№ 2-289/2010 Об оспаривании действий Прокуратору Костромской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» марта 2010 года

Ленинский районный суд города Костромы в составе

председательствующего Юдиной О.И.,

при секретаре Зудовой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Костромаселькомбанк» об оспаривании представления Прокуратуры Костромской области,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Костромаселькомбанк» обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления Прокуратуры Костромской области от dd/mm/yy №, согласно которому председателю правления банка предложено принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что dd/mm/yy на депозит в Банке России были размещены денежные средства, превышающие <данные изъяты> руб. Сообщение после проведения операции по размещению депозита в Росфинмониторинг не было направлено, поскольку на банк такая обязанность законом не возложена. В силу пп.3 п. 1 ст. 6 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежит операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) …, тогда как в рассматриваемой ситуации осуществляется зачисление денежных средств на депозит, открытый в Банке России. После получения письма Главного управления Банка России по Костромской области от 30.07.2009 г. № 11-20/6914 ДСП «Об исполнении требований 115-ФЗ» по указанной операции dd/mm/yy ООО «Костромаселькомбанк» направило сообщение в Росфинмониторинг.

В порядке досудебной подготовки и в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Главное управление Банка России по Костромской области и ведущий экономист кредитного отдела ООО «Костромаселькомбанк» Н., которая является ответственным лицом за организацию и представление в уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В судебном заседании представитель ООО «Костромаселькомбанк» Клюев А.В. заявление о признании представления незаконным поддержал, пояснил, что операция по зачислению денежных средств на депозит dd/mm/yy фактически выполнялась Банком России. Платежное поручение ООО «Костромаселькомбанк» от dd/mm/yy № на перечисление средств на депозит Банка России действием заявителя с денежными средствами не является, поскольку оно представляет собой распоряжение владельца счета обслуживающему его банку. Аналогичные операции ранее неоднократно проводились банком, соответствующие сообщения в Росфинмониторинг не направлялись и при этом в ходе ежегодных проверок, проводимых Банком России, в том числе по данным операциям, ни письменных, ни устных замечаний не было. Представление Прокуратуры Костромской области нарушает права и законные интересы кредитной организации, поскольку на нее незаконно возлагается обязанность по совершению определенных действий, в том числе, по привлечению к дисциплинарной ответственности работников банка.

Представители Прокуратуры Костромской области Ивкова А.В. и Серобаба И.А. с доводами заявителя не согласились, пояснили, что из системного толкования положений ст.6 Федерального закона №115-ФЗ, следует, что законодатель относит банковские операции по ведению счетов клиентов и осуществлению расчетов по поручениям клиентов к сделкам. Вышеизложенное следует также из положений ст.5 «О банках и банковской деятельности», которая также относит банковские операции к сделкам. ОАО «Костромаселькомбанк», являясь участником банковской операции - двусторонней сделки, подлежащей обязательному контролю - и специальным субъектом кредитно-хозяйственной деятельности, включенным в перечень таковых субъектов, предусмотренных ст.5 Федерального закона №115-ФЗ, было обязано уведомить уполномоченный орган об операции по размещению депозита в Центральном Банке РФ. Кроме того, по смыслу положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Оспариваемое представление не затрагивает прав, свобод и законных интересов ООО «Костромаселькомбанк», не влечет для него незаконных последствий, в связи с чем, дело по заявлению ООО «Костромаселькомбанк» об оспаривании представления подлежит прекращению.

Представитель Главного управления Банка России по Костромской области Опанова И.П. заявление ООО «Костромаселькомбанк» поддержала, полагала, что достаточных оснований для принесения представление у прокуратуры не имелось, поскольку из буквального содержания Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует, что обязанность по направлению в Росфинмониторинг информации по операциям по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица возложена на ту организацию, которая осуществляет эти операции. В данной ситуации операцию по зачислению денежных средств на депозит выполняет Банк России. В то же время перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возлагается обязанность представлять в уполномоченный орган данные сведения, установлен в ст. 5 Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. Банк России в этом перечне не указан. Учитывая эти обстоятельства, Главное управление Банка России по Костромской области направило в кредитные учреждения рекомендательные письма о предоставлении информации по операциям по зачислению денежных средств на депозит Банка России в уполномоченный орган.

Заинтересованное лицо Новожилова И.В. заявление ООО «Костромаселькомбанк» о признании незаконным представления Прокуратуры Костромской области поддержала.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», в том числе, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, в процессе дистанционного контроля соблюдения кредитными организациями области законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Главным управлением Банка России по Костромской области было выявлено, что во втором квартале 2009 г. ООО «Костромаселькомбанк» разместил в Банке России депозиты на суммы превышающие 600 000 руб. После проведения операций по размещению депозита 29.05.2009 г. банком не была своевременно направлена информации об операциях в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Письмом № 11-20/6914 дсп от 30.07.2009 г. Главное управление Банка России по Костромской области предложило СВК банка провести проверку соблюдения требований Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в отношении всех перечисленных выше операций, и в срок до 15.08.2009 г. проинформировать Банк России о датах направления информации об операциях в Росфинмониторинг.

После получения данного письма информация об операции по зачислению денежных средств на депозит открытый в Банке России за 29.05.2009 г. была направлена ООО «Костромаселькомбанк» в Росфинмониторинг 05.08.2009 г.

В соответствии с пп.З п.1 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Порядок проведения ЦБ РФ операций по привлечению денежных средств кредитных организаций в валюте Российской Федерации в депозиты, открываемые в Банке России, определяется Положением Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации».

В общей части «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П) безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

На основании п. 2.2.1 Приложения 6 к Положению Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» при проведении Банком России депозитного аукциона осуществляются следующие действия: кредитная организация по получении от уполномоченного учреждения Банка России договора-заявки до конца операционного дня направляет в соответствующее подразделение расчетной сети Банка России платежное поручение, оформленное надлежащим образом в соответствии требованиями нормативных актов Банка России, на списание установленной договором-заявкой суммы денежных средств со своего корреспондентского счета, открытого в подразделении расчетной сети Банка России, на отдельный лицевой счет по учету депозита, открытый в Банке России, указанный уполномоченным учреждением Банка России в договоре-заявке. Подразделения расчетной сети Банка России зачисляют сумму средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России.

Пунктом 3.1 указанного Положения предусмотрено, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Суд согласен с доводами представителей Главного управления Банка России по Костромской области и ООО «Костромаселькомбанк» о том, что несвоевременное направление информации об операции по зачислению денежных средств на депозит в Банке России имело место вследствие правовой неопределенности применения норм ст. 5, ст. 6 Федерального Закона ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», из буквального содержания которых, невозможно однозначно сделать вывод о том, что информация о таких операциях должна предоставляться в уполномоченный орган кредитной организацией направляющей в Банк России платежное поручение о переводе денежной суммы на счет получателя.

В судебном заседании представитель Главного управления Банка России по Костромской области подтвердила тот факт, что какого-либо официального разъяснения о необходимости направления сведений об операциях о зачислении денежных средств на депозит Банка России в адрес коммерческих банков до июня 2009 г. не направлялось. После рекомендации Главного управления Банка России по Костромской области о необходимости предоставления информации по данным операциям, ООО «Костромаселькомбанк» регулярно и в установленный законом срок направляет все необходимые сведения в Росфинмониторинг.

В силу ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление прокурора является актом прокурорского реагирования, имеющим целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, которое подлежит безусловному исполнению в установленный срок.

Однако, как было установлено судом, на момент внесения представления Прокуратурой Костромской области dd/mm/yy указанное прокурором нарушение требований закона, а также причины и условия, способствующие этому нарушению, были ООО «Костромаселькомбанк» в добровольном порядке устранены, в связи с чем, данное представление является фактически неисполнимым.

Требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях, также не может быть исполнено ООО «Костромаселькомбанк», поскольку в силу ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Нарушение срока предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, имело место dd/mm/yy, срок привлечения к дисциплинарной ответственности, работника ответственного за данный участок работы, истек dd/mm/yy

Учитывая изложенные выше обстоятельства, представление первого заместителя прокурора Костромской области М. от dd/mm/yy о возложении на ООО «Костромаселькомбанк» обязанности по устранению ранее выявленных нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц, следует признать незаконным.

Признание представления незаконным в полном объеме восстанавливает нарушенные права и свободы заявителя, поскольку не влечет для ООО «Костромаселькомбанк» каких-либо правовых последствий.

Мнение представителей Прокуратуры Костромской области о том, что данное представление не подлежит оспариванию в суде, поскольку не затрагивает права и свободы заявителя и не влечет для него незаконных последствий, суд считает ошибочным.

Статья 46 (часть 1) Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Содержание ст. 255 ГПК РФ не дает оснований считать, что должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством исключены из числа лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Конституционным Судом РФ в определении от 24.03.2005 г. № 110-О изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Согласно п. 12 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать, в том числе, коммерческие и некоммерческие организации.

В определении Конституционного суда РФ от 22.04.2004 г. № 213-О отмечено, что статьи 255 и 258 ГПК РФ и статья 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» - по своему конституционно-правовому смыслу предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - ст. 198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Костромаселькомбанк» удовлетворить.

Признать представление первого заместителя прокурора Костромской области М. № от dd/mm/yy «Об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» направленное в адрес ООО «Костромаселькомбанк», незаконным.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья Юдина О.И.