РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» июня 2010 года
Ленинский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Юдиной О.И.,
при секретаре Зудовой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО КБ «Аксонбанк» об оспаривании представления Прокуратуры Костромской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО КБ «Аксонбанк» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления первого заместителя прокурора Костромской области М. № от dd/mm/yy «Об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», указав, что ООО КБ «Аксонбанк» участвовало в аукционе на размещение депозита в Банке России, для чего направило в ГУ БР по Костромской области договор-заявку. По результатам аукциона ООО КБ «Аксонбанк» разместило dd/mm/yy, dd/mm/yy, dd/mm/yy и dd/mm/yy депозиты в Банке России на сумму, превышающую <данные изъяты> руб. Сообщения после проведения операций не были направлены в Росфинмониторинг, так как в рассматриваемом случае при размещении средств в банке России ООО КБ «Аксонбанк» является клиентом Банка России и не производит никаких действий с денежными средствами. Фактически банк производит две операции: направляет в ГУ ЦБ РФ по Костромской области договор-заявки на участие в депозитном аукционе и платежные поручения. Указанные действия нельзя квалифицировать как действия с денежными средствами, поскольку договор-заявка является предложением о вступлении в договорные отношения, а платежное поручение - распоряжением на выполнение действий с денежными средствами. Непосредственные действия по открытию депозитного счета, по списанию денежных средств с корреспондентского счета банка и по зачислению денежных средств на депозитный счет, открытый Банком России, производит сам Банк России. Вышеуказанные сообщения были направлены банком в Росфинмониторинг 09.06.2009 г. только после получения письма Главного управления Банка России по Костромской области от 05.06.2009 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона № 115-ФЗ», однако направление банком сообщения не наделяет указанное письмо силой нормативного акта обязательного к исполнению. Аналогичные операции ранее неоднократно проводились банком, соответствующие сообщения в Росфинмониторинг не направлялись и при этом в ходе ежегодных проверок, проводимых Банком России, в том числе по данным операциям, ни письменных, ни устных замечаний не было. По мнению заявителя, представлением Прокуратуры Костромской области на банк незаконно возложена обязанность принять конкретные и незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, и привлечению сотрудников банка к дисциплинарной ответственности.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник Отдела финансового мониторинга ООО КБ «Аксонбанк» - Кириллов А.В.
В судебном заседании представители ООО КБ «Аксонбанк» - Дмитриев А.В., заинтересованное лицо Кириллов А.В. заявление о признании незаконным представления первого заместителя прокурора Костромской области М. № от dd/mm/yy поддержали.
Представитель Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Костромской области Опанова И.П. заявление ООО КБ «Аксонбанк» поддержала, полагала, что достаточных оснований для принесения представления у прокуратуры не имелось, поскольку из буквального содержания Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует, что обязанность по направлению в Росфинмониторинг информации по операциям по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица возложена на ту организацию, которая осуществляет эти операции. В данной ситуации операцию по зачислению денежных средств на депозит выполняет Банк России. В то же время перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возлагается обязанность представлять в уполномоченный орган данные сведения, установлен в ст. 5 Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. Банк России в этом перечне не указан. Учитывая эти обстоятельства, Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Костромской области направило в кредитные учреждения рекомендательные письма о предоставлении информации по операциям по зачислению денежных средств на депозит Банка России в уполномоченный орган.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки проведенной Прокуратурой Костромской области в деятельности ООО КБ «Аксонбанк» были выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Проверка показала, что ООО КБ «Аксонбанк» сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, направляло в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением установленного законом срока. Так сообщения № об операции, совершенной dd/mm/yy на сумму <данные изъяты> руб., № об операции, совершенной dd/mm/yy на сумму <данные изъяты> руб., № об операции совершенной dd/mm/yy на сумму <данные изъяты> руб., № об операции, совершенной dd/mm/yy на сумму <данные изъяты> руб. были направлены в Росфинмониторинг dd/mm/yy Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ООО КБ «Аксонбанк».
В соответствии с пп.3 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Порядок проведения ЦБ РФ операций по привлечению денежных средств кредитных организаций в валюте Российской Федерации в депозиты, открываемые в Банке России, определяется Положением Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации».
Статья 5 названного закона относит кредитные организации к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не содержит изъятий из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона, в отношении тех операций, которые осуществляются кредитными организациями от своего имени и за свой счет независимо от того, проводятся данные операции через счета, открытые в другой кредитной организации или в Банке России; внесение денежных средств в депозит в Банке России на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., является операцией, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона.
Аналогичная позиция Центрального банка Российской Федерации по этому вопросу изложена в информационном письме от 31.03.2010 г. № 17 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», в том числе, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 ФЗ).
Несмотря на то, что dd/mm/yy банком направлены сведения о совершенной операции в Росфинмониторинг, из позиции банка следует что ООО КБ «Аксонбанк» не согласно с допущенным нарушением ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у Прокуратуры Костромской области имелись достаточные основания для принесения представления об устранении ООО КБ «Аксонбанк» нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Руководствуясь ст. 194 - ст. 198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным представления первого заместителя прокурора Костромской области М. № от dd/mm/yy «Об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», ООО КБ «Аксонбанк» отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.
Судья Юдина О.И.