и) не соответствующие установленному классу точности.

При таких обстоятельствах, применительно к вариантам порядка расчета платы за потребленную электроэнергию, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, расчеты могут производиться в порядке, установленном п.31 Правил: в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб расчеты производятся в соответствии с пунктами 19 (при отсутствии приборов учета), 21 (при отсутствии индивидуальных, но наличии коллективных приборов учета) и 22 Правил (для жилых помещений оборудованных приборами учета - исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуальных приборов учета; для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета - как в подп. «б» пункта 19 Правил).

Истцы же настаивают на производстве расчета потребленной электроэнергии (и перерасчета с dd/mm/yy) по индивидуальным приборам учета с доначислением за электроэнергию в местах общего пользования исходя из п.25 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.

Кроме того, как видно из письменных пояснений к прениям представителя общественной организации защиты прав потребителей норматив, установленный данной нормой, должен применяться, по мнению лица, выступившего в защиту прав потребителей, в расчетах при использовании формулы, указанной в пп.3 п.1 приложения 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307.

Такой порядок расчета, с учетом особенностей многоквартирного дома, где проживают истцы, законодательством не предусмотрен.

Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, определено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Пунктом 25 приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека;

в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.

Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Более того, в соответствии с постановлением департамента ТЭК и тарифной политики Костромской области от 21.03.2008 N 08/17 "О нормативах электроснабжения" (ред. от 21.04.2008), изданным в целях упорядочения оплаты населением электрической энергии при отсутствии приборов учета, определено, что нормативы электроснабжения для общего имущества многоквартирных домов: приборы и оборудование мест общего пользования (освещение мест общего пользования и придомовых территорий, автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления) - 5 кВт*час/чел. в месяц; технологические потери во внутридомовых сетях (потери электрической энергии в распределительных сетях и связанные с наличием погрешности средств учета) - 2 кВт.час/чел. в месяц, не могут применяться для общежитий, коммунальных квартир, жилых домов гостиничного типа с общей коридорной системой. Для данных помещений объем расхода электрической энергии на работу приборов (оборудования) мест общего пользования и потери во внутридомовых сетях определяется индивидуально для каждого жилого здания расчетным путем на основании мощности электроприемников и их времени работы. Объем расхода электрической энергии на работу электроприемников мест общего пользования и потери во внутридомовых сетях, а также порядок распределения их между жилыми помещениями указанной категории зданий устанавливается договором между жителями и исполнителями коммунальных услуг.

В случае если договором управления указанное условие не урегулировано, допускается временно, на период до его принятия, производить начисление к оплате объемов электрической энергии, расходуемых электроприемниками мест общего пользования и на потери во внутридомовых сетях, гражданам, проживающим в общежитиях, коммунальных квартирах, жилых домах гостиничного типа с общей коридорной системой, а также других жилых помещениях с проживанием нескольких семей, установка индивидуальных приборов учета в которых при их проектировании и строительстве нормативными актами не предусматривалась, на основании следующих нормативов: при использовании газовых плит - 30 кВт*час/чел. в месяц; с электроплитами - 60 кВт*час/чел. в месяц.

Осмотром многоквартирного жилого дома по адресу: ....., произведенным судом, установлено, что он представляет из себя жилой дом с совокупностью указанных в постановлении департамента ТЭК и тарифной политики Костромской области элементов - имеется общая коридорная система, места общего пользования, характерные для общежитий (общие кухни, прачечные, помещения для личной гигиены).

Само по себе постановление администрации г.Костромы от 12.09.2005 г. № 2692, которым жилой ..... по ..... исключен из числа общежитий не является основанием для неприменения указанной нормы, т.к. никакими техническими преобразованиями мест общего пользования издание такого постановления не сопровождалось.

Исходя из изложенного, требования истцов об обязании ООО «Юбилейный 2007» производить начисление платы за электроэнергию с учетом индивидуальных приборов учета и применением норматива, указанного в абз.2 п.25 приложения к постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, произвести перерасчет с dd/mm/yy исходя из данного порядка расчета, удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении требований истцов о взыскании с ООО «Юбилейный 2007» в пользу каждого из них компенсации морального вреда в размере 5000 руб. суд принимает во внимание следующее.

Договор управления многоквартирным домом, по своей правовой природе, является договором возмездного оказания услуг.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 постановления от 29.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (ред. от 11.05.2007) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); … других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, на рассматриваемые правоотношения в полной мере распространяется и ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», определяющая, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Договорами управления многоквартирным домом, представленными ООО «Юбилейный 2007» в суд (п.1.2.6), к числу услуг, предоставляемых при управлении многоквартирным домом отнесена и организация обеспечения собственников жилищными, коммунальными и прочими услугами.

Такая организация, в силу п.п.1.2.12, 3.3.18, 3.3.19 договоров управления многоквартирным домом, включает и заключение договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями управляющей компанией от своего имени и за свой счет.

Невнесение непосредственно управляющей компании собственниками и нанимателями жилых помещений платы за потребленные коммунальные услуги по энергоснабжению не является основанием для освобождения исполнителя по договору управления многоквартирным домом от исполнения установленной законом и договором обязанности по обеспечению коммунальными услугами, а, значит, и от ответственности, установленной законодательством о защите прав потребителей.

Суд полагает, что вина управляющей компании ООО «Юбилейный 2007», являющаяся основанием для взыскания компенсации морального вреда, в данном случае имеет место и выражается в бездействии по надлежащей организации обеспечения потребителей коммунальными услугами.

Как видно из заявления жильцов дома от dd/mm/yy они (в том числе истцы) обращались в ООО «Юбилейный 2007» в котором, при несогласии с применяемым порядком расчета за потребленную электроэнергию, содержится требование о заключении договора с ОАО «Костромская сбытовая компания» (т.1 л.д. 57-63).

В ответе за подписью коммерческого директора К. от dd/mm/yy указано, что работа по заключению договора ведется, процесс переговоров будет завершен к dd/mm/yy года, при заключении договора с ресурсоснабжающей организацией будет определен (порядок?) начисления платы индивидуально с каждой категорией потребителей электроэнергии (т.1 л.д.66).

Вместе с тем, из пояснений представителей управляющей компании, ОАО «КСК» в суде следует, что такой договор не заключен и по настоящее время; доказательств его незаключения по вине ресурсоснабжающей организации суду не представлено.

Кроме того, в силу п.1 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Пунктом 6.2.4 договора на управление многоквартирным домом предусмотрена ответственность управляющей компании в виде компенсации морального вреда.

Исходя из этого, требования истцов о взыскании в их пользу с ответчика - ООО «Юбилейный 2007» денежной компенсации морального вреда являются обоснованными.

При определении её размера суд учитывает, что причиной обращения истцов в суд, как следует из искового заявления и пояснений в суде, в первую очередь выступает нарушение имущественных интересов, которые могут быть защищены путем обязания производить расчет потребления электроэнергии в установленном законодательством порядке и произвести перерасчет в таком же порядке; нравственные переживания связаны лишь с неурегулированием вопросов по порядку оплаты электроэнергии. Доказательств ограничения потребления электроэнергии в связи с неоплатой услуг до обеспечения управляющей компанией надлежащего исполнения договора управления многоквартирным домом, равно как и доказательств причинения физических страданий истцами не представлено.

С учетом этого, а также требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию в пользу каждого из истцов, в размере 1000 руб.

В силу п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов присужденной суммы. Исходя из заявленной жильцами дома dd/mm/yy претензии по поводу незаключения договора с ресурсоснабжающей организацией, неудовлетворения требований потребителей, а также принимая во внимание то, что при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом, должен учитываться и размер присужденной судом компенсации морального вреда, с ООО «Юбилейный 2007» должен быть взыскан штраф в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> процентов указанной суммы подлежит перечислению в бюджет муниципального образования городского округа г.Кострома по реквизитам: получатель УФК по Костромской области (<данные изъяты>. <данные изъяты> процентов суммы штрафа подлежит перечислению Костромской областной общественной организации - Обществу защиты прав потребителей «Наше право».

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

К судебным расходам, в силу ст.88 ГПК РФ, относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела, к которым относятся признанные судом необходимыми расходы.

Суд признает необходимыми расходы на оказание юридической помощи, понесенные истцами - жителями ....., поскольку они не имеют юридического образования и для написания искового заявления, уточнения исковых требований были вынуждены обращаться к помощи юриста.

Таким образом, с ООО «Юбилейный 2007» подлежит взысканию в пользу каждого из истцов <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. за почтовое отправление).

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ООО «Юбилейный 2007» в доход бюджета муниципального образования городского округа г.Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном на момент обращения в суд с иском по делам неимущественного характера - <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО «Юбилейный 2007» в пользу Шиповой Г.А., Горшковой Т.В., Донцовой В.А., Смирновой Н.С., Ивановой Т.А., Зубцова А.С., Кондрашовой О.Ю., Кузнецовой Н.В., Смирновой Н.П., Матвеева В.В., Петровой В.Г., Груздевой Т.Г., Горяева А.Н., Сунгурова И.В., Любимовой Н.Ю., Филиппова И.Н., Головина А.Н., Новиковой А.Б., Блескиной О.Ю., Масленниковой Т.В., Осокиной А.Г. денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей каждому, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей каждому.

Взыскать с ООО «Юбилейный 2007» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в сумме <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей подлежат перечислению в бюджет муниципального образования городского округа г.Кострома по реквизитам: получатель УФК по Костромской области <данные изъяты>, а <данные изъяты> рублей подлежат перечислению Костромской областной общественной организации - Обществу защиты прав потребителей «Наше право».

Взыскать с ООО «Юбилейный 2007» в бюджет муниципального образования городского округа г.Кострома государственную пошлину в размере 100 рублей.

В удовлетворении заявленных истцами требований об обязании ООО «Юбилейный 2007» производить начисление платы за электроэнергию с учетом индивидуальных приборов учета и применением норматива, указанного в абз.2 п.25 приложения к постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, произвести перерасчет с dd/mm/yy исходя из данного порядка расчета, а также взыскании компенсации морального вреда в заявленной сумме отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы в течение десяти дней.

Судья С.А.Карелин