№ 2-117/2011 Об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилья



Дело № 2-117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Шуваевой Н.А.

при секретаре Кузьминой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазайхиной Е. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области о признании решения подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и возврата документов незаконными, обязании направить заявление в Комиссию ФССП России для принятия решения по существу заявленных требований,

У С Т А Н О В И Л:

Мазайхина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области с учетом уточнений заявленных требований просит признать решение подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральный службы судебных приставов по Костромской области (УФССП по Костромской области) единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, указанное в протоколе от dd/mm/yy № незаконным, признать незаконным возврат документов, направленных ею dd/mm/yy в Комиссию ФССП России для принятия решения по существу заявленных требований.

Требования обоснованы тем, что dd/mm/yy руководитель УФССП по Костромской области возвратил истцу документы, адресованные в Комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Данный возврат документов является незаконным, так как подкомиссия в нарушение постановления Правительства РФ приняла окончательное решение. В компетенцию подкомиссии не входит возврат документов. Подкомиссия рассматривала документы и принимала решение в отсутствие председателя подкомиссии. Возглавлявший подкомиссию заместитель председателя подкомиссии не наделен полномочиями председателя, что является нарушением приказа ФССП России. Представленный пакет документов в полном объеме соответствовал п.6 Правил, утвержденных постановление Правительства РФ № 63. Кроме перечисленных документов был предоставлен договор аренды жилого помещения, согласно которому истец принимает в аренду квартиру, где проживает вместе с сыном. Данная квартира является собственностью супруга, который проживает отдельно. Согласно ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Договором аренды установлен иной режим имущества. Выдел доли совместно нажитого имущества не производился. Понудить выделить долю Комиссия и Подкомиссия не вправе. Сведения, представленные из регистрирующих органов, подтверждают, что у истца и у ее сына, заявленного в качестве члена семьи, жилые помещения отсутствуют. dd/mm/yy истцом с мужем заключено соглашение о разделе имущества между супругами, согласно которому квартира является исключительной собственностью Мазайхина А.Н. с момента ее приобретения. Все имущество и имущественные права (кроме квартиры) являются совместной собственностью, его правовой режим должен соответствовать действующему законодательству и соглашению. Представленное заявление с приложенными документами в полном объеме соответствует постановлению Правительства № 63 и подлежит направлению в Комиссию ФССП для принятия решения по существу.

В судебном заседании Мазайхина Е.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.

Представители УФССП по Костромской области Потапов С.В., Орловский В.И. против удовлетворения исковых требований возражали.

Мазайхин А.Н., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, представителей ответчика и третье лицо, исследовав материалы дела, обозрев материалы учетного дела <данные изъяты> Мазайхиной Е.В., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Порядок и условия предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения предусмотрен Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года № 63.

Согласно п.2 Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;

в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

е) проживает в общежитии;

ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Мазайхина Е.В. с dd/mm/yy по настоящее время работает в УФССП по Костромской области в должности <данные изъяты>. Стаж государственной службы по состоянию на dd/mm/yy составляет ....., что сторонами не оспаривается и подтверждается справкой УФССП по Костромской области (учетное дело л.д.36).

dd/mm/yy Мазайхина Е.В. обратилась в подкомиссию УФССП по Костромской области по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (подкомиссия УФССП по Костромской области) с заявлением, адресованным в Комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (комиссия ФССП России) о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ( учетное дело л.д. 4).

dd/mm/yy подкомиссия УФССП по Костромской области, рассмотрев заявление Мазайхиной Е.В. о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, приняла решение об отсутствии условий для направления учетного дела Мазайхиной Е.В. в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Как следует из протокола заседания подкомиссии УФССП по Костромской области, также пояснений истца и представителя ответчика в судебном заседании, причиной отказа в направлении учетного дела Мазайхиной Е.В. в комиссию ФССП России послужило отсутствие у истца установленных законом условий, при наличии которых гражданский служащий может быть признан нуждающимся в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Судом установлено, что согласно заявлению о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy Мазайхина Е.В. просила поставить ее на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, указывая на отсутствие в наличии жилой площади.

Вместе с тем из приложенных Мазайхиной Е.В. к заявлению о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения документов видно, что Мазайхина Е.В. с dd/mm/yy состоит в зарегистрированном браке с Мазайхиным А.Н.

Мазайхин А.Н. имеет в собственности квартиру № в доме № на ул. ..... общей площадью ..... кв.м, которая приобретена в период брака с истцом на основании договора купли-продажи от dd/mm/yy.

В соответствии с ч.1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Согласно ч 2 ст. 34 СК РФ нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства является общей собственностью супругов.

В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" непосредственно указано, что общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Как следует из пояснений Мазайхиной Е.В. на заседании комиссии, представленных истцом документов, брачный контракт или иные соглашения с супругом Мазайхиным А.Н. об изменении права собственности на общее имущество она не заключала (учетное дело л.д.51).

Данные обстоятельства Мазайхина Е.В. подтвердила в судебном заседании.

Таким образом, в силу прямого указания закона Мазайхиной Е.В. на праве общей совместной собственности с Мазайхиным А.Н. принадлежит квартира по адресу: ..... общей площадью ..... кв.м.

Поэтому то обстоятельство, что между Мазайхиным А.Н. и Мазайхиной Е.В. заключен договор аренды на данное жилое помещение, не является для спорных отношений юридически значимым обстоятельством, не может учитываться как факт отсутствия у истца права собственности на жилое помещение - квартиру № в доме № на ул. ......

Представленное суду Мазайхиной Е.В. соглашение о разделе имущества между супругами от dd/mm/yy (л.д.39) не может служить основанием для признания решения подкомиссии от dd/mm/yy незаконным, поскольку данное соглашение к заявлению о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Мазайхиной Е.В. не прилагалось, подкомиссии не предоставлялось и не могло быть представлено, так как подписано Мазайхиным А.Н. и Мазайхиной Е.В. после вынесения подкомиссией оспариваемого решения.

Исходя из общей площади жилого помещения ..... кв.м, находящегося в совместной собственности Мазайхина А.Н. и Мазайхиной Е.В. по адресу: ..... общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи ( учитывая количество членов семьи, указанных Мазайхиной Е.В. в заявлении) составляет более 15 кв.метров, в связи с чем условий для предоставления единовременной выплаты истцу в порядке п.п. «а,б» п.2 Правил не имеется.

Иные условия предоставления единовременной выплаты Мазайхиной Е.В. в заявлении о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не заявлялись и не заявляются.

При таких обстоятельствах подкомиссия dd/mm/yy обоснованно приняла решение об отсутствии у Мазайхиной Е.В. условий для направления учетного дела в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Доводы Мазайхина Е.В. о незаконности принятого подкомиссией решения в связи с тем, что окончательное решение принято подкомиссией в нарушение постановления Правительства РФ от 27.01.2009 года № 63, а также о том, что в компетенцию подкомиссии не входит возврат документов заявителю, являются несостоятельными.

В соответствии с п.6 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения, принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления государственного служащего, представленного на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским государственным служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы.

Согласно пп. в п.14 вышеуказанных Правил, комиссия принимает решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета.

Порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2009 года № 143н.

Пунктом 7 казанного Порядка формирования и работы комиссий предусмотрено, что по решению руководителя федерального государственного органа в территориальных органах государственных органов формируются территориальные подкомиссии. Полномочия территориальных подкомиссий и порядок их взаимодействия с Комиссией определяются в решении о создании территориальных подкомиссий.

В соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от dd/mm/yy № подлежат образованию в Федеральной службе судебных приставов комиссия, а в ее территориальных органах - подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Приказом № от dd/mm/yy предписано руководителям территориальных органов ФССП России сформировать и возглавить подкомиссии, состав которых утвердить приказом территориального органа, а также назначить должностное лицо, ответственное за сбор, обобщение и предоставление в Комиссию Федеральной службы судебных приставов документов сформированного учетного дела.

В Методическом пособии по организации работы подкомиссий территориальных органов ФССП России по реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», направленном в территориальные органы ФССП России письмом от 18.05.2010 года № 12/08-9723, непосредственно указано, что к одному из этапов работы подкомиссий относится определение установленных законом условий, при наличии которых гражданский служащий может быть признан нуждающимся в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что на подкомиссии в территориальных органах возложены функции по определению установленных законом условий, при наличии которых гражданский служащий может быть признан нуждающимся в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и направлении учетного дела для постановки государственного служащего на учет только в отношении граждан, имеющего на то законные основания.

В письме ФССП России от 18.05.2010 года № 12/08-9723 обращено внимание руководителей территориальных органов ФССП России на то, что характерными недостатками при формировании учетных дел являются, в том числе направление учетного дела для постановки государственного служащего на учет, не имеющего на то законных оснований, наличие противоречий в документах, содержащих сведения о каком-либо факте, имеющем существенное значение для принятия решения о постановке на учет.

Также являются несостоятельными и доводы истца Мазайхиной Е.В. о незаконности принятого решения подкомиссии в связи с тем, что председательствующим в заседании комиссии был заместитель председателя подкомиссии, который не наделен полномочиями председателя, поскольку обязательное участие в заседании подкомиссии председателя подкомиссии законом не предусмотрено.

Состав подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим УФССП по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержден приказом УФССП от dd/mm/yy с изменениями от dd/mm/yy в количестве 9 человек, председателем которой является руководитель Управления - главный судебный пристав Костромской области Потапов С.В.

В заседании подкомиссии при рассмотрении заявления Мазайхиной Е.В. принимали участие 7 человек, решение принято большинством голосов.

Как следует из пояснений представителя УФССП по Костромской области Потапова С.В., он как председатель подкомиссии, всегда просматривает протоколы заседаний подкомиссии, проверяет ее легитимность, результаты голосования, если не согласен с результатами голосования, изменить их не может.

Как следует из пояснений представителя УФССП по Костромской области Орловского В.И. (заместителя председателя подкомиссии), представленных ответчиком документов, ранее под председательством заместителя председателя Орловского В.И. также проходили заседания подкомиссии. Комиссия ФССП России решений подкомиссии под председательством заместителя председателя подкомиссии незаконными не признавала, деньги на приобретение жилья по этим решениям выделены.

Поскольку подкомиссией УФССП по Костромской области не были установлены условия для признания федерального государственного гражданского служащего Мазайхиной Е.В. нуждающейся в единовременной выплате, оснований для направления ее учетного дела в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 года № 63, требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2009 года № 143н, Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от dd/mm/yy № в комиссию ФССП России не имелось. Представленные на рассмотрение подкомиссии документы были возвращены Мазайхиной Е.В. обоснованно.

Учитывая изложенное оснований для удовлетворения заявленных Мазайхиной Е.В. требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Мазайхиной Е. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Костромы.

Судья Н.А.Шуваева