Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2010 года г.Кострома
Ленинский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи С.А.Карелина,
при секретаре Н.П.Кокаревой,
с участием представителей заинтересованных лиц Н.Н.Дворецкой, А.В.Артимовской,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению управления по делам культуры, международных связей и туризма администрации г.Костромы о признании незаконными действий должностного лица Государственной инспекции труда в Костромской области (ГИТ),
У С Т А Н О В И Л:
Управление по делам культуры, международных связей и туризма администрации г.Костромы (Управление) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица ГИТ по проведению выездной внеплановой проверки и отмене предписания ГИТ от dd/mm/yy, обязывающего отменить приказ № от dd/mm/yy о расторжении dd/mm/yy трудового договора с работником Управления К.2. Проверка произведена и предписание выдано на основании обращения матери К.2 в отсутствие обращения самого работника. При организации и проведении выездной внеплановой проверки нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, так как ч.2 ст.10 Закона не содержит такого основания проверки, по которому она была проведена. В распоряжении руководителя ГИТ о проведении проверки отсутствует указание на административный регламент.
В судебном заседании представитель Управления по доверенности А.В.Артимовская поддержала требования заявления, дополнив, что выдача предписания без обращения гражданина противоречит требованиям ТК РФ, а ответом в адрес матери работника - К.1 нарушено законодательство о защите персональных данных. Пояснила, что при увольнении работника действительно были допущены нарушения трудового законодательства, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении начальника Управления к дисциплинарной ответственности.
Должностное лицо, действия которого обжалуются - начальник отдела ГИТ (по правовым вопросам) Н.Н.Дворецкая считала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что действовала в рамках действующего законодательства. При проведении проверки работник - К.2 отказалась прибыть для дачи объяснения. Административный регламент Федеральной инспекции труда отсутствует. Какого-либо нарушения закона о защите персональных данных не допущено, так как в ответе К.1 сообщено о принятых мерах по её собственному заявлению в отношении своей дочери.
Привлеченная судом к участию в судебном разбирательстве в качестве заинтересованного лица К.2, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и материалы проверки, проведенной ГИТ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу Положения о Федеральной службе по труду и занятости (в структуру которой входит Государственная инспекция труда), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок (п.5).
Как видно из материалов проведенной ГИТ проверки, основанием для издания распоряжения на её проведение послужило поступившее из Администрации Президента Российской Федерации обращение К.1 о нарушении трудовых прав её дочери - К.2, допущенное при увольнении последней приказом начальника Управления. При этом из содержания обращения усматривается, что следствием несправедливого увольнения К.2 явилась её госпитализация.
При таких обстоятельствах действия должностных лиц ГИТ по назначению и проведению внеплановой выездной проверки являются обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Ссылка заявителя на нарушение п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельной, так как в силу п.5 ст.27 этого же Федерального закона до 1 января 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона (т.е. и при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда).
Вместе с тем, выдача работодателю обязательного для исполнения предписания об отмене приказа об увольнении работника в данном случае является незаконной.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.5 постановления от 10.10.2003 г. «О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
Исходя из положений Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 года, ратифицированной Россией 11.04.1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам, тем более без обращения работника в государственный орган.
Согласно ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
В соответствии со ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из требований ст.386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника - о восстановлении на работе (ст.391 Кодекса), причем в силу ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Приказ об увольнении К.2 состоялся dd/mm/yy, обжалуемое предписание внесено работодателю dd/mm/yy по истечению трех месяцев со дня увольнения.
При нежелании уволенного работника защищать свои трудовые права в установленном законом порядке, в том числе нежелании давать объяснения или иным образом выразить свою позицию при проведении ГИТ проверки, внесение обязательного для исполнения предписания о восстановлении работника на работе является незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление управления по делам культуры, международных связей и туризма администрации г.Костромы удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy № об отмене в срок до dd/mm/yy приказа № от dd/mm/yy о расторжении трудового договора с К.2.
В удовлетворении заявления в части признания незаконным действий по проведению выездной внеплановой проверки отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А.Карелин