Дело № 2-47/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.А.,
при секретаре Веселовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мантуровского района в интересах неопределенного круга лиц к ОГУ «Костромаавтодор» об обеспечении надлежащего состояния автомобильной дороги,
у с т а н о в и л :
Прокурор Мантуровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГУ «Костромаавтодор» об обеспечении надлежащего состояния автомобильной дороги, мотивируя свои требования тем, что Мантуровской межрайонной прокуратурой совместно с представителями дорожного надзора проведена проверка исполнения Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» автодорожными предприятиями, расположенными на территории городского округа город Мантурово и Мантуровского муниципального района. В соответствии с требованиями данного Закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. ОГУ «Костромаавтодор» является балансодержателем автодороги «Кострома - Верхнее Спасское», «Мантурово-Шарья». В ходе проверки было установлено, что проезжая часть указанных автодорог имеет коллейность, глубина которой на разных участках дороги колеблется от 6 до 17 см. В соответствии с условиями государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Мантуровском районе Костромской области от dd/mm/yy №, заключенного между ОГУ «Костромаавтодор» и государственным предприятием Костромской области «Мантуровское дорожно-эксплуатационное предприятие № 19», ГПКО ДЭП-19 обязано обеспечить круглогодичное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним автодорогам. Поскольку работы, необходимые для приведения дорог в нормативное состояние, носят капитальный характер, то их выполнение и финансирование не предусмотрено вышеуказанным государственным контрактом. Те участки дороги, которые имеют колейность, необходимо при наступлении положительных температур срочно приводить в надлежащее состояние. В случае невыполнения указанных работ существует угроза полного разрушения полотна проезжей части автомобильной дороги, что может повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить вероятность аварийной ситуации в районе, угрожают здоровью и жизни людей. В связи с этим просят обязать ОГУ «Костромаавтодор» привести проезжую часть автодороги Мантурово - Шарья и Кострома - Верхнее Спасское в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», устранив колейность на проезжей части 8,9,16,21,22,23 км автодороги Мантурово - Шарья; на проезжей части 227-232, 234-240, 242,243, 246-248, 250-256, 258-264, 267, 270,271, 274,276, 277, 284, 285, 287, 288 км автодороги Кострома - Верхнее Спасское в срок до dd/mm/yy.
В ходе рассмотрения дела Прокурор Мантуровского района неоднократно уточнял заявленные требования, окончательно сформулировал их следующим образом: обязать ОГУ «Костромаавтодор» исполнить в полном объеме комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог на территории Мантуровского района Костромской области в срок до dd/mm/yy, а именно: устранить колейность на проезжей части 8,9,16,21,22,23 км автодороги Мантурово - Шарья; на проезжей части 227-232, 234-240, 242,243, 246-248, 250-256, 258-264, 267, 270,271, 274,276, 277, 284, 285, 287, 288 км автодороги Кострома - Верхнее Спасское.
Представитель ответчика ОГУ «Костромаавтодор» Галанина Ю.А. заявленные требования не признала. При этом суду пояснила, что ОГУ «Костромаавтодор» является государственным бюджетным учреждением, созданным для выполнения отдельных управленческих функций в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. ОГУ «Костромаавтодор» осуществляет лишь функции государственного заказчика в соответствии с Программой дорожных работ на текущий финансовый год. Полномочиями по утверждению программы дорожных работ учреждение не наделено, программа утверждается постановлением Администрации Костромской области и разрабатывается Департаментом транспорта и дорожного хозяйства. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В соответствии с Постановлением Губернатора Костромской области от 14 января 2008 года № 5 «О департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области» Департамент выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета в области дорожного хозяйства. Согласно Закону Костромской области от 23 декабря 2010 года № 21-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2011 год» по статье «Дорожное хозяйство (дорожные фонды) выделено 700100,00 тыс. руб. В виду отсутствия нормативно - правового акта, определяющего адресность и целевую направленность расходования денежных средств (Программы дорожных работ на текущий год), и отсутствием полномочий у ОГУ «Костромаавтодор» по распределению бюджетных ассигнований, считает, что в случае удовлетворения исковых требований решение суда будет не исполнимо, что противоречит нормам ст. 258 ГПК РФ. При отсутствии финансирования исполнить решение суда невозможно.
Представитель третьего лица ГПКО «Мантуровское ДЭП-19» в судебное заседание не явился, о не слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что согласно государственного контракта на предприятие была возложена обязанность по содержанию дороги Кострома - В.Спасское на 224,3-301 км., однако согласно приложения № контракта предприятие не брало на себя ответственность по устранению колейности данной дороги и такой вид работ с Заказчиком ОГУ «Костромаавтодор не оговаривался и финансирование за счет бюджета области не предусматривалось. Проведение капитальных работ, к которым относится устранение колейности, осуществляется подрядной организацией выигравшей аукцион на проведение данных работ. Данный аукцион ответчиком не проводился, сметы на данные работы не составлялись, подрядная организация, которая будет выполнять данные работы не определялась.
Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области по доверенности Курохтина О.С. заявленные требования считает необоснованными, при этом суду пояснила, что полномочным органом по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог на территории Мантуровского района является ОГУ «Костромаавтодор». Финансирование работ по разработке проектной документации по ремонту рассматриваемых автомобильных дорог, а также проведение непосредственных ремонтных работ должно производится в рамках требований Федерального закона от 27 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», т.е. путем заключения государственных контрактов. Перечисление бюджетных средств допускается в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В настоящее время бюджетом не предусмотрен ремонт указанных дорог.
Представитель третьего лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области по доверенности Буча С.В. заявленные требования также считает необоснованными. При этом суду пояснил, что в соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от 25 мая 2010 года № 177-а «Об утверждении порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Костромской области» по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности ОГУ «Костромаавтодор» осуществляет формирование плана разработки проектов или сметных расчетов. В случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер ассигнований из областного бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, утвержденными администрацией Костромской области, ОГУ «Костромаавтодор» разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которые утверждаются Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и согласовываются с заместителем губернатора Костромской области, координирующим работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области развития дорожного комплекса. В Департамент сметные расчеты по проведению работ по ремонту автомобильных дорог «Мантурово-Шарья» и «Кострома-В.Спасское» из ОГУ «Костромаавтодор» не поступали. Таким образом, предоставленные Постановлением Администрации Костромской области от 25 мая 2010 года № 177-а полномочия ОГУ «Костромаавтодор» реализованы не были. При наличии финансирования дороги будут отремонтированы.
Представитель третьего лица Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области Дмитриева О.А. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Представитель ГИБДД УВД Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст.15 вышеназванного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.6 вышеназванного Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Требования к состоянию дорог установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11 октября 1993 года.
В соответствии с п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1 к данному пункту.
Автодорога Кострома - Верхнее Спасское и Мантурово-Шарья относятся к дорогам по их транспортно-эксплуатационным характеристикам к категории «В», является собственностью Костромской области и находится на балансе ОГУ «Костромаавтодор» на праве оперативного управления.
Данное обстоятельство никем из участников процесса не оспаривается.
Исходя из положений пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 на автодорогах данной категории допускаются повреждения покрытия на 1000 кв.м. не более 2.5 см (весной 7,0).
В ходе проведенной проверки было установлено, что на проезжей части 8,9,16,21,22,23 км автодороги Мантурово - Шарья; на проезжей части 227-232, 234-240, 242,243, 246-248, 250-256, 258-264, 267, 270,271, 274,276, 277, 284, 285, 287, 288 км автодороги Кострома - Верхнее Спасское имеется колейность глубина, которой значительно превышает предельно допустимые повреждения покрытия для дорог данной категории, и колеблется от 6 до 17 см.
До настоящего времени указанные выше недостатки не устранены.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Согласно Уставу ОГУ «Костромаавтодор» цель деятельности учреждения является осуществление дорожной деятельности для обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и объектов дорожного сервиса; исполнение полномочий землепользователя; работа с владельцами примыкающих объектов и иные цели.
Предметом деятельности учреждения является осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Для достижения указанных выше целей учреждение осуществляет специальные управленческие, организационные и иные функции в области дорожной деятельности и использования автомобильных дорог в Костромской области, в том числе: осуществляет контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая техническое обследование, испытания, паспортизацию, диагностику и оценку транспортно-эксплутационного состояния автомобильных дорог; заключает государственные контракты по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них в пределах своей компетенции; выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации программ и проектов в области дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников; обеспечивает подготовку проектно-сметной документации и ее утверждение; обеспечивает сохранность имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, принимает меры по охране автомобильных дорог.
При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано обеспечить сохранность имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт.
Таким образом, следует прийти к выводу, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги, является обязанностью ОГУ «Костромаавтодор».
Данное обстоятельство следует и из пояснений лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.68 ГПК РФ являющихся доказательствами по делу.
С учетом недостатков, выявленных в содержании автомобильных дорог, несоответствия автомобильных дорог требованиям ГОСТ, следует прийти к выводу об обоснованности требований прокурора об обязании ОГУ «Костромаавтодор» привести путепровод в соответствие с ГОСТ Р 50597-593.
Такое решение принимается судом исходя и из того, что недостатки в организации и проведении дорожной деятельности непосредственным образом влияют на безопасность дорожного движения по указанным автомобильным дорогам общего пользования и затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают угрозу для жизни и здоровья людей.
Оснований для возложения указанной выше обязанности на других лиц, суд не усматривает.
В соответствии с п.36 и п.37 Устава ОГУ «Костромаавтодор» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Оснований для возложения субсидиарной ответственности по выполнению работ по приведению рассматриваемых дорог в нормативное состояние на главного распорядителя бюджетных средств - Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в настоящее время не имеется, поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не установлена невозможность исполнения ответчиком указанных работ.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из данной нормы, а также требований ч.5 ст.198 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым, поскольку предполагает наличие ответственности за его неисполнение.
С учетом неудовлетворительного состояния автомобильных дорог Мантурово-Шарья и Кострома - Верхнее Спасское в Мантуровском районе Костромской области, подтверждаемого имеющимися в деле доказательствами, приведение их в соответствие потребует значительных денежных средств.
При определении срока исполнения решения суд принимает во внимание, что работы по приведению дорожного покрытия должны быть организованы в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", данный порядок также предполагает определенные временные и материальные затраты. При этом также суд учитывает сезонный характер работ, необходимых для приведения дороги в нормативное состояние.
При таких обстоятельствах суд считает заявленный прокурором срок для приведения путепровода в надлежащее состояние до dd/mm/yy обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования Прокурора Мантуровского района удовлетворить.
Обязать Областное Государственное учреждение «Костромаавтодор» привести проезжую часть автодороги Мантурово - Шарья и Кострома - Верхнее Спасское в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», устранив колейность на проезжей части 8,9,16,21,22,23 км автодороги Мантурово - Шарья; на проезжей части 227-232, 234-240, 242,243, 246-248, 250-256, 258-264, 267, 270,271, 274,276, 277, 284, 285, 287, 288 км автодороги Кострома - Верхнее Спасское в срок до dd/mm/yy.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы.
Судья