Гр. дело № 2-592/2011 РЕШЕНИЕ 23 мая 2011 года. Ленинский районный суд г. Костромы в составе Председательствующего федерального судьи Кукушкиной О.Л. При секретаре Семеновой Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулаева М. А. о признании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области в государственной регистрации права долевой собственности на недвижимое имущество незаконным, и понуждении зарегистрировать долевое право собственности на вновь созданное недвижимое имущество - двухквартирный жилой дом Тулаев М.А.. обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области (далее Росреестр) с требованием признать незаконным отказ № от dd/mm/yy в государственной регистрации права общей долевой собственности ( доля в праве 1/2 ) на жилой дом по адресу : ..... и о понуждении зарегистрировать долевое право собственности на вновь созданное недвижимое имущество - двухквартирный жилой дом по указанному адресу. Свои требования заявитель мотивировал тем, что им dd/mm/yy было завершено строительство дома по указанному адресу и получен технический паспорт. В dd/mm/yy он обратился к ответчику за регистрацией права собственности в упрощенном порядке, в чем ему было отказано на основании того, что в представленных на регистрацию правоустанавливающих документах усматривается несоответствие требованиям п.1 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого иущества и сделок с ним», а именно в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества и содержащего его описание, представлен не кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, а кадастровый паспорт жилого дома, являющегося многоквартирным. Кроме того, разрешенное использование земельного участка не соответствует требованиям закона. Данный отказ Тулаев М.А. считает незаконным по тем основаниям, что в соответствии с договором аренды от dd/mm/yy земельный участок ему был предоставлен для строительства двухквартирного жилого дома. На настоящий момент действует «дачная амнистия», в соответствии с которой он имеет право на упрощенный порядок регистрации права собственности. Ему был выдан технический паспорт, который подтверждает факт создания двухквартирного жилого дома на земельном участке и содержит его описание. Со ссылками на ст.ст. 131, 219 ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» п. 56 Постановление Пленума ВС РФ № 10, ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года заявитель просит признать оспариваемый отказ незаконным, обязать Росреестр зарегистрировать долевое право собственности на вновь созданное недвижимое имущество - двухквартирный дом № по проезду ....., внести запись в ЕГРП, выдать свидетельство о государственной регистрации права. В судебное заседание заявитель не явился, направил своего представителя Мельник Э.К., который заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель Управления Росреестра Полушкина Е.А. заявление считает необоснованным, действия сотрудников законными, отказ в государственной регистрации законным. В суде поддержала письменный отзыв по делу. Выслушав участников процесса, заслушав специалистов инвентаризации недвижимого имущества Е. и П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения, действия, (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя. Положениями главы 25 Гражданского кодекса РФ устанавливается порядок оспаривания решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц государственных органов являются те, которые привели к нарушению прав и свобод гражданина; создали препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод. Законность действий сотрудников Управления Росрегистрации подлежит проверке на соответствие их Федеральному закону №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с требованиями Федерального Закона о регистрации к компетенции федеральных органов в области государственной регистрации при проведении ими государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п.3 ст. 9); при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки ( п. 1 ст. 13); органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (п.1 ст. 17). Согласно п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами Ш и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона о регистрации регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, в результате которой проверяет юридическую силу правоустанавливающих и других документов. Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом МЮ РФ № 293 от 14.09.2006 года является нормативным актом, определяющим содержание административных процедур, пределы проведения правовой экспертизы документов в сфере исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 93 Административного регламента государственный регистратор при проведении правовой экспертизы, проверяет юридическую силу правоустанавливающих документов и устанавливает соответствие требованиям законодательства формы и содержания документа. Судом установлено, dd/mm/yy Тулаев М.А. обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права долевой собственности ( доля в праве 1/2 ) на жилой дом, расположенный по адресу: ..... на основании кадастровог паспорта от dd/mm/yy, договора аренды земельного участка от dd/mm/yy №, Дополнительного соглашения к договору аренды от dd/mm/yy и соглашения от dd/mm/yy. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе предоставить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона). Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. Согласно абз. 4 п.1 ст. 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Руководствуясь указанными нормами Закона № 122-ФЗ 16.03.2011 года Государственным регистратором Ч. в адрес заявителя направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до dd/mm/yy, на том основании, что в представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документах усматриваются несоответствия п.1 ст. 25.3 Закона о регистрации. Регистратор полагает, что оснований для регистрации прав в упрощенном порядке не имеется, поскольку в качестве подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества и содержащее его описание, представлен не кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, а кадастровый паспорт жилого дома, являющегося двухквартирным. Кроме того, разрешенное использование земельного участка в соответствии с договором аренды, выданное Мельник А.К. и Тулаеву М.А. - для использования в целях строительства 2-х квартирного жилого дома, не соответствует требованиям п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации. Заявителю предложено устранить имеющиеся препятствия к проведению государственной регистрации в срок до dd/mm/yy, однако Тулаевым М.А. указанные недостатки устранены не были. Сообщением от dd/mm/yy № Тулаеву М.А. отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество на основании абз. 4 ( документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства) и абз. 10 ( не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав) п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.. Данный отказ не противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. По смыслу ст. 25.3 Закона о регистрации гражданин вправе зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке в случае когда гражданину предоставлен земельный участок в установленном законом порядке для индивидуального жилищного строительства, либо земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, а также, когда гражданин для себя лично возводит данный объект. Из представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество документов следует, что Тулаеву М.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства не предоставлялся ( в соответствии с договором аренды участок предоставлен для строительства 2-х квартирного жилого дома). Возведенный жилой дом является двухквартирным и не предназначен для проживания одной семьи. В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Двухквартирный жилой дом по своим естественным характеристикам (физическим, конструктивным) может быть поделен на два самостоятельных вида жилых помещений, а именно квартир, вследствие чего он не носит статус индивидуального жилого дома. Таким образом, в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации основания для регистрации права общей долевой собственности за заявителем на данный двухквартирный жилой дом в упрощенном порядке отсутствует. Кроме того, Тулаев М.А. согласно дела правоустанавливающих документов обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права общей долевойсобственности ( доля в прав 1/2 ) на жилой дом по адресу: ...... Вместе с тем, в заявлении в суд он просит обязать ответчика зарегистрировать долевое правособственности на вновь созданное недвижимое имущество - двухквартирный жилой дом по указанному адресу. Однако с таким заявлением Тулаев М.А. в Управление Росреестра не обращался и отказа по таким основаниям не получал. Приостанавливая государственную регистрацию права, а впоследствии и отказывая в государственной регистрации, Управление Росреестра по Костромской области исходило из того, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства, поскольку не были представлены документы, подтверждающие формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства. Сам жилой дом № не соответствует критериям, установленным ст. 25.3 Закона о регистрации, и не может быть зарегистрированным в упрощенном порядке. Таким образом, судом не установлено действий должностных лиц Управления Росрегистрации, не соответствующих нормам специального закона «О государственной регистрации…», которым данные действия регламентируются. Государственная регистрация проведена в рамках полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Государственная регистрация в соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации…» - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме признания незаконными действий ответчика, необходимо установить также, что этими действиями (бездействиями) нарушаются права и охраняемые законом интересы Тулаева М.А.., тогда как такие обстоятельства по настоящему делу также отсутствуют. При этом заявитель в настоящем судебном заседании не представил убедительных доказательств того, что данными действиями нарушены его права, поскольку при надлежащем оформлении документов право на повторное обращение за регистрацией у заявителя не утрачено. Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что нарушения при подаче документов на государственную регистрацию были существенные, заявителю был предоставлен разумный срок для их устранения, чего сделано не было, вследствие чего отказ являлся правомерным. При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что оспариваемое Сообщение Управления Росреестра по Костромской области отказа № от dd/mm/yy об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенный по адресу: ..... в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации, принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и его должностных лиц, и права заявителя не были нарушены. Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ суд В удовлетворении заявления Тулаева М. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ( Управление Росреестра по Костромской области) о признании незаконным отказа № от dd/mm/yy в государственной регистрации права общей долевой собственности ( доля в праве 1/2 ) на жилой дом по адресу : ..... и о понуждении зарегистрировать долевое право собственности на вновь созданное недвижимое имущество - двухквартирный жилой дом по указанному адресу, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский суд г. Костромы после изготовления решения в окончательной форме. Федеральный судья_____________________ Кукушкина О.Л.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ