Дело № 2-583/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ивановой О.А., при секретаре Кокаревой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемухиной М. М., Андреевой М. В. к Департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, у с т а н о в и л : Черемухина М.М., Андреева М.В. обратились в суд с иском к Департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, мотивируя свои требования тем, что Черемухина М.М. является собственниками жилого дома с мансардой и земельного участка, расположенного по адресу: ...... Андреева М.В. является собственником незавершенного строительством жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: ...... Между принадлежащими им домами и земельными участками расположен небольшой земельный участок (общей ориентировочной площадью ..... кв.м.), который никем не используется. В связи с тем, что указанный земельный участок неогорожен, он превратился в пустырь, в место несанкционированного выброса мусора. Несмотря на постоянные попытки привести указанный земельный участок в порядок, через короткий промежуток времени после уборки земельный участок опять приходит в захламленное состояние, захламляя расположенный рядом посадский лес. В этой связи между ними было достигнуто соглашение, в соответствии с которым они договорились разделить указанный земельный участок на два примерно равных участка и оформить право собственности на полученные участки в установленном законом порядке с целью дальнейшего содержания земельных участков в надлежащем состоянии. dd/mm/yy они обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении им в собственность дополнительных земельных участков для эксплуатации принадлежащих им жилых домов. В ответ на указанное заявление ответчиком был дан ответ о необходимости получить дополнительные согласования по использованию испрашиваемых земельных участков. Все необходимые согласования были ими получены. Однако ответчик на их повторное обращение о предоставлении земельных участков в собственность ответил отказом, ссылаясь на то, что испрашиваемые земельные участки являются единственным противопожарным проездом к лесному массиву на данной улице. Администрацией города отказано в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Считают данный отказ незаконным со ссылками на ст.ст.28,34 ЗК РФ. Полагают также, что обстоятельства, препятствующие приобретению в собственность спорных земельных участков, отсутствуют. Более того, мотивы отказа в предоставлении земельных участков считают необоснованными и надуманными в силу того, что какими-либо строительными нормами и правилами не регламентирован вопрос о частоте противопожарных проездов к лесным массивам. Полагают, что противопожарные проезды к лесному массиву, расположенному вдоль улицы ....., имеются: с одной стороны - с улицы ..... через 5 домов от испрашиваемых земельных участков; с другой стороны - с улицы ..... через 4 дома от испрашиваемых земельных участков; а также через сам лесной массив параллельно улице ..... проходит асфальтированная дорога, позволяющая беспрепятственному движению транспортных средств вдоль леса. Кроме того, использование испрашиваемых земельных участков в качестве противопожарных массивов не представляется возможным, так как на протяжении нескольких лет на данных участках лежат железобетонные плиты, полностью исключающие возможность какого-либо проезда к лесному массиву. В связи с этим просят признать незаконным отказ Департамента в предоставлении им в собственность земельных участков по адресу: ....., в районе домов № и № для эксплуатации жилых домов; обязать ответчика предоставить схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане и заключить с ними договоры купли-продажи указанных земельных участков. Истцы Черемухина М.М. и Андреева М.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, их интересы в суде представляет по доверенности Черемухин И.С. В судебном заседании представитель истцов Черемухин И.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области Иванова Е.В. заявленные требования не признала. При этом суду пояснила, что нормы статей 28,34,36 ЗК РФ, на которые ссылаются истцы, устанавливают общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Испрашиваемый земельный участок относится к земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Костромы. Полномочия распоряжения указанными земельными участками на территории г. Костромы с dd/mm/yy осуществляет Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен главой 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Костромы, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 19 мая 2006 года № 140-а. Согласно данному Порядку земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются только в аренду на основании заявления заинтересованного лица. После обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением, Департамент направляет в Администрацию города Костромы копию заявления и обращение о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Администрация города Костромы с учетом градостроительной документации обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и утверждает ее. После поступления из Администрации города утвержденной схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган организует опубликование в газете «Северная правда» информации о предоставлении земельного участка для животноводства, огородничества и иных целей, не связанных со строительством. В случае, если по истечении месячного срока со дня опубликования информации о возможности предоставления земельного участка заявлений от иных лиц о предоставлении земельного участка не поступило, уполномоченный орган предоставляет заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении указанного земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в порядке, установленном Законом. Решение о предоставлении земельного участка в аренду принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта. Копия решения с приложением кадастрового паспорта направляется заявителю, после чего заключается Договор аренды земельного участка. В случае, если в месячный срок со дня опубликования информации о возможности предоставления земельного участка в уполномоченный орган поступило два или более заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, уполномоченным органом принимается решение об организации проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка. Учитывая, что Администрацией города отказано в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, у Департамента отсутствуют основания для осуществления дальнейших действий по предоставлению истцам испрашиваемых дополнительных земельных участков. Поскольку изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к полномочиям Администрации города Костромы, требование о предоставлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков заявлено к ненадлежащему ответчику. Испрашиваемые земельные участки не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, поэтому не могут являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок. Следовательно, требования истцов о заключении договоров купли-продажи земельных участков являются необоснованными. Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены Администрация г. Костромы, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы, Территориальный отдел государственного пожарного надзора г. Костромы ГУ МЧС России по Костромской области. Представитель Администрации г. Костромы Голубев А.Н., представитель Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы Коровкина Н.С. заявленные требования считают необоснованными, поддерживали позицию представителя ответчика. Представители Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы, Территориального отдела государственного пожарного надзора г. Костромы ГУ МЧС России по Костромской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просят дело рассматривать в их отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В судебном заседании установлено, что Черемухина М.М. является собственником жилого дома с мансардой общей площадью ..... кв.м., и земельного участка общей площадью ..... кв.м., расположенных по адресу: ...... Андреева М.В. является собственником незавершенного строительством дома и земельного участка площадью ..... кв.м., расположенных по адресу: ...... dd/mm/yy, а затем dd/mm/yy Черемухина М.М. и Андреева М.В. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, в настоящее время Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного между принадлежащими им земельными участками по адресу: ..... и ....., общей ориентировочной площадью ..... кв.м., для эксплуатации принадлежащих им жилых домов по указанному выше адресу. Письмом Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от dd/mm/yy № Черемухиной М.М. и Андреевой М.В. было сообщено, что по информации, предоставленной Администрацией города Костромы, испрашиваемые земельные участки являются единственным противопожарным проездом к лесному массиву на данной улице. Администрацией города отказано в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Учитывая изложенное, предоставить им испрашиваемый земельный участок не представляется возможным. Таким образом, основанием для отказа в предоставлении истцам спорных земельных участков явился отказ Администрации г. Костромы в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Костромы, утвержденным Постановлением Администрации Костромской области от 19 мая 2008 года № 140-а, изготовление схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к полномочиям Администрации г. Костромы, и является одним из этапом предоставления земельного участка. Поскольку Администрацией города Костромы было отказано в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то у Департамента государственного имущества и культурного наследия отсутствовали основания для дальнейшего разрешения вопроса о предоставлении истцам земельного участка. Каких-либо требований к Администрации г. Костромы истцами не заявлено. При таких обстоятельствах оснований для признания отказа Департамента государственного имущества и культурного наследия в предоставлении истцам спорного земельного участка незаконным не имеется, поскольку ответчик действовал в рамках действующего земельного законодательства. Как пояснил в судебном заседании представитель истцов, данные земельные участки истцы просили предоставить им в целях эксплуатации принадлежащих им жилых домов, расположенных непосредственно с испрашиваемыми земельными участками, то есть для целей, не связанных со строительством. Согласно ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Исходя из смысла ст.34 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам для целей, не связанных со строительством, либо в собственность (бесплатно или за выкуп), либо в аренду. Причем процедуры и критерии предоставления таких земельных участков устанавливаются актом органа государственной власти или местного самоуправления, которые имеют право распоряжения указанными земельными участками. Как указывалось выше, постановлением Администрации Костромской области от 19 мая 2008 года № 140-а утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Костромы. Порядок предоставления земельных участков для ведения животноводства, огородничества и иных целей, не связанных со строительством, урегулирован главой 2 указанного выше нормативного акта. В соответствии с положениями данного нормативного акта земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются только в аренду с ограничением срока. При таких обстоятельствах оснований для предоставления истцам в собственность спорных земельных участков не имеется. Кроме того, испрашиваемые земельные участки не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, в связи с чем в силу п.1 ст.432, п.1 ст.130 ГК РФ, п.2 ст.6 ЗК РФ, Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», они не могут являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок, в том числе договоров купли-продажи земельных участков. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о заключении с истцами договоров купли-продажи земельных участков не имеется. Истцы просят предоставить им данные земельные участки и заключить с ними договоры купли-продажи для эксплуатации принадлежащих им жилых домов, расположенных по адресу: ..... и ...... В судебном заседании установлено, что принадлежащие истцам жилые дома расположены на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности. Данные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет, их площадь достаточна для эксплуатации жилых домов и соответствует нормам предоставления земельных участков для этих целей. Доказательств того, что спорные земельные участки необходимы истцам для эксплуатации данных жилых домов, суду не представлено. На спорных земельных участках строений, принадлежащих истцам на праве собственности либо на ином законном праве, не имеется. В связи с этим не имеется оснований для предоставления им спорных земельных участков и в соответствии со ст.36 ЗК РФ, которой регламентируются вопросы приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В иске Черемухиной М. М., Андреевой М. В. к Департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы. Судья