№ 2-711/2010 О признании незаконным отказа УФРС по КО в гос. регистрации права



Дело № 2-711

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2010 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Веселовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воскресенского А.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области в государственной регистрации права,

у с т а н о в и л :

Воскресенский А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области в государственной регистрации права, мотивируя свои требования тем, что dd/mm/yy он обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области для регистрации права собственности построенного им дома по адресу: ...... На его заявление о регистрации договора аренды земли № от dd/mm/yy, выданного Департаментом имущественных и земельных отношений ....., dd/mm/yy поступило уведомление о прекращении государственной регистрации аренды земли, а dd/mm/yy поступило сообщение об отказе в государственной регистрации. УФРС по Костромской области отказало ему в государственной регистрации договора аренды земельного участка № от dd/mm/yy и соответственно отказало ему в государственной регистрации права на недвижимое имущество построенного им дома. Дом построен в dd/mm/yy в готовности 57%, и он на сегодня вошел в архитектурный план города. Он не видит оснований для отказа ему в государственной регистрации права собственности на построенный им дом, так как в статьях 433, 131 ГК РФ, на которые ссылаются работники регистрационной службы, не говорится о сроках подачи заявлений для регистрации договоров.

В судебном заседании Воскресенский А.В. заявленные требования поддержал. При этом суду пояснил, что в dd/mm/yy ему в аренду был предоставлен земельный участок по адресу: ..... для строительства индивидуального жилого дома. В dd/mm/yy действие постановления Администрации г. Костромы № от dd/mm/yy было продлено до dd/mm/yy. dd/mm/yy с ним был заключен аренды спорного земельного участка. dd/mm/yy с ним Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области был заключен договор аренды данного земельного участка №. На указанном выше земельном участке он построил жилой дом. В регистрации права собственности на данный дом и договора аренды от dd/mm/yy ему было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку в dd/mm/yy договоры аренды земельных участков Управлением федеральной регистрационной службы по Костромской области не регистрировались. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обоснованно и на законных основаниях заключил с ним договор аренды спорного земельного участка, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области по доверенности Шестерикова Ю.А. заявленные требования не признала. При этом суду пояснила, что dd/mm/yy Воскресенский А.В. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области за регистрацией договора аренды № от dd/mm/yy, заключенного на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области № от dd/mm/yy. В преамбуле указанного распоряжения имеется ссылка на постановление Администрации г. Костромы № от dd/mm/yy о предоставлении Воскресенскому А.В. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: ..... под строительство индивидуального жилого дома и постановление № от dd/mm/yy о продлении срока действия постановления Администрации г. Костромы № от dd/mm/yy. В предоставленном пакете документов имелся также договор аренды земли № от dd/mm/yy, заключенный на основании постановления № от dd/mm/yy администрацией г. Костромы в лице руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы Л. с Воскресенским А.В. до dd/mm/yy. Данный договор на государственную регистрацию не предоставлялся, соответственно, считать его заключенным в соответствии с действующим законодательством нельзя. Основания заключения договора аренды № от dd/mm/yy не соответствуют законодательству РФ, поскольку нормы ст.621 ГК РФ, предусматривающие преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок, не подлежат применению, так как предыдущий договор аренды № от dd/mm/yy не заключен в установленном законом порядке. Требования ст.30.1 ЗК РФ, предусматривающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также не выполнены, так как не предоставлено опубликование в СМИ о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, информации о количестве поступивших заявок, если таковые имелись. Информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о принадлежащих Воскресенскому А.В. на каком-либо праве объектах (здание, строение и т.п.), расположенных на вышеуказанном земельном участке, не содержится. В связи с этим оснований для регистрации договора аренды № от dd/mm/yy не имелось в виду его несоответствия требованиям действующего законодательства, в том числе п.1 ст.18 Закона о регистрации.

Судом к участию в деле были привлечены также Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области по доверенности Казанцева И.Н. считает заявление Воскресенского А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суду пояснила, что постановлением Администрации г. Костромы от dd/mm/yy № Воскресенскому А.В. в аренду сроком на 5 лет был предоставлен земельный участок по адресу: ..... под строительство индивидуального жилого дома. На основании данного постановления между Администрацией г. Костромы и Воскресенским А.В. был заключен договор аренды данного земельного участка от dd/mm/yy №. Постановлением Администрации г. Костромы от dd/mm/yy № действие вышеуказанного постановления Администрации г. Костромы было продлено до dd/mm/yy. На основании данного постановления между Администрацией г. Костромы в лице руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы Л. с Воскресенским А.В. был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком до dd/mm/yy. Поскольку данный договор на государственную регистрацию не предоставлялся, то оснований считать его заключенным не имеется. Однако при издании распоряжения № от dd/mm/yy и заключении договора аренды № от dd/mm/yy Департамент имущественных и земельных отношений исходил из того, что ранее заключенный договор аренды от dd/mm/yy, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы, сторонами не расторгался, ни одна из сторон не заявляла об отказе от его исполнения, то данный договор считает продленным на неопределенный срок. В связи с этим соблюдения требований ст.30.1 ЗК РФ в данном случае не требовалось. Договор аренды № от dd/mm/yy был заключен в соответствии со ст.621 ГК РФ.

Представитель Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы по доверенности Забродина Е.В. поддержала позицию представителя Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвовавших в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В силу ст.5 указанного выше закона участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

Согласно ст.6 данного Закона Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

В силу ст.13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно п.1 и п.2 ст.16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу ч.2 п.1 ст.17 Закона проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В силу абзаца 3 п.1 ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что dd/mm/yy Воскресенский А.В. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы Костромской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка по адресу: ..... от dd/mm/yy.

К заявлению о государственной регистрации указанного договора были приложены следующие документы: договор аренды земельного участка № от dd/mm/yy; договор аренды от dd/mm/yy №; кадастровый паспорт земельного участка; постановление от dd/mm/yy №; распоряжение от dd/mm/yy №; квитанции об оплате государственной пошлины. Впоследствии Воскресенским А.В. было представлено также постановление администрации г. Костромы от dd/mm/yy №.

dd/mm/yy Воскресенскому А.В. отказано в государственной регистрации договор аренды земельного участка № от dd/mm/yy.

Основанием для отказа послужило несоответствие указанного договора требованиям действующего законодательства, в частности, требованиям ст.621 ГК РФ, ст.30.1 ЗК РФ.

Судом установлено, что договор аренды земельного участка № от dd/mm/yy между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и Воскресенским А.В. заключен на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от dd/mm/yy №.

В преамбуле указанного распоряжения имеется ссылка на постановление Администрации г. Костромы № от dd/mm/yy о предоставлении Воскресенскому А.В. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: ..... под строительство индивидуального жилого дома и постановление № от dd/mm/yy о продлении срока действия постановления Администрации г. Костромы № от dd/mm/yy.

В судебном заседании установлено, что dd/mm/yy между Администрацией г. Костромы в лице руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы Л. и Воскресенским А.В. был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком до dd/mm/yy.

Однако данный договор в нарушение п.2 ст.609, п.1 ст.164 ГК РФ в установленном законом порядке зарегистрирован не был.

В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Таким образом, договор аренды земельного участка от dd/mm/yy нельзя считать заключенным.

При таких обстоятельствах у регистрирующего органа при проведении правовой экспертизы договора при отсутствии иных документов, подтверждающих права заявителя на земельный участок, правомерно возникли сомнения в его соответствии требованиям действующего законодательства, в частности, о наличии у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без соблюдения процедуры, предусмотренной ст.30.1 ЗК РФ.

Договор аренды земельного участка от dd/mm/yy №, заключенный между администрацией г. Костромы и Воскресенским А.В., зарегистрированный в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы dd/mm/yy за №, подтверждающий права Воскресенского А.В. на спорный земельный участок, на государственную регистрацию представлен не был и правовую экспертизу не проходил.

При таких обстоятельствах оснований для признания отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды № от dd/mm/yy не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области в государственной регистрации права Воскресенскому А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы.

Судья