№2-278/2011 Об отмене предписания государственной инспекции труда Костромской области



гр. дело № 2-278/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» марта 2011 года

Ленинский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Юдиной О.И.,

при секретаре Комаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного предприятия Костромской области «Проектавтодор» об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области от 01.02.2011 г.,

УСТАНОВИЛ:

ГПКО «Проектавтодор» обратилось в суд с заявлением об отмене предписания Государственной инспекции труда в Костромской области № от 01.02.2011 г. об установлении на предприятии ставки рабочего первого разряда в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в размере <данные изъяты>. с 4 квартала 2008 г., мотивируя свои требования тем, что ГПКО «Проектавтодор» не является стороной социального партнерства, заключившей Федеральное отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г., предприятие не входит в Ассоциацию дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» и не уполномочивало кого-либо из сторон социального партнерства на заключение данного соглашение. По мнению заявителя, Государственная инспекция труда Костромской области не наделена правом осуществления контроля за исполнением сторонами условий соглашения. Установление требуемого размера тарифной ставки с 4 квартала 2008 г. не повлечет за ГПКО «Проектавтодор» обязанности по перерасчету и выплате недостающей части заработной платы работникам предприятия, поскольку минимальная ставка рабочего первого разряда установлена Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в 2008 г. Таким образом, срок обращения в суд работников предприятия за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании недополученной заработной платы в настоящее время истек.

В судебном заседании представитель ГПКО «Проектавтодор» Соколов Д.В. заявление об отмене предписания поддержал по основаниям, в нём изложенным.

Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области - Торопов А.Ю., представитель Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГПКО «Проектавтодор» - Аникин Д.Б. с заявлением ГПКО «Проектавтодор» не согласились, полагали, что предписание об устранении нарушения требований трудового законодательства было вынесено государственным инспектором труда на законных основаниях, в пределах полномочий, предоставленных ему ст. 357 ТК РФ.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Костромской области, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, по заявлению председателя Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГПКО «Проектавтодор» Аникина Д.Б. Государственной инспекцией труда в Костромской области в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy была проведена проверка соблюдения трудового законодательства ГПКО «Проектавтодор».

В ходе проверки установлено, что dd/mm/yy в ГПКО «Проектавтодор» принят коллективный договор на 2010-2013 г.г., который прошел уведомительную регистрацию в Департаменте по труду и занятости администрации Костромской области (регистрационный № от dd/mm/yy).

В соответствии с п. 4.1 коллективного договора работодатель взял на себя обязанность установить минимальную тарифную ставку рабочего первого разряда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в размере <данные изъяты>. Однако, в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. тарифная ставка в размере <данные изъяты>. была установлена с 4 квартала 2008 г.

По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда в адрес ГПКО «Проектавтодор» dd/mm/yy выдано предписание №, в соответствии с которым предписано, установить ставку рабочего первого разряда в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в размере <данные изъяты>. с 4 квартала 2008 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В силу ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспектора труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Таким образом, осуществляя проверку соблюдения ГПКО «Проектавтодор» требований трудового законодательства и направляя работодателю, по результатам проведенной проверки, предписание об устранении выявленных нарушений, государственный инспектор труда действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Согласно ст. 24 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов социального партнерства, являются обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашением является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В силу ст.48 Трудового кодекса РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Судом установлено, что dd/mm/yy Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, было заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г.

dd/mm/yy данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № от dd/mm/yy и было опубликовано в журнале «Труд и страхование» № 6 за 2008 г.

19.08.2008 г. было опубликовано письмо Министра здравоохранения и социального развития РФ с предложением к работодателям, не участвующим в его заключении, присоединиться к нему.

Соглашением от 28.12.2010 г. срок действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г. продлен на 2011-2013 г.г.

В соответствии с п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г., базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства с 4 квартала 2008 г. была установлена в размере <данные изъяты>.

Мотивированного отказа присоединиться к соглашению, ГПКО «Проектавтодор» не направлялось.

Будучи допрошенной в ходе судебного заседания, представитель Департамента по труду и занятости Костромской области Гусева Г.Б. суду пояснила о том, что в соответствии со ст. 48 ТК РФ, соглашения, заключаемые на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях, распространяются на работодателей, которые подписали данное соглашение, или уполномочили подписать соглашение, которые присоединились к соглашению, или которые входят в объединение работодателей, подписавших соглашение. Стороной Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г. является Ассоциация дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС». Данное соглашение распространяется на проектно-изыскательские организации в том случае, если они являются членами «РОДОС», либо письменно уполномочили данную ассоциацию от своего имени заключить это соглашение. ГПКО «Проектавтодор» не является дорожной организацией и не входит в указанную ассоциацию. ГПКО «Проектавтодор» обязано соблюдать Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г. только в том случае, если условия соглашения были включены в коллективный договор.

В соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы» сторонами соглашения являются:

- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - профсоюз) в соответствии с Уставом профсоюза;

- работодатели в лице их представителей:

Федерального дорожного агентства (представитель организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей «АСПОР» и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени;

Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени);

Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших «РОДОС» заключить Соглашение от их имени).

Как следует из устава, утвержденного dd/mm/yy, ГПКО «Проектавтодор»является не дорожным, а проектно-изыскательским предприятием и осуществляет цели и задачи, связанные с выполнением проектно - изыскательских работ.

На момент заключения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г. ГПКО «Проектавтодор» в перечисленных выше ассоциациях и объединениях не состояло, и заключать их от своего имени настоящее соглашение не уполномочивало.

В то же время, из содержания коллективного договора ГПКО «Проектавтодор» на 2007-2009 г.г., заключенного dd/mm/yy (п. 2.1), следует, что работодатель обязался соблюдать условия Федерального отраслевого соглашения, отраслевого регионального, территориального соглашений и индексировать минимальную тарифную ставку рабочего первого разряда в установленном соглашениями порядке.

Таким образом, у государственного инспектора труда имелись правовые основания для вынесения в адрес ГПКО «Проектавтодор» предписания об устранении нарушения требований трудового законодательства и выполнении условий коллективного договора.

Вместе с тем, вынося предписание об установлении с 4 квартала 2008 г. ставки рабочего первого разряда в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в размере <данные изъяты>., государственный инспектор труда не учел следующее.

Согласно ст. 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ, регулирующей условия порядок, и сроки реализации данного конституционного права применительно к индивидуальным трудовым спорам, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Как следует из объяснений представителя Государственной инспекции труда в Костромской области, предписание было выдано инспектором труда с целью защиты нарушенных трудовых прав работников, а именно выплаты работникам данного предприятия недополученной заработной платы, тогда как для защиты этого права самими работниками ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок.

Действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сами работники, должен был соблюдать установленный законом для рассмотрения трудового спора срок.

По смыслу закона, использование иных (кроме судебной защиты) способов защиты трудовых прав должно производиться в сроки, не превышающие установленные Трудовым кодексом РФ, сроки обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Тарифная ставка рабочего первого разряда в размере <данные изъяты>. установлена с 4 квартала 2008 г. Оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда 01.02.2011 г.

Учитывая, что установленный законом срок для обращения в суд пропущен, при этом правоотношения между работодателем и работниками носят длящийся характер, недоначисленная заработная плата может быть взыскана в пользу работников только в пределах срока, установленного ст.392 ТК РФ.

Однако, в соответствии с коллективным договором ГПКО «Проектавтодор» на 2010-2013 г.г. (п. 4.1) минимальная ставка рабочего первого разряда в размере <данные изъяты>. установлена с dd/mm/yy

По факту нарушения условия коллективного договора от dd/mm/yy и несвоевременной выплаты работникам ГПКО «Проектавтодор» заработной платы, прокуратурой города Костромы в адрес руководителя предприятия вынесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства и направлены мировому судье судебного участка № 6 города Костромы заявления о выдаче судебных приказов о взыскании с ГПКО «Проектавтодор» задолженности по заработной плате и иным выплатам. Вопрос о взыскании задолженности по заработной плате работников ГПКО «Проектавтодор», образовавшейся в период 2010-2011 г.г. был разрешен в судебном порядке.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами исполнительного производства и объяснениями сторон в ходе судебного заседания.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, предписание Государственной инспекции труда в Костромской области № от 01.02.2011 г. подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Государственного предприятия Костромской области «Проектавтодор» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Костромской области № от 01.02.2011 г., в соответствии с которым Государственному предприятию Костромской области «Проектавтодор» предписано установить с 4 квартала 2008 г. ставку рабочего первого разряда в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме.

Судья Юдина О.И.