Дело № 2-1089/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Ивановой О.А., при секретаре Ломтевой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Автономной некоммерческой организации «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» о признании отказа Департамента образования и науки Костромской области в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности незаконным, у с т а н о в и л : АНО «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» обратилась в суд с заявлении о признании незаконным отказа Департамента образования и науки Костромской области в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности. Свои требования АНО «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» мотивировала тем, что АНО «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» является некоммерческой организацией, созданной в целях оказания образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации), подготовке, переподготовке специалистов в области охраны труда, промышленной безопасности. Устав организации прошел правовую экспертизу в Управлении Министерства юстиции России по Костромской области, которое dd/mm/yy приняло решение о государственной регистрации АНО «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования». Согласно уведомлению Костромастата от dd/mm/yy по информации регистрирующих органов видами деятельности АНО «ЦПК И ДПО» являются: обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование; обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. dd/mm/yy АНО «ЦПК И ДПО» обратилась в Департамент образования и науки Костромской области с заявлением о выдаче ей лицензии на осуществление образовательной деятельности по пяти дополнительным профессиональным образовательным программам. Уведомлением № от dd/mm/yy Департамент сообщил АНО «ЦПК И ДПО» об отказе в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности к рассмотрению по существу на основании п.2 ст.26 Закона РФ «Об образовании», согласно которому образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуются в учреждениях дополнительного профессионального образования. По мнению Департамента, АНО «ЦПК И ДПО» не вправе реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования. АНО «ЦПК И ДПО» считает данный отказ Департамента образования и науки Костромской области не соответствующим закону, исходя из следующего. АНО «ЦПК И ДПО» заявил для лицензирования образовательную деятельность по программам дополнительного образования. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Заявитель создан в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации. Таким образом, АНО «ЦПК И ДПО» вправе осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования. В судебном заседании представитель АНО «ЦПК И ДПО» по доверенности Жаров Н.Б. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представители Департамента образования и науки Костромской области по доверенности Резник Т.П., Деулина М.И. заявленные требования не признали. При этом суду пояснили, что АНО «ЦПК И ДПО» представила в Департамент заявление и документы на лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования. Однако в силу Закона «Об образовании» дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности; в научных организациях. Таким образом, по их мнению, организационно-правовая форма «автономная некоммерческая организация» не позволяет реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы. Кроме того, определить статус (тип и вид образовательного учреждения) АНО «ЦПК И ДПО» и соотнести его с правом реализации программ дополнительного профессионального образования не представляется возможным по причине его отсутствия в уставе вышеуказанной организации. К участию в деле были привлечены также Управление Министерства юстиции РФ по Костромской области и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области. Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области по доверенности Буравлева А.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. При этом суду пояснила, что органы государственной статистики осуществляют формирование официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении России на основании статистических данных, представляемых хозяйствующими субъектами. Их организация присваивает хозяйствующим субъектам коды по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм. Все остальные коды по общероссийским классификаторам указываются самими хозяйствующими субъектами, их организация не вправе изменять указанные коды. Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвовавших в деле лиц, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что dd/mm/yy АНО «ЦПК И ДПО» обратилась в Департамент образования и науки Костромской области с заявлением о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности по пяти дополнительным профессиональным образовательным программам, а именно: обучение работодателей и работников вопросам охраны труда; обучение руководителей и специалистов экологических служб и систем экологического контроля по обеспечению экологической безопасности; обучение руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами; обучение специалистов автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку опасных грузов; обучение руководителей и специалистов предприятий и лиц, ответственных за пожарную безопасность по пожарно-техническому минимуму. Уведомлением Департамента образования и науки Костромской области № от dd/mm/yy АНО «ЦПК И ДПО» было отказано в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности к рассмотрению по существу со ссылкой на п.2 ст.26 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с п.18 ст.33.1 указанного Закона лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований: 1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа; 2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования не вправе реализовывать; 3) документы, запрошенные лицензирующим органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в срок, установленный положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи. Как указывалось выше, АНО «ЦПК И ДПО» просила выдать лицензию на осуществление образовательной деятельности по пяти дополнительным профессиональным образовательным программам. В силу п.1 и п.2 ст.26 вышеназванного Закона дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности; в научных организациях. Таким образом, законодатель предусмотрел реализацию образовательных программ дополнительного образования только в образовательных учреждениях, посредством индивидуальной педагогической деятельности, в научных организациях. Согласно ст.12 Закона «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Статья 12 Закона определяет правовой статус образовательного учреждения, его организационно-правовые формы, типы, виды. Образовательное учреждение - учреждение, обладающее следующими признаками: а) оно зарегистрировано как образовательное учреждение; б) оно осуществляет реализацию одной или нескольких образовательных программ. Учреждение - вид государственной, муниципальной, негосударственной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности (ст. 120 ГК РФ). Государственный статус образовательного учреждения - это тип и вид образовательного учреждения, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ. Тип образовательного учреждения - группирование образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте, понятие "тип" употребляется как род. Род - характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды). Вид образовательного учреждения характеризует соотношение образовательного учреждения с родом образовательного учреждения и состоит в том, что вид входит в род. Таким образом, из анализа указанных выше норм следует, что под образовательным учреждением понимается учреждение не в широком смысле этого слова, включающее в себя любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, а конкретную организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Из Устава АНО «ЦПК и ДПО» не усматривается, что данная организация является образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, поскольку в Уставе не определен ни тип, ни вид данной образовательной организации. Таким образом, оснований полагать, что АНО «ЦПК и ДПО» в соответствии с п.2 ст.26 Закона «Об образовании» имеет право осуществлять образовательную деятельность по заявленным образовательным программам дополнительного профессионального образования, у суда не имеется. То обстоятельство, что данная организация поставлена на учет в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Костромской области как организация, осуществляющая обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, а также обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, не может служить основанием полагать, что данная организация является образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, поскольку код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности был выбран самой организацией. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Автономной некоммерческой организации «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» о признании незаконным отказа Департамента образования и науки Костромской области в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Костромы. Судья