№ 2-290/2010 Об обязании совершить опр. действия



Дело № 2-290/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» апреля 2010г. г.Кострома

Ленинский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи С.А.Карелина,

при секретаре Н.П.Кокаревой,

с участием прокурора С.В.Бузовой, представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области по доверенности Ж.А.Чироновой, главного врача МУЗ «Костромская центральная районная больница» Л.Б.Ершова, представителя МУЗ «Костромская центральная районная больница» по доверенности Ю.Ю.Быстрицкого,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская центральная районная больница»о признании незаконным бездействия администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская ЦРБ» в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Костромского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования, МУЗ «Костромская ЦРБ» о признании незаконным бездействия в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ», обязании предусмотреть в бюджете района средства на указанные цели и принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи, признании незаконным бездействия, выразившееся в простое диагностического оборудования, обязании обеспечить взаимозаменяемость медицинского персонала.

В ходе судебного разбирательства исковые требования увеличены, прокурор также просил признать незаконной деятельность МУЗ «Костромская ЦРБ» по безлицензионному использованию диагностического оборудования: трехканального электрокардиографа <данные изъяты>, шестиканального электрокардиографа <данные изъяты> в Никольской и Караваевской амбулаториях, обязать передать указанное оборудование для осуществления деятельности по функциональной диагностике в помещение МУЗ «Костромская ЦРБ» по адресу: ......

Определением суда от dd/mm/yy исковое заявление в части признания незаконной деятельности МУЗ «Костромская ЦРБ» по безлицензионному использованию диагностического оборудования в Никольской и Караваевской амбулаториях; обязании передать указанное оборудование для осуществления деятельности по функциональной диагностике в помещение МУЗ «Костромская ЦРБ»; признании незаконным бездействия МУЗ «Костромская ЦРБ», выразившегося в простое диагностического оборудования; обязании обеспечить взаимозаменяемость медицинского персонала для бесперебойной работы оборудования выделено для рассмотрения в отдельное производство.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор С.В.Бузова требования искового заявления в остальной части уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская ЦРБ» в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ», обязать администрацию Костромского муниципального района предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на указанные цели; обязать администрацию Костромского муниципального района и МУЗ «Костромская ЦРБ» в срок до 31.12.2011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ». Требования, как и в первоначально поданном исковом заявлении, мотивировала тем, что в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» для организации скорой медицинской помощи на территории Костромского муниципального района выделено 3 автомобиля скорой медицинской помощи, автомобили направлены в Караваевскую, Шунгенскую, Никольскую, Зарубинскую амбулатории и в настоящее время испорльзуются для транспортировки больных в медицинские стационары. Согласно п.8 постановления Правительства РФ от 18.06.2007 г. № 380 при отсутствии на территории субъекта РФ муниципальных амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических учреждений и учреждений скорой медицинской помощи имущество (в том числе санитарный транспорт, автомобили скорой медицинской помощи) передается в установленном порядке в оперативное управление амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений субъекта РФ, а также учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощь, в которых в установленном законодательством порядке размещен муниципальный заказ. Письмом от 09.06.2007 г. департаментом здравоохранения Костромской области согласовано использование автомобилей при врачебных амбулаториях при условии разработки и утверждения плана создлания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ». План мероприятий по созданию отделения был разработан и утвержден главным врачом МУЗ «Костромская ЦРБ» в июле 2007 года. Однако, меры по созданию отделения администрацией и МУЗ не приняты до настоящего времени, поэтому использование санитарного транспорта является нецелевым. В нарушение п.12. ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, п.п.2,4,19, 20 приказа Минсоцздравразвития РФ от 01.11.2004 г. № 179 отделения скорой медицинской помощи в ЦРБ не создано, оказание скорой медицинской помощи жителям района надлежащим образом не организовано. Выезды в населенные пункты района осуществляются машинами станции скорой помощи г.Костромы, которая не всегда может обеспечить своевременное оказание скорой медицинской помощи из-за удаленности отдельных населенных пунктов от города, выезды в населенные пункты, расположенные на значительном расстоянии от г.Костромы станция скорой помощи г.Костромы не осуществляет. Использование транспортных средств амбулаторий не решает проблем ввиду отсутствия квалифицированного медицинского персонала. Договор об оказании возмездных услуг между администрацией района и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Костромы» предусматривает возможность его расторжения в одностороннем порядке в случае нарушений условий оплаты, а такие условия администрацией района не соблюдаются. Такая организация скорой медицинской помощи нарушает права жителей района.

Представитель администрации Костромского муниципального района по доверенности Ж.А.Чиронова исковые требования прокурора не признала, пояснив, что скорая медицинская помощь на территории района организована путем заключения договора с МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Костромы», которое в полной мере обеспечивает оказание скорой медицинской помощи жителям района во всех населенных пунктах, использование 4-х автомобилей скорой медицинской помощи не противоречит нормативно-правовым актам об оказании неотложной медицинской помощи, которые не предусматривают обязательного создания отделения скорой медицинской помощи.

Главный врач МУЗ «Костромская ЦРБ» Л.Б.Ершов и представитель учреждения по доверенности Ю.Ю.Быстрицкий исковые требования не признали. Указали, что по требованиям о создании отделения скорой медицинской помощи МУЗ не является надлежащим ответчиком, поскольку не является собственником муниципального имущества. Переданные учреждению автомобили скорой помощи используются для оказания неотложной помощи жителям района, доставки больных в стационары, скорая медицинская помощь организована силами МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Костромы».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.12 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии со ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе создать службу неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений.

Как видно из материалов дела, скорая медицинская помощь на территории Костромского муниципального района организована путем заключения dd/mm/yy договора о возмездном оказании услуг с МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи» (т.1 л.д.74). Ранее действовал аналогичного характера договор, заключенный dd/mm/yy с администрацией г.Костромы.

Заключение таких договоров не противоречит действующему законодательству и корреспондируется с положениями ст.8 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.

Создание отделения скорой медицинской помощи при муниципальном учреждении здравоохранения, в силу ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Об этом же свидетельствуют и требования п.19 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6136), определяющего, что в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч в составе городских, центральных районных и других больниц могут организовываться отделения скорой медицинской помощи, являющиеся структурными подразделениями указанных лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, исковые требования к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Костромского муниципального района в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ», обязании предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на указанные цели; обязании в срок до 31.12.2011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ» удовлетворению не подлежат.

Доводы прокурора о том, что сложившийся порядок организации скорой медицинской помощи на территории района нарушает права граждан, являются необоснованными. Как видно из представленной по запросу суда МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи» информации (т.2 л.д.11) услуги Костромскому району с учетом количества проживающего на территории района населения (44152 чел.) оказываются силами двух фельдшерских бригад, в случае необходимости привлекаются профильные бригады, претензий по качеству оказываемых услуг от жителей района не поступало.

Из представленного администрацией района реестра, направленного МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи» для оплаты услуг по договору за март 2010 г. (т.2 л.д.22) усматривается, что скорая медицинская помощь оказывается жителям района круглосуточно во всех, даже самых отдаленных, населенных пунктах. Кроме того, прокурором при подаче заявления и в ходе судебного разбирательства не представлено обоснование того, как создание при ЦРБ, расположенной в том же населенном пункте, что и МУЗ г.Костромы «Станция скорой медицинской помощи», отделения скорой медицинской помощи повлияет на оперативность оказания скорой медицинской помощи жителям района.

Довод прокурора о нецелевом использовании автомобильного транспорта МУЗ ответчиками не имеет отношения к предмету судебного разбирательства, тем более, что в ходе рассмотрения дела судом установлено, что такое использование автомобилей фактически согласовано с органами государственной власти.

Не подлежат удовлетворению исковые требования и в части признания незаконным бездействия МУЗ «Костромская ЦРБ» в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи, обязании учреждения в срок до 31.12.2011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ».

В силу ст.ст.50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в том числе имуществом, предназначенном для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Исходя из данной нормы, а также уже указанной выше ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, само муниципальное учреждение здравоохранения не может самостоятельно принимать решение о создании отделения скорой медицинской помощи.

Об этом свидетельствует и Устав муниципального учреждения здравоохранения «Костромская муниципальная центральная больница», представленный по запросу суда (т.1 л.д.112).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская центральная районная больница»о признании незаконным бездействия администрации Костромского муниципального района, МУЗ «Костромская ЦРБ» в вопросах создания отделения скорой медицинской помощи, обязании администрации Костромского муниципального района предусмотреть в бюджете района на 2011 год средства на указанные цели, обязании администрации Костромского муниципального района и МУЗ «Костромская ЦРБ» в срок до 31.12.2011 г. принять организационно-хозяйственные меры по созданию отделения скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ» и создать отделение скорой помощи при МУЗ «Костромская ЦРБ» отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы в течении десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А.Карелин