Решение №2-715/2010
Именем Российской Федерации
29 июня 2010г.
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Жукова И.П.
при секретаре Смирновой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой А.Я. к КГУ им. Некрасова и ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании пособия по уходу за ребенком
установил:
Курбанова А. Я. обратилась в суд с иском к КГУ им. Некрасова и о признании права на получение и взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с апреля по декабрь ...... и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. на том основании, что с ...... является студенткой указанного учебного заведения по очной форме. dd/mm/yy истица родила ребенка, а в июне ...... обратилась к ответчику по вопросу назначения и выплаты указанного пособия, в чем получила устный отказ якобы на основании того, что получает социальную стипендию. Однако позже истица узнала, что вправе получать данное пособие, в связи с чем в декабре ...... вновь обратилась к ответчику с тем же вопросом, но, несмотря на принятие заявления, в выплате пособия ей вновь было отказано за изменением с dd/mm/yy порядка его выплаты. Между тем, в последующем между ответчиком и ОГУ «Центр социальных выплат» была достигнута договоренность о производстве такой выплаты, но она осталась нереализованной. Указанными действиями ответчик причинил истице моральный вред.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании истица поддержала исковое требование о признании права и выплате пособия, не настаивая на компенсации морального вреда. Просила определить суд надлежащего ответчика.
Представитель КГУ им. Некрасова Лимонова Н.В. исковое требование не признала, пояснив, что истица действительно является студенткой КГУ по очной форме. dd/mm/yy она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам до dd/mm/yy Пособие по беременности и родам ей не назначалось и не выплачивалось, истица действительно продолжала получать стипендию. dd/mm/yy истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy с назначением за этот период пособия по уходу за ребенком. Отрицает тот факт, что с последним требованием истица обращалась к ответчику в июне 2009г. В связи с поздним обращением истицы по вопросу получения требуемого пособия ответчик не имел возможности подготовить документы для его выплаты, т.к. финансовый год заканчивался, а с dd/mm/yy порядок получения пособия изменился, поэтому полагает, что отсутствует вина ответчика в этом.
Представитель ответчика ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Сахарова С.Н. исковое требование также не признала, пояснив, что в рассматриваемый период требуемое пособие назначалось и выплачивалось лицам по месту учебы за счет средств ФСС РФ. При этом получение стипендии не лишает истицу права на пособие. Согласно действовавших норм выплаченные пособия компенсировались учебным заведениям ФСС РФ на основании представления соответствующих подтверждающих документов. Однако КГУ им. Некрасова в ...... за выделением таких средств по истице не обращался, а в настоящее время порядок финансирования пособий изменился. Таким образом, полагает, что отсутствует вина ответчика в невыплате истице пособия.
Представитель привлеченного в качестве 3-го лица ОГУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению частично.
Согласно ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 7 ч.1 ст. 13 ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Согласно ст. 14 ФЗ лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно ст. 15 ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 4.2 ФЗ в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции индексируются: ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 17.2 ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Как установлено в судебном заседании, согласно справке КГУ им. Некрасова № от dd/mm/yy истица является студенткой <данные изъяты>-го курса по очной форме обучения.
Согласно свидетельства о рождении истица dd/mm/yy родила ребенка.
Согласно заявления от dd/mm/yy истица обратилась в КГУ им. Некрасова с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам до dd/mm/yy, в связи с чем приказом ответчика № л/с от dd/mm/yy ей был предоставлен такой отпуск.
Согласно справке КГУ им. Некрасова от dd/mm/yy истице пособие по беременности и родам не назначалось и не выплачивалось.
Согласно заявления от dd/mm/yy истица обратилась в КГУ им. Некрасова с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy
Согласно свидетельства о заключении брака истица состоит в браке с К.
Согласно справке № от dd/mm/yy К. проходил службу в в/ч № с dd/mm/yy по dd/mm/yy, пособие по уходу за ребенком ему не назначалось и не выплачивалось.
Согласно справке № от dd/mm/yy ОГУ «Центр занятости населения по .....» К. в качестве безработного не зарегистрирован и пособие по безработице не получал и не получает.
Согласно справке УВД ..... от dd/mm/yy К. проходит службу с dd/mm/yy, пособие и отпуск по уходу за ребенком не получал.
Согласно справке № от dd/mm/yy ОГУ «Центр социальных выплат» семья К. ежемесячное пособие по уходу за ребенком не получала.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что с dd/mm/yy - момента обращения за предоставлением отпуска по уходу за ребенком - истица имела право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
С учетом индексации указанное пособие в ...... составляло <данные изъяты> руб. в месяц.
Таким образом, за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy размер такого пособия, подлежащей выплате истице, составит <данные изъяты> руб. из расчета: (<данные изъяты> руб. х 5 мес. (август-декабрь.)) + <данные изъяты> руб. (за 18 дней июля ...... - с 14 по 31 число из расчета: <данные изъяты> руб. / 31дн. х 18 дн.).
Указанная сумма пособия подлежит взысканию с ответчика ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на основании следующего.
Согласно ст. 4 указанного ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно той же ст. 4 ФЗ в ред. Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ, действовавшей на 2009г., выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1161 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и одновременно признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с изменением его.
Согласно п. 2 новых Правил, вступающих в силу с 1.01.2010г., за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящимся в отпуске по уходу за ребенком).
Согласно п. 3 Правил межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий предоставляются из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно п. 1 прежних Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действовавших с 1.01.2007г., настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", устанавливают порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета.
Средства федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия перечисляются Фонду в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Средства федерального бюджета, выделяемые на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, не использованные региональными отделениями Фонда за отчетный период (месяц), используются на выплату пособия органами в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), в последующие отчетные периоды в рамках одного финансового года и засчитываются в соответствующем периоде.
Таким образом, несмотря на изменение порядка выплаты ежемесячного пособия, финансирование такой выплаты сохранилось из федерального бюджета в бюджет Фонда социального страхования РФ, который распределяет средства своим территориальным органам.
При этом денежные средства выделяются и подлежат использованию лишь в рамках финансового года.
С учетом указанного обязанность по выплате требуемого пособия за ...... не может быть возложена на КГУ им. Некрасова, исходя из следующего.
Согласно п.п. «е» п. 35 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 и действовавшего до dd/mm/yy, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
Согласно п. 41 Положения ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "е" - "з" пункта 35 настоящего Положения, - по месту учебы, в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.
Согласно п. 42 Положения выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 35 настоящего Положения, а также лицам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, указанным в подпункте "е" пункта 35 настоящего Положения, - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, согласно п.п. «д» п. 39 которого право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
Согласно п. 45 Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.
Тем самым, в 2009г. ФСС РФ через свои территориальные органы возмещал лицам, осуществившим выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком получателям такого пособия, денежные средства, полученные из федерального бюджета, а с dd/mm/yy такое финансирование производится через органы социальной защиты, где в настоящее время истица и получает указанное пособие.
В связи с этим с учетом того, что выплата требуемого пособия является расходным обязательством РФ, то при возложении обязанности по выплате требуемого пособия на КГУ последний не будет в силу измененного порядка финансирования иметь возможности получить возмещение израсходованных средств, т.е. исполнит обязанность, не возложенную на него законом, в то время как возложение такой обязанности на ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета будет соответствовать источнику финансирования выплаты этого пособия.
С учетом указанного в удовлетворении иска к КГУ им. Некрасова истице надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования Курбановой А.Я. к КГУ им. Некрасова и ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании пособия по уходу за ребенком удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Курбановой А.Я. ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении иска о взыскании суммы ежемесячное пособие по уходу за ребенком с КГУ им. Некрасова Курбановой А.Я. отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский райсуд г. Костромы в течение 10 дней.
Судья