Гр. дело 2-916/2011 РЕШЕНИЕ 18 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Костромы в составе: Председательствующего судьи Кукушкиной О.Л. При секретаре Семеновой Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области о признании права на получение субсидий и взыскании денежных средств Короткова И.К. обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней права на получение субсидий, предусмотренных ст. 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» за изъятых животных (с учетом уточнений) в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Свои требования истец мотивировала тем, что она занималась разведением свиней. При проведении внепланового противоэпизоотического обследования свинопоголовья, принадлежащего ей, установлено массовое заболевание и падеж свинопоголовья разных возрастных групп. По заключению ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии от dd/mm/yy установлена причина заболевания - обнаружен геном вируса классической чумы свиней. dd/mm/yy распоряжением Главы администрации муниципального района г. ..... и ..... района ее личное свиноводческое хозяйство признано очагом по классической чуме свиней, а деревня ..... ..... района, где она проживает с семей и ведет личное хозяйство, - неблагополучным населенным пунктом. Введен карантин и утвержден план мероприятий по ликвидации и недопущению распространения классической чумы. Так как введение карантина в dd/mm/yy и проведение мероприятий по ликвидации и недопущению распространения классической чумы не привели к положительным результатам, то dd/mm/yy Администрацией Костромской области было принято постановление № «Об организации и проведении отчуждения свиней». В соответствии с постановлением было проведено отчуждение животных при ликвидации очага классической чумы свиней, о чем dd/mm/yy был составлен соответствующий акт. Составление данного акта, является основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, предусмотренного Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310. Письмом № от dd/mm/yy директор департамента АПК уведомил ее о том, что принято решение о выплате субсидий за отчужденных животных. Согласно акта от dd/mm/yy было проведено отчуждение, принадлежащего ей свинопоголовья в количестве ..... голов, общим весом ..... кг. Согласно справки-расчета причитающихся субсидий за отчуждение свиней ответчик обязался выплатить ей <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Расчет субсидий произведен департаментом АПК исходя из проведенного им мониторинга цен на территории Костромской области. До настоящего времени указанные субсидии ей не выплачены. Кроме того, она не согласна с оценкой стоимости изъятого имущества. Согласно справки Федеральной службы Госстатистики по Костромской области о том, что средняя цена на свиней живых по Костромской области в dd/mm/yy составила <данные изъяты> рублей за тонну, то есть <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 1 кг живого веса. Истец считает, что имеет право на получение субсидии именно этом размере, а именно в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Со ссылкой на ст. 19 Закона РФ «О ветеринарии» истец просит удовлетворить иск. В судебном заседании Короткова И.К. и третье лицо по делу Коротков М.А. иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Представитель ответчика Департамента АПК Игнатьева Н.А. иск не признала. В суде пояснила, что вина Коротковой И. К. в несоблюдении требований правил ветеринарии по карантинным мероприятиям доказана многочисленными административными материалами. Мясо отчужденных животных имеет свою стоимость. Стоимость за килограмм живого мяса отличается от стоимости больного мяса. При классическом вирусе чумы свинина не становится не пригодной для пищи, она может быть сдана на переработку для изготовления вареной колбасы, копченой колбасы, мясных консервов. В данном случае больное поголовье животных не сдавалось в обработку, а было уничтожено. Как правило, при объявлении карантинных мероприятий серьезных убытков не происходит. Это заболевание лечится, существует вакцина, которая лечит этот вирус. Ущерб возмещается в размере стоимости отчуждаемых животных, а не здоровых, как требует истица. Методики оценки такого мяса не существует, поэтому Департамент провел мониторинг предприятий заготовителей и производителей свинины с целью установления цены отчуждаемого мяса. Размер субсидии составил <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> коп., из расчета <данные изъяты> руб. за килограмм. Данную субсидию Коротковой И.К. было предложено получить, но она отказалась. Третье лицо по делу представитель Департамента финансов Костромской области Крусанова Д.Н. иск не признала, поддержала в суде позицию Департамента и письменный отзыв по делу ( л.д.45-48). Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению Федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора могут быть отчуждены и изъяты продукты животноводства. При этом предприятия, учреждения, организации, граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 года № 310 утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, согласно пункту 9 которых граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Пунктами 10, 11 Правил отчуждения животных предусмотрено, что основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта об отчуждении и изъятии продуктов животноводства, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства. Судом установлено, Короткова И.К. в силу ст. 19 Закона «О ветеринарии» имеет право на возмещение ущерба, понесенного ею в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Согласно постановлению администрации Костромской области от dd/mm/yy № «Об организации и проведения отчуждения свиней», Распоряжения главы администрации муниципального района города ..... и ..... района № от dd/mm/yy « О создании специальной комиссии», Акта комиссии от dd/mm/yy, в личном подсобном хозяйстве Коротковой И.К. отчуждению подлежали животные: хряк ..... голова, свиноматки ..... головы, свиньи с откорма ..... голов, молодняк до 2 месяцев ..... голов, общим весом ..... кг. Отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства производилось с целью ликвидации очага классической чумы свиней. Отчуждаемые животные подлежали уничтожению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации Авиловым В.М. от 04.12.1995 года № 13-7-2/469. Указанный выше акт является основанием для возмещения ущерба. Требование истца о возмещении ущерба является требованием о возмещении ущерба в результате правомерных действий органов государственно власти, поскольку они направлены на недопущение распространения опасного для здоровья человека заболевания. В данном рассматриваемом случае действия по изъятию и ликвидации продуктов животноводства были направлены в интересах Российской Федерации ( общественных интересов). Государственных регулируемых цен на отчуждаемое мясо не установлено. В соответствии с п. 9 Правил отчуждения животных предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Согласно п. 8 Положения о порядке организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Костромской области, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 21 октября 2008 года № 378-а граждане и юридические лица - владельцы животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию: имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, утвержденным постановлением администрации Костромской области. Расчет размера субсидий произведен по форме справки-расчета, являющегося приложением к Порядку предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации Костромской области от dd/mm/yy № с учетом данных ценового мониторинга для организации агропромышленного комплекса Костромской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводимого департаментом АПК Костромской области на основании п. 33 Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Костромской области утвержденного одноименным постановлением губернатора Костромской области от 26.11.2010 года № 230. По данным мониторинга цена по заготовительным предприятиям составила по состоянию на dd/mm/yy - <данные изъяты> рублей. В соответствии с расшифровкой № к смете расходов, выделяемых Департаменту АПК на 2011 год по статье «Мероприятия в области сельскохозяйственного производства» в расходованиях областного бюджета по субсидиям на компенсацию части затрат по отчуждению животных заложено 327 000 рублей, в том числе лимиты на 2 квартал 325 000 рублей. Согласно справке-расчета начальника управления ветеринарии Департамента АПК Костромской области Шигоревой АГ., Коротковой И.К. подлежит выплатить за ..... кг отчужденных животных <данные изъяты> рублей, то есть по <данные изъяты> рублей за килограмм условно-годного мяса. Данные расчеты согласуются с проведенным судом мониторингом. Так ИП Ш. сообщила суду, что рыночная цена за килограмм отчуждаемого мяса продукции, произведенной из свинины из неблагополучных пунктов, в которых выявлен вирус классической чумы свинины составляет .....-..... рублей за килограмм. А по сведениям ЗАО «Шувалово» закупочная цена на подобное условно-годное мясо была бы в среднем на 30-50% ниже, чем рыночная цена свинины при нормальных условиях. При этом в dd/mm/yy-dd/mm/yy розничная цена, по которой ЗАО «Шувалово» реализовывало свинину в живом весе, составила .....-..... рублей за килограмм. При таких обстоятельствах, требование истицы о возмещении ей ущерба по цене живого мяса в размере ..... руб. ..... коп. за килограмм ( согласно справке Госстатистики) является необоснованным. Доводы Коротковой И.К. о том, что ей должна быть выплачена компенсация по потребительской цене за килограмм готовой продукции из условно-годного мяса, не основаны на законе, и являются ошибочными. Предложенная Коротковой И.К. субсидия по размеру выше той, которую определяют сельхозпроизводители региона. Субсидия в размере <данные изъяты> руб., является неоспариваемой суммой, обеспечена бюджетным финансированием. Срок предоставления субсидий не нарушен, так как в постановлении администрации Костромской области от 21.10.2008 года № 378-а срок, в течение которого должна быть перечислена субсидия, не указан. При этом, учитывая, что согласно ст.ст. 6,12 БК РФ бюджетные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, выплата субсидии должна быть произведена до конца 2011 года. Учитывая изложенное, основания для взыскания субсидии в большем размере, чем рассчитан уполномоченным органом, отсутствуют. Руководствуясь ст. ст. 194.198,338 ГПК РФ, суд В иске о признании за ней права на получение субсидий, предусмотренных ст. 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» за изъятых животных в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. отказать Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский суд г. Костромы после изготовления решения в окончательной форме. Федеральный судья ____________Кукушкина О.Л.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ