гр. дело № 2-531/2011 РЕШЕНИЕ «27» мая 2011 года Ленинский районный суд города Костромы в составе: председательствующего судьи Юдиной О.И., с участием прокурора Тыжук М.В., при секретаре Комаровой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования и науки Костромской области об обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокуратурой г. Костромы в порядке надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с ч. 1 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 16.09.2010 г. была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV вида Костромской области. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации 18.06.2003 г. № 313, СНИП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». По результатам проведенной проверки прокурор города Костромы обратился в суд с заявлением о возложении на образовательное учреждение обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 24.12.2010 г. на государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV вида Костромской области возложена обязанность в срок до 01.03.2011 г. провести организационно- хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности: выполнить выход на чердак из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа; оборудовать двери в лестничных клетках устройствами для их самозакрывания и уплотнениями в притворах (осн.ППБ01-03 п.3; СНиП21-01-97* п. 6.18); выполнить эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания (осн. ППБ 01-03 п. 41); доукомплектовать помещения первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм положенности (осн. ППБ 01-03 п. 108, прил. 3); в кабинете завуча, ОБЖ на окнах демонтировать глухие металлические решетки (осн. ППБ 01-03 п. 40); произвести огнезащитную обработку декораций, занавеса в актовом зале (осн. ППБ 01-03 п. 3, п. 36, 150); объект обеспечить прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи (осн. ППБ 01-03 п. 39); на окнах библиотеки демонтировать глухие металлические решетки (осн. ППБ 01-03 п. 40). В срок до 01.08.2011 г.провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности обеспечить своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую, визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре. Световую, звуковую и визуальную информирующую сигнализацию предусмотреть в помещениях, посещаемых данной категорией лиц с нарушением зрения), а также формой у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Обеспечить одновременное включение световых сигналов в виде светящихся знаков со звуковыми сигналами, с частотой мерцания световых сигналов не выше 5 Гц. Визуальную информацию расположить на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения (ППБ 01-03 п. 17); демонтировать горючую отделку покрытия стен в общих коридорах на всех этажах, а также в лестничных клетках в учебном корпусе; в переходе (в месте примыкания жилого корпуса здания к учебному)установить противопожарные двери 2-го типа (СНиП 2.08.02-89* п. 1.15*); лестничные клетки в учебном корпусе (из красного кирпича) отделить от поэтажных коридоров дверями ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.18); в здании школы из двух кабинетов комбинированной мастерской по обработке металла и древесины сделать дополнительные выходы непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским (осн. ППБ 01-03 п. 3; СНиП2.08.02-89* п. 1.122); у кабинета ИЗО и черчения(№7) лестничную клетку отделить от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.18); у кабинета начальных классов (№37) лестничную клетку отделить от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.18*); у кабинета начальных классов (№34) переоборудовать в дери с открыванием по направлению пути эвакуации (осн. ППБ 01-03п.3,НПБ110-03;НПБ 88-2001* 12.41); здания обеспечить системой внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85* «Внутренний 9% водопровод и канализация». Недостаточное количество стояков пожарных кранов. Два из имеющихся стояков пожарных кранов заварены и не укомплектованы рукавами и стволами (в коридоре из административного здания в здание школы, запасной выход). Устранить «мертвые зоны» непротушки (осн. ППБ 01-03 п. 3; НПБ 89,91; СНиП 2.04.01-85*); в спортивном зале и лестничной клетке в месте примыкания одной части здания к другой под углом необходимо обеспечить расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м заполнить их противопожарными окнами 1-готипа (МДС21-1.98раздел 2 п. 4.1.9); в месте примыкания одной части здания деревянного к другому из красного кирпича под углом обеспечить расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенными в наружных стенах не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4м заполнить их противопожарными окнами 1-го типа (МДС 21-1.98 раздел 2 4.1.9); в месте примыкания одной части здания деревянного (5-ойстепениогнестойкости) к другому из красного кирпича (3-й степени огнестойкости установить противопожарную дверь 2-го типа (СНиП 2.08.02-89* п. 1.15*). Во исполнение решения Свердловского районного суда г. Костромы от 24.12.2010 г. часть организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности образовательным учреждением была выполнена. Однако, в связи с отсутствием денежных средств у образовательного учреждения администрацией в установленный срок (до 1 марта 2011 г.) не выполнено одно мероприятие - учреждение не обеспечено прямой телефонной связью с центральным пультом пожарной связи. Определением Свердловского районного суда от 07.04.2011 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда в данной части до 31.08.2011 г. Учитывая, что устранение оставшихся нарушений требует значительных денежных средств, которыми образовательное учреждение не располагает, прокурор города Костромы обратился в суд с иском к Департаменту образования и науки Костромской области об обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Судом к участию в деле в качестве 3-го лица был привлечен Департамент финансов Костромской области. В судебном заседании прокурор Тыжук М.В. исковые требования поддержала, просила Обязать Департамент образования и науки Костромской области осуществить финансирование следующих мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГОУ школе - интернат 3-4 вида: обеспечение своевременного получения доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую, и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре. Обеспечение световой, звуковой и визуальной информирующей сигнализации в помещениях, посещаемых данной категорией лиц (с нарушением зрения), а также у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Обеспечение одновременного включения световых сигналов в виде светящихся знаков со звуковыми сигналами, с частотой мерцания световых сигналов на выше 5 Гц. Расположение визуальной информации на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения (ППБ 01-03 п.17); демонтаж горючей отделки покрытия стен в общих коридорах на всех этажах, а также в лестничных клетках в учебном корпусе; установка в переходе (в месте примыкания жилого корпуса здания к учебному) противопожарных дверей 2-го типа (СНиП 2.08.02-89* п.1.15*); отделение лестничных клеток в учебном корпусе (из красного кирпича) от поэтажных коридоров дверями ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); оборудование в здании школы дополнительных выходов из двух кабинетов комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским (осн. ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.08.02-89* п.1.122); отделение у кабинета ИЗО и черчения (№7) лестничной клетки от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); отделение у кабинета начальных классов (№37) лестничной клетки от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); переоборудование у кабинета начальных классов (№34) двери с открыванием по направлению пути эвакуации (осн. ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03; НПБ 88-2001*12.41); обеспечение зданий системой внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация». Недостаточное количество стояков пожарных кранов. Два из имеющихся стояков пожарных кранов заварены и не укомплектованы рукавами и стволами (в коридоре из административного здания в здание школы, запасной выход). Устранение «мертвых зон» непротушки (осн. ППБ 01-03 п.3;НПБ 89,91; СНиП 2.04.01-85*); обеспечение в спортивном зале и лестничной клетке - в месте примыкания одной части здания к другой под углом расстояния по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м. заполнить их противопожарными окнами 1-го типа (МДС 21-1.98 раздел 2 п.4.1.9); обеспечение в месте примыкания одной части здания деревянного к другому из красного кирпича под углом расстояния по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенными в наружных стенах не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м. заполнение их противопожарными окнами 1-го типа (МДС 21-1.98 раздел 2 п.4.1.9); обеспечение объекта прямой телефонной связью с центральным пультом пожарной связи. Представитель Департамента образования и науки Костромской области Деулина М.И. исковые требования не признала, пояснила, что Департамент образования и науки Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области. Финансирование Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области, а также из областного бюджета за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным законодательством РФ и Положением «О Департаменте образования и науки Костромской области», утвержденным Постановлением Губернатора Костромской области от 25.06.2009 г. № 128 Департамент вправе распоряжаться финансовыми средствами в пределах утвержденных смет и ассигнований. В 2010 г. данному образовательному учреждению были перечислены денежные средства с целью финансирования Представитель Областного государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV вида Костромской области» Малафеева А.Г. исковые требования прокурора города Костромы поддержала. Представитель Департамента финансов Костромской области Романов В.И. с исковыми требованиями не согласился, полагает, что требование прокурора обязать осуществить финансирование фактически связано с перераспределением бюджетных средств, тем самым нарушает принципы самостоятельности и сбалансированности (ст. 31 ч. 3 Бюджетного кодекса РФ), а также противоречит требованиям ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным правоотношениям. Такое требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ не входит в компетенцию суда и неподведомственно суду. В 2011 г. на основании письма Департамента образования и науки Костромской области дополнительно выделены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> руб., лимиты бюджетных обязательств доведены в размере <данные изъяты> руб., которые могут быть направлены образовательным учреждением на устранение недостатков. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно п. п. 13.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации. Согласно п. 6.2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции субъекта Российской Федерации относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с п. 7, 98, 99 Устава ОГКОУ школе - интернат III - IV вида, утвержденного директором Департамента образования и науки Костромской области 21.04.2011 г., учредителем школы является Костромская область, функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования и науки Костромской области. Школа-интернат финансируется из бюджета Костромской области на основании бюджетной сметы, которая утверждается учредителем. В силу п. 4 Постановления Администрации Костромской области от 27.05.2008 г. № 160-а «О поручении исполнительным органам государственной власти Костромской области осуществлять полномочия от имени Администрации Костромской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области» исполнительным органам государственной власти Костромской области, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики (сферах управления) поручено осуществлять от имени администрации Костромской области полномочия по управлению областными государственными учреждениями в соответствующих отраслях экономики (сферах управления). Кроме того, в соответствии с п. 51 Положения о Департаменте образования и науки Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области № 128 от 25.06.2009 г. Департамент образования и науки Костромской области осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. В силу положений ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 4) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 5) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Согласно бюджетной смете, информации о лимитах бюджетных обязательств на 1 квартал 2011 г. по статье расходов «Содержание имущества» 225.000 (проведение ремонтных работ, монтаж, демонтаж) выделено всего <данные изъяты> руб., кредиторская задолженность по данной статье за 2010 г. составляет - <данные изъяты> руб.; по целевой статье расходов «Прочие услуги» 226.000 (испытания чердачных помещений, пропитка) <данные изъяты> руб., кредиторская задолженность за 2010 г. -<данные изъяты> руб. В бюджетной смете расходов ОГКОУ школе - интернат III - IV вида на 2011 г. на осуществление противопожарных мероприятий бюджетные ассигнования не предусмотрены, что не может служить основанием для освобождения Департамента образования и науки Костромской области от принятия всех необходимых мер для устранения нарушений правил пожарной безопасности в указанном учреждении. С учетом изложенных обстоятельств, обязанность по финансированию организационно-хозяйственных мероприятий в целях устранения требований пожарной безопасности должна быть возложена на Департамент образования и науки Костромской области, как на учредителя данного образовательного учреждения. Ссылка представителя Департамента финансов Администрации Костромской области на нормы Бюджетного кодекса РФ несостоятельна, поскольку возникшие между сторонами (учреждением и учредителем) правоотношения в данном случае регулируются нормами гражданского, а не бюджетного законодательства. При разрешении данного спора суд учитывает то обстоятельство, что наличие нарушений правил пожарной безопасности, их несвоевременное устранение является грубым нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ОГКОУ школе - интернат III - IV вида, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а также работников данного образовательного учреждения. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Костромы удовлетворить. Обязать Департамент образования и науки Костромской области осуществить финансирование следующих мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III - IV вида Костромской области»: - обеспечение своевременного получения доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую, и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре. Обеспечение световой, звуковой и визуальной информирующей сигнализации в помещениях, посещаемых данной категорией лиц (с нарушением зрения), а также у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Обеспечение одновременного включения световых сигналов в виде светящихся знаков со звуковыми сигналами, с частотой мерцания световых сигналов на выше 5 Гц. Расположение визуальной информации на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения (ППБ 01-03 п.17); - демонтаж горючей отделки покрытия стен в общих коридорах на всех этажах, а также в лестничных клетках в учебном корпусе; - установка в переходе (в месте примыкания жилого корпуса здания к учебному) противопожарных дверей 2-го типа (СНиП 2.08.02-89* п.1.15*); - отделение лестничных клеток в учебном корпусе (из красного кирпича) от поэтажных коридоров дверями ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); - оборудование в здании школы дополнительных выходов из двух кабинетов комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским (осн. ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.08.02-89* п.1.122); - отделение у кабинета ИЗО и черчения (№7) лестничной клетки от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); - отделение у кабинета начальных классов (№37) лестничной клетки от поэтажных коридоров дверями (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); - переоборудование у кабинета начальных классов (№34) двери с открыванием по направлению пути эвакуации (осн. ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03; НПБ 88-2001*12.41); - обеспечение зданий системой внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация». Недостаточное количество стояков пожарных кранов. Два из имеющихся стояков пожарных кранов заварены и не укомплектованы рукавами и стволами (в коридоре из административного здания в здание школы, запасной выход). Устранение «мертвых зон» непротушки (осн. ППБ 01-03 п.3;НПБ 89,91; СНиП 2.04.01-85*); - обеспечение в спортивном зале и лестничной клетке - в месте примыкания одной части здания к другой под углом расстояния по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м. заполнить их противопожарными окнами 1-го типа (МДС 21-1.98 раздел 2 п.4.1.9); - обеспечение в месте примыкания одной части здания деревянного к другому из красного кирпича под углом расстояния по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенными в наружных стенах не менее 4 м. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м. заполнение их противопожарными окнами 1-го типа (МДС 21-1.98 раздел 2 п.4.1.9); - обеспечение объекта прямой телефонной связью с центральным пультом пожарной связи. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 дней после его изготовления в окончательной форме. Судья Юдина О.И.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ